Система образования как пространство выбора образовательного маршрута

Система образования Российской Федерации в соответствии с Законом «Об образовании» представляет собой совокупность:

1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Определяющими элементами этой системы являются образовательные организации, в которых протекает процесс образования в определенном выше смысле. Рассмотрим некоторые элементы системы.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней. Образовательная программа в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта содержит следующие разделы:

· пояснительная записка;

· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

· примерный учебный план;

· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС;

· программы отдельных учебных предметов, курсов;

· программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

· программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

· программа коррекционной работы;

· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

На основании общих требований к программам каждое образовательное учреждение вносит в Пояснительную записку индивидуальные особенности, обусловленные спецификой данного конкретного учреждения.

Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании, обеспечивающий: равенство и доступность при различных стартовых возможностях;

· сохранение единства образовательного пространства в РФ;

· преемственность ступеней образования;

· вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

· государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

· признание документов иностранных государств об образовании.

Впервые федеральный государственный образовательный стандарт сегодня представлен в виде общественного договора между семьей, обществом и государством в области образования. А это значит, что основой данного договора является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны.

По материалам исследований 1. Интересы учащихся. Результаты исследований мнений школьников о первоочередных задачах школы свидетельствуют о том, что такой задачей учащиеся считают подготовку к самостоятельному решению различных жизненных проблем, развитие их познавательные потребности и возможностей, подготовку к будущей трудовой деятельности: до 80 % выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная жизнь». Поколение учащихся, выросших в постсоветский период становится более свободным и независимым по отношению к авторитетам вообще, и авторитету школы и учителя в частности, что требует выстраивания новой модели обучения, основанной на признании субъектности школьников, уважении их позиций и мнений, сочетании формального и неформального (обязательно и дополнительного) образования. 2. Интересы родителей. Современные родители ожидают от школы, учителя: · развитие интеллекта и социальных компетенций, передачу идеалов и ценностей культуры посредством гуманитарного, социального и эстетического образования, · развитие мотивации к учебе, · использование новых педагогических методик в работе с учащимися. · ориентация преподавания на практическое применение получаемых знаний[126]. В то же время следует отметить, что предъявляя школе определенные требования, далеко не все родители знают и содержание образовательной программы, и формы организации внеучебной деятельности, и возможности взаимодействия школы с другими образовательными и культурными учреждениями; большинство родителей ограничивают свое участие в жизни школы посещением родительских собраний. И все же, если сравнить эти данные с результатами исследований 2004 - 2005 гг., то очевидна тенденция уменьшения ориентации родителей на формирование в школе системы предметных знаний и увеличение ожиданий, связанных с развитием ключевых компетенций школьника, необходимых для успешной самореализации в современном мире, на развитие способностей каждого ученика. 3.Интересы государства. Важными детерминантами деятельности современного учителя являются целевые ориентиры государственной образовательной политики, которые были заявлены в Концепции модернизации и последовательно реализовывались в практике последних лет. Это и ориентация на построение образовательного процесса на развитие ключевых компетенций учеников, реализацию предпрофильной подготовки, введение профильного обучения, введение ЕГЭ для выпускников и ГИА учащихся основной школы, расширение практики публичных отчетов школ как формы социальной отчётности перед общественностью [1] Вахштайн В.С., Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю. Потребности семьи, общества и государства в начальном общем образовании и согласование потребностей (по результатам мониторинга).ж. Вопросы образования, №4, 2008

ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с требованиями образовательного стандарта (материалы располжены на портале «Федеральный государственный образовательный стандарт», режим доступа: http://standart.edu.ru/)

Наши рекомендации