Формы получения образования

Образовательное учреждение в своей деятельности реали­зует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации обра­зовательной программы могут быть различны. В соответст­вии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ос­воение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования по­стоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обу­чаемый только сдает экзамены по определенным частям образо­вательной программы. При этом преподаватели не следят за про­цессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации «Об образовании» разрешает сочетание этих различных форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть пе­реведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформле­ние соответствующих документов.

Контрольные вопросы

1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появил­ся последним и с чем это связано?

2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образова­тельные программы?

4. Из каких элементов состоят образовательные программы?

5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?

6. Какие существуют типы образовательных учреждений?

7. Какие существуют виды образовательных учреждений?

8. По какому принципу построено управление образованием?

9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?

10. Какие существуют формы получения образования?

Литература

Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ «Об образовании»: опасности и необ­ходимость. - М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.

О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ

Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взгля­нуть на развитие человека и всего человеческого общества в це­лом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй -развитие всего общества в целом - принятие новых, более демокра­тичных и человечных ценностей, норм, установление более гуман­ных отношений, повышение материального уровня. Таким обра­зом, можно сказать, что каждое последующее общество совершен­нее предыдущего.

Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразова­нию и находящийся в постоянном процессе преобразования. Ка­ждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудни­чества современников, а частично из результатов труда предшест­венников. Поэтому всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.

Изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни - они отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением веч­ного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего. Однако надо отметить, что, если в недавнем прошлом такие изменения проис­ходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их уве­личиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Ско­рость проведения, внедрения изменений является весьма красно­речивым показателем и поэтому его часто используют для харак­теристики уровня развития общества.

Значение изменений для развития общества. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах се­годня уровень благосостояния все больше измеряется количест­вом инноваций и степенью их применения. Поэтому если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольст­воваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспокоиться экономиче­ские структуры, государство, все общество.

Для образования внедрение инноваций также является основ­ным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.

Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех об­ластях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.

Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании. Образо­вание как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общест­ва. Однако есть и обратная связь. Сама система образования ока­зывает влияние на общество и на его развитие. Она может уско­рять или тормозить развитие общества. И в этом смысле измене­ния в образовании являются не только следствием, но и необхо­димым условием дальнейшего общественного развития.

Исследования показывают, что без профессионально подго­товленных и образованных кадров нет общественно-эконо­мического прогресса.

Преобразования в обществе и образовании находятся во взаи­модействии. Изменения в общественном развитии определяют изменения в образовании и, наоборот, изменения в образовании создают предпосылки для новых изменений в общественном раз­витии. Поэтому в развитии образования в различных странах встречаются как идентичные, или сходные, тенденции, так и очень большие различия.

Когда речь идет о связи изменений в обществе и изменений в системе образования, следует подчеркнуть, что здесь существуют две точки зрения. Одни считают, что в первую очередь необходимо совершенствовать изменения в общественных отношениях, улуч­шать экономическое положение образовательных учреждений. При этом изменения в педагогической технологии ими считается второ­степенной задачей. Они полагают, что реформа не требует никаких радикальных изменений в педагогическом мастерстве, методиках, содержании образования.

Другие, наоборот, во внутренней перестройке системы образо­вания видят только движение, способное усовершенствовать лишь систему образования. Они полагают, что школьные реформы спо­собны осуществить незначительные изменения в организации, в методах, средствах и формах образовательной и воспитательной работы.

Если первые реформу в системе образования считают задачей общества, то вторые относятся к ней как к делу работников про­свещения. Это значит, что и те и другие не видят или не хотят видеть взаимосвязанности реформы образования с другими ви­дами общественной деятельности и соответственно всего обще­ства. Эти две области не только связаны между собой, но они активно взаимодействуют друг с другом и обусловливают вза­имное развитие.

Не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в сфере экономики и финансов. Конечно, часть педагогических инноваций стано­вится реальностью только при определенных общественных от­ношениях. К примеру, основным условием развития процесса гуманизации образования стали политические преобразования в обществе и изменение экономических механизмов функциони­рования общества. Однако основная масса чисто педагогическо­го инструментария образовательного процесса формируется ра­ботниками образовательной сферы. Эта как бы внутренняя, чис­то педагогическая, часть изменении наращивается на базе тех социальных условий, экономических и политических структур, которые создало себе общество.

Взаимосвязь общественных и педагогических структур и изме­нений очевидна. Поэтому не следует думать, что существует внешняя (общественная) и внутренняя (педагогическая) реформы в образовании, хотя и существует такая точка зрения. Некото­рые полагают, что первая осуществляется извне или сверху, госу­дарством, а вторая, внутренняя, самими работниками просвеще­ния. Первая реформа якобы является делом общества и оно ответ­ственно за нее, а вторая реформа - якобы дело самого образования и за нее может «отвечать» только образование. Считается даже, что в педагогическую реформу общество не имеет права вмешиваться, так как эти преобразования являются специфичным и внутренним делом специалистов. Якобы только они могут и призваны реализо­вывать такую реформу. Данная точка зрения ведет к дезориентации и несогласованности в реформаторских мероприятиях, вызывая большое число трудностей и негативных последствий.

Как это ни странно, но именно те, кто не понимает потребно­сти в синхронизации процессов реформы образования и общест­ва, ратуя только за педагогическую реформу, в то же время и ока­зываются самыми ярыми критиками этой реформы. Нарекания вызывает прежде всего малозначимость перемен: реформа ради реформы, реформа ради моды, которая, в сущности, ничего не ме­няет и вносит лишь коррекцию того, что было пропущено преды­дущими реформами, и т.п. Однако и в самом деле это может про­изойти, если педагогическая реформа будет сведена к известным педагогическим исправлениям, если она будет осуществляться от­дельно, как особая реформа, несинхронно и независимо от общест­венной реформы.

При реальном реформировании эти два процесса сливаются в единый общественно-педагогический процесс, который реализу­ется общими усилиями всех общественных и педагогических ор­ганизаций. Без такого понимания сегодняшних преобразований в области образования нельзя ожидать эффективных результатов.

Жизнь нас учит, что человек, живя в обществе, не может разви­ваться автоматически, сам по себе, отдельно от общества. Точно так же и общество не будет развиваться, если сознательно и целе­направленно оно не реформирует свою жизнь, если изменения не носят организованный характер.

Нововведения в образовании являются не только педагогиче­скими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что об­разовательная деятельность представляет особый интерес для об­щества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой облас­ти заинтересовано и общество.

Впрочем, новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, - они должны способствовать развитию и прогрессу. Так же как и в других сферах деятельности, инновации в образований носят массовый характер.

Известно, что демократизация представляет собой существен­ную характеристику и одновременно весьма эффективное средст­во преобразования нашего общества. Она оказывает влияние на образовательную систему как на одну из подсистем общественной системы. Развитие демократических процессов в обществе посто­янно заставляет проводить переоценки в образовательной систе­ме, ее целях и задачах. Иначе говоря, изменения в обществе тре­буют соответствующих перемен в образовании. Новые, более гу­манные отношения в разных сферах общественной жизни и труда требуют создания таких же отношений и в образовании.

Апробация и внедрение новых форм и методов работы с учени­ками представляют собой постоянную потребность нашей школы. Ввиду того что процессы демократизации и гуманизации образова­ния мы понимаем как постоянно идущие, развивающие общество процессы, вытекает и требование не относиться к инновациям как к некоторой мимолетной потребности и краткосрочному явлению. Разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образо­вания следует рассматривать как непрерывный процесс, как компо­нент повседневной образовательной деятельности.

Само построение системы образования для общества, для его сохранения на существующем уровне и для его дальнейшего раз­вития подразумевает, что корни системы залегают в основе, в природе, в сущности нашего общества. Именно поэтому каждое серьезное изменение в структуре общества влечет за собой и из­менение в системе образования. Таким образом, система образо­вания должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности. Однако при этом необходимо отметить, что очень трудно провести четкую границу между плановыми и спонтанны­ми новшествами или между теми, которые проводятся сверху, и теми, которые появляются изнутри самого образования.

Инновации как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преоб­разования общества и образования.

Такое положение неминуемо ведет к новшествам в содержа­нии и прежде всего в методах, формах и организации образовательно-воспитательной работы, а также в отношениях «препода­ватель - ученик».

Значение образования в современном мире. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого факто­ра, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качест­ве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализо­ванными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривает­ся как один из существенных факторов эффективного обществен­ного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные матери­альные условия. Однако какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как он непосредст­венно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

Совершенно очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический прогресс, в свою очередь, ведет к повышению производительно­сти труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят требование совершенствова­ния и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня раз­вития общества, а совершенствование системы образования кос­венным путем способствует и повышению общего уровня жизни.

Иначе говоря, образование следует понимать как основу для развития всех других сфер общественной жизни.

Вот почему инвестиции в образование и науку все больше рас­сматриваются обществом не просто как экономические инвестиции, а начинают включаться в самые важные национальные инвестиции.

Влияние уровня образования членов общества на процесс раз­вития общества не ограничивается только экономическими по­следствиями. Образованность имеет многоаспектное воздействие и представляет собой основной фактор развития человека, а сле­довательно, и общества как суммы входящих в него людей. Она влияет на формирование сознания, навыков, обычаев и традиций людей, а в рамках общества - на общение между ними, формы го­сударственного управления. Степень и структура образования влияют и на жизненный уровень человека, условия его семейной жизни. Возможности экономического прогресса любого человека в значительной степени зависят от степени его образования - чем выше образование, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.

Таким образом, степень и качество образования непосредст­венно влияют не только на совокупные производственные резуль­таты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т.д.

Какое образование необходимо? Быстрые изменения в техноло­гии производства и других областях деятельности человека тре­буют постоянного наблюдения за техническим прогрессом. Это значит, что образование в школе не может претендовать на окон­чательную подготовку к работе. Быстрое увеличение объема зна­ний означает быстрое устаревание полученных знаний. Поэтому от каждого человека и всего общества требуется понимание необ­ходимости постоянного процесса обучения как главной задачи современной жизни.

Кроме того, в современных условиях даже не все профессио­нальное образование обеспечивает подготовку человека на всю жизнь. Узкопрофессиональное образование больше не является достаточной подготовкой к работе. Для работы в любой сфере необходим определенный уровень общей культуры, фундамен­тальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере че­ловеческих отношений. Все это способна дать только фундамен­тальная подготовка.

Общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Это значит, что образование сегодня не может быть це­лью, задачей и привилегией только части общества - молодого по­коления, а является условием достижения успеха в жизни для каждого отдельного человека. Образование превращается в по­жизненный процесс, оно становится непрерывным. Таким обра­зом, образование приобретает новое качество, новую структуру, новые, несколько иные функцию и характер. Непрерывное обра­зование, в сущности, означает новый подход, новую идею, новую философию, новый взгляд на образование.

Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет разви­вать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой сис­темы образовательных учреждений, усовершенствования и пере­квалификации уже имеющих образование и работающих людей.

Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сего­дня в сфере образования внедряется громадное количество инно­ваций различного характера, направленности и значимости. Про­водятся большие или малые государственные реформы, внедря­ются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

1) в общественном положении образования и уровне финанси­рования системы;

2) в структуре системы образования;

3)в содержании образования, т.е. в учебных планах и про­граммах по всем или отдельным предметам;

4) во внутренней организации деятельности школы;

5) в отношениях «учитель - ученик»;

6) в методах обучения;

7) в оборудовании учебных заведений и использовании инфор­мационных технологий в образовании;

8) в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.

Все мы хорошо знаем, что общественное положение образова­ния может в течение времени изменяться. Еще совсем недавно, в начале 80-х годов, почти все выпускники средних общеобразова­тельных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет - в начале 90-х годов - престиж образования упал, количество желающих поступить в институт резко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появилась проблема с набором сту­дентов. Отношение к образованию в обществе можно опреде­лять по той доле финансирования, которая выделяется государ­ством на систему образования. Сравнивая финансирование сис­темы текущего года с теми, которые были выделены в прошлом, позапрошлом и т.д. году, мы видим изменения в общественном по­ложении образования.

Структура системы образования весьма подвижный элемент системы образования (структуры министерства, управлений обра­зования регионального и районного уровня). Изменения в ней происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что хотя структура и является государственным эле­ментом, но на него очень сильное влияние оказывает субъектив­ный фактор - желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

Содержание образования - более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь являются ре­зультатом открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

Внутренняя организация школьной деятельности включает в се­бя организацию определенного типа школы, интерната и различ­ных типов школ с продленным днем, школ без классов (США), а также организацию некоторых вопросов учебной деятельности (группирование учеников в зависимости от успехов по отдельным предметам, организация кабинетного обучения и т.д.).

Отношения «учитель - ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества. Поэтому характеристика типичных для массовой школы отношений является отражением характеристики отношений в обществе. Многие выдающиеся учи­теля становились таковыми в результате того, что они обгоняли свое время и формировали в классах и школах более гуманные че­ловеческие отношения, которые будут характерны для образования через несколько десятилетий.

К нововведениям в методах обучения следует отнести: группо­вое обучение, различные формы индивидуальной работы, различ­ные формы бригадного обучения, введение систем развивающего обучения и др.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической тех­ники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, маг­нитофоны, программируемое обучение с ЭВМ и без него, радиопе­редачи, телевидение. Применение на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики, органи­зации обучения.

Здания и оборудование помещений для учебных заведений яв­ляются необходимым элементом образовательного процесса, од­нако, как мы видим на многих примерах, они не представляют собой определяющий фактор образования.

Реформы и педагогические инновации. Следует различать ре­формы и педагогические инновации. Реформой называют те ново­введения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общест­венном положении образования, в структуре системы образова­ния, в содержании образования, во внутренней организации дея­тельности школы.

Конечно, можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т.е. проводимого только в рамках систе­мы образования) масштаба. Однако при этом всегда следует пом­нить, что любая внутриведомственная реформа, если она доста­точна значима, всегда согласуется с высшим руководством госу­дарства и идет во взаимосвязи с реформированием в других облас­тях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагогические и внепедагогические (общегосударственные) не имеет смысла.

Другое дело - педагогические инновации. Они точно являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Пе­дагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Не все изменения, происходящие в сфере образования, мы назы­ваем педагогическими инновациями. К примеру, изменение обще­ственного положения образования, повышение его статуса и увели­чение финансирования нельзя назвать педагогическими инновация­ми. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т.е. результат проведения политических реформ.

Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями - это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строитель­стве и др.

Изменения в структуре системы образования также нельзя на­звать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфе­ре управления образованием. Отчасти к управленческим инноваци­ям относятся и нововведения во внутренней организации деятельно­сти школ (если эти нововведения не являются вынужденными в ре­зультате введения педагогических инноваций).

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и про­граммах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

3) в отношениях «учитель - ученик»;

4) в методах обучения.

Взаимосвязь педагогических инновации и реформ. Широкое ин­новационное движение - необходимое явление для реформы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы. Такое движение является не только важнейшим услови­ем проведения реформы, но и средством подготовки к реформе. Инновационное движение позволяет формировать сознание и на­правленность активности педагогической общественности, созда­вать профессиональные объединения. Образно говоря, инноваци­онное движение представляет собой несущую конструкцию обра­зовательной реформы.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается прове­дение в жизнь программ демократических реформ.

Причины реформирования. Цель образования сегодня - это соз­дание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики стано­вится личность человека - в полном соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека». Реализация этого права потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики.

Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причи­нами реформирования выступали:

1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демокра­тизировать систему образования.

2. Стремление гуманизировать образование для учета интере­сов отдельного человека.

3. Необходимость приспособления к новым экономическим ус­ловиям существования общества и системы образования.

4. Создание условий для формирования системы образования, ко­торая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.

Особенности реформирования. Реформирование системы обра­зования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.

Одной из важнейших особенностей реформирования системы образования является проведение реформирования в условиях тя­желейшего политического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходи­мым условием для проведения реформы. На начальном этапе ре­формирования системы образования появление новых условий дея­тельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для по­лучения образования.

Однако усиление экономического кризиса привело к необхо­димости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных про­грамм. Сокращение финансирования системы образования при­вело к торможению процесса дальнейшего развития системы об­разования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собствен­но педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существую­щем ее виде.

Второй важнейшей особенностью реформирования системы об­разования в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углуб­ление реформы в образовании шло рука об руку с усилением эко­номических изменений в стране. Такая параллельность явилась необходимым условием развития реформы на протяжении длитель­ного промежутка времени.

Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растя­нутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими пе­ременами последовали изменения во всех социальных сферах, в том числе и в образовании.

Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом резкие изменения не всегда называются реформами, а про­ходят как бы вынужденно, под знаком введения новых законо­дательных актов «для обеспечения деятельности учреждений об­разования в новых экономических условиях». Таким образом, реформа в системе образования носит не только растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем этапах чаще всего реформирование проводилось под лозунгом приспособле­ния системы образования к сложившимся экономическим и со­циальным условиям.

Основные причины реформирования. Было бы неверным замал­чивать сильные стороны прежней российской системы образова­ния. Она укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание, поддерживала необходи­мый уровень научно-технической мысли, осуществляла интеллек­туальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Российская система образования стимулировала соци­альную мобильность молодежи и предоставляла широкие гаран­тии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою оче­редь, обеспечивало ее массовость и общедоступность.

Вместе с тем позитивные начала находились в противоречии с социально-административным укладом экономики, идеологизиро­ванным содержанием образования. Сосредоточение в руках госу­дарства всех рычагов воздействия на образование сводило к мини­муму поддержку образовательных учреждений со стороны произ­водства и со стороны науки. Не могли внести свой вклад в развитие образования и его потребители, т.е. те, кому оно предназначалось. Из-за этого возникла крайне слабая чувствительность образова­тельного комплекса к реальным потребностям отдельного ребенка. В стране в середине 80-х годов фактически отсутствовал легальный рынок образовательных услуг, способный удовлетворить дополни­тельные индивидуальные образовательные потребности населения.

В 80-е годы в системе образования сложилась ситуация, веду­щая к дальнейшему обострению противоречий между реальными интересами и потребностями отдельной личности и официальны­ми направлениями подготовки подрастающего поколения в обра­зовательных учреждениях. Дело в том, что сложившаяся к 80-м годам система образования выше всего ставила интересы государ­ства, при этом на интересы отдельной личности мало обращалось внимания, они почти не учитывались. Такое несоответствие остро ощущалось в обществе и среди педагогической общественности, росло осознание необходимости демократизации и гуманизации системы образования.

Вначале казалось, что решением этой проблемы может стать уделение большего внимания отдельному школьнику. Именно поэтому широкую популярность приобрела идея индивидуализа­ции обучения.

Однако затем стало ясно, что индивидуализация обучения, «ведение» каждого ученика в своем собственном режиме при обу­чении в классе 25-30 человек - дело чрезвычайно сложное и поч­ти безнадежное. Призывы к индивидуальному обучению в госу­дарственных образовательных учреждениях так и остались слова­ми, натолкнувшись на школьную практику.

Несмотря на сложности практической реализации идеи инди­видуального обучения, постепенное осознание педагогами и уче­ными невозможности этого пути, падение популярности индиви­дуального обучения и стремление к изменению сложившейся си­туации оставались очень сильными.

Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку придало популярность другой идее - гуманизации процесса обу­чения. На практике сформировалась личностно-ориентированная педагогика.

Однако решение этой проблемы лежало гораздо глубже. Полу­чить позитивный результат можно было только при изменении об­щих условий деятельности общества. Предпринятая в 1984 г. по­пытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условий не принесла ожидаемых результатов. Эта реформа показала, что необходимы изменения более серьезные -изменения в самой структуре государственной власти. Такие изме­нения начались с конца 80-х годов. В первую очередь на повестке дня стоял вопрос демократизации и децентрализации всей полити­ческой системы.

Демократизация и децентрализация системы предполагала по­строение новой системы управления. Совершенствование струк­туры управления пошло по пути перевода ее из государственной в государственно-общественную как на федеральном, так и на ре­гиональном уровне.

Такие глобальные изменения не происходят сразу, и даже 2-3 лет для них недостаточно. Для формирования в обществе нового пра­вового сознания необходимо время. Переходный период от административно-командной системы к демократическим формам управления может длиться десятилетиями. Поэтому процесс ре­формирования начал растягиваться на долгие годы и принимать постоянно идущий характер.

Демократизация системы образования явилась элементом об­щего процесса демократизации общества. В образовании демокра­тизация выступила тем механизмом, который позволил частично решить вопрос гуманизации системы образования.

Общие экономические и политические преобразования в стране привели к созданию новых экономических условий функционирова­ния системы образования. Таким образом, с начала 90-х годов по­является еще одна причина, требующая изменений, - это необхо­димость приспособления системы образования к новым экономиче­ским условиям существования общества.

По мере усиления общегосударственных экономических пре­образований значение этой причины возрастало, вопросы выжи­вания системы выходили на первый план. При этом, начиная с середины второго этапа, ввиду своей серьезности эта причина отодвинула чисто педагогические задачи и проблемы и начала тормозить развитие системы образования в целом.

Развитие демократических свобод в образовании, предостав­ление больших прав и возможностей самим образовательным учреждениям привело и к ряду негативных явлений. Свои про­граммы, курсы, пособия и учебники стали разрабатывать очень многие. Многие из них не имели для этого достаточного количе­ства психолого-педагогических знаний и практического опыта. В результате появилось большое количество разработок низкого качества. И хотя они назывались инновационными курсами, по­строенными на современных развивающих принципах обучения, но в действительности таковыми не являлись. Чаще всего такие разработки представляли собой усложненные и интенсифициро­ванные курсы, не учитывающие возрастных возможностей уча­щихся, ведущие к обыкновенному натаскиванию учащихся и не способствующие их скорейшему психическому развитию. Такие разработки внешне выглядели весьма привлекательно, но по со­держанию значительно уступали даже старым традиционным программам, пособиям, учебникам.

Наши рекомендации