Если какие-то из компетенций оказались неосвоенными, то выясните для себя причины, почему так получилось

Разработайте индивидуальный план самообразования.

Уважаемые преподаватели и студенты! У каждого из вас есть свой Учитель. Данный учебник написан преподавателями кафедры педагогики РГПУ им.Герцена, которые стремились сохранить традиции, которые отражают особенность ленинградской научно-педагогической школы и заложены нашими Учителями. Авторам хотелось ещё раз воздать им «дать сердца» и чуть перефразировав А.С.Пушкина сказать: …они создали нас, они воспитали наш пламень, поставлен ими краеугольный камень, ими чистая лампада возжена….

Сегодня особенно остро ощущается незаурядность личности корифеев кафедры: Шолома Израилевича Ганелина, Евгения Яковлевича Голанта Николая Николаевича Петухова, Раисы Григорьевны Лемберг, всего старшего поколения кафедры –Татьяны Ефимовны Конниковой, Галины Ивановны Щукиной, Ксении Давыдовны Радиной, Тамары Константиновны Ахаян, Михаила Ароновича Верба и наших современников – Зинаиды Ивановны Васильевой, Алевтины Сергеевны Роботовой. Они являются примером по-настоящему образованных людей, к которым в полной мере относится определение Н.Г.Чернышевского « Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова», Будучи совершенно разными, они не противостояли друг другу, а наоборот, усиливали друг друга, сохраняя ту «атмосферу общения, которая благоприятствовала независимости мысли, исключала высокомерие и подобострастность; вместе со своеобразным ароматом свободного, порой забавного, а порой гротескного сочетания самых обыкновенных, а иногда и диковинных собеседников, терпеливых друг с другом».

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых,

И, сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед!

А. Дементьев

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Памятка о том, как писать эссе

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

Внимательно прочитайте весь список вопросов, предложенных для эссе.

Выберите интересную для себя тему из списка предложенных. Старайтесь выбирать тему по содержанию, а не по объему формулировки.

3. Поразмышляйте об этой теме. Задайте вопросы другим – друзьям, родственникам и т.д. постарайтесь сформулировать свою позицию, свой взгляд, пусть и отличный от общепринятого.

Приступайте к написанию эссе и пишите в течение 10 минут без остановки на эту тему. Скорее всего, получится набор неких идей, аргументов.

Выделите основные идеи, аргументы и напишите новое сочинение, используя эти идеи как стержень эссе.

Постарайтесь писать грамотно и разборчиво. Помните о том, что текст только тогда получится связным, когда в голове (в смысле в мыслях) будет порядок

Приложение 2

Методическая подсказка к рефлексии процесса решения профессиональной задачи педагога

После решения профессиональной задачи педагога полезно проводить рефлексию процесса её решения. Это можно делать по-разному. Предлагаем один из вариантов, построенных на методике «незаконченное предложение».

Для решения профессиональной задачи педагога Я:

– определил такое информационное «поле» ее решения ____________

– познакомился со следующими источниками информации:_________ ,

Которые раскрывают такие основные аспекты знания, необходимые для решения задачи

– заранее подобрал аргументы по дискуссионным вопросам_________

– принял участие в обсуждении __

– решил задачу _______________

– представил её решение в виде следующего «продукта»_____________

– продемонстрировал достижения________________________________

– столкнулся с такими трудностями______________________________

– проявил инициативу и ________

– сотрудничал с _______________

– с наибольшим интересом______

– с наименьшим интересом______

– в дальнейшем предполагаю ________

Приложение 3

Именной указатель

Амонашвили Шалва Александрович – (род. 1931 г.) - действительный член Российской Академии Образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий экспериментальной лабораторией инновационной педагогики Московского городского педагогического университета, глава издательского Дома Шалвы Амонашвили. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Ананьев Борис Герасимович – (1907 - 1972) - советский психолог, известен как создатель системной модели человекознания с центральной ролью психологии, а также как автор концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ, доктор психологических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ, декан факультета психологии ЛГУ, член-корреспондент АПН РСФСР, действительный член АПН СССР.

Андреев Валентин Иванович – (род.1940 г.) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики факультета психологии Казанского федерального университета, академик РАО. Научные интересы связаны с исследованиями в области педагогики высшей школы; педагогики творческого саморазвития, мониторингом качества воспитания творчески саморазвивающейся конкурентоспособной личности.

Арсеньев Александр Михайлович – (1906 – 1988) - действительный член АПН СССР с 1959 г., доктор педагогических наук, профессор. Научные интересы связаны с теорией педагогики, дидактикой. По его проектам и разработкам в школу были введены в начале 60-х годов 20 века, наряду с обязательными предметами факультативные курсы по выбору учащихся, для старших школьников - профильные классы с углубленным изучением избранных предметов.

Асмолов Александр Григорьевич – (род. 1949 г.) - академик Российской Академии Образования, доктор психологических наук, профессор, зам. министра образования России (1992—1996); зам. председателя Экспертного совета по психологии и педагогике ВАКа; директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Область научных интересов: общая психология, психология личности, методология психологии, культурная антропология, историческая психология, этнопсихология, практическая психология образования.

Атутов Петр Родионович – (1921 – 2001) - действительный член АПН СССР, действительный член РАО, академик Международной академии технического образования, доктор педагогических наук, профессор. Основное направление научной деятельности — проблемы политехнического, технологического и профессионального образования учащихся. Им разработана концепция функциональной природы политехнических знаний, оказавшая влияние на теорию и практику политехнического образования.

Ахаян Тамара Константиновна – (1921 – 2003) - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Основные научные интересы: проблемы воспитания школьников, формирования убеждений, нравственной направленности личности, общественно-трудовой деятельности школьников.

Бабанский Юрий Константинович - (1927 - 1987) - действительный член АПН СССР (1974), доктор педагогических наук, профессор. В 1975—77 г.г. ректор ИПК преподавателей педагогических дисциплин при АПН СССР. С 1979 вице-президент АПН СССР. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта обучения, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников.

Байбородова Людмила Васильевна – (род. 1952 г.) - .действительный член Российской академии естественнонаучного образования, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Специалист в области теории и методики воспитания, управления воспитательным процессом; создала и реализует концепцию развития малочисленной сельской школы Ярославской области.

Берулава Михаил Николаевич – (род. 1950г.) - академик Российской академии образования, член Президиума РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор Университета РАО, главный редактор журнала «Вестник Университета Российской академии образования». Является основоположником теории гуманизации образования, которая в настоящее время превратилась в общепризнанную научную парадигму.

Беспалько Владимир Павлович – (род. в 1930г.) - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор. Преподает на факультете психологии МГУ. Основные научные труды по теории педагогических систем, дидактике, педагогическим технологиям и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Бехтерев Владимир Михайлович - (1857 – 1927) – российский учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. Создал психоневрологический институт, ныне носящий его имя.

Блонский Павел Петрович – (1884-1941) — русский и советский философ, педагог и психолог. Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Божович Лидия Ильинична – (1908 – 1981) – доктор психологических наук, профессор, ученица Л.С. Выготского, создатель лаборатории психологии формирования личности. Основные научные труды посвящены проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности.

Бондаревская Евгения Васильевна – (род. в 1931 г) -академик РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института Южного Федерального Университета, заслуженный учитель РФ. Научные интересы связаны с проблемами воспитания личности, его ценностных основ, педагогических технологий.

Бронфенбреннер Ури - (1917 – 2005) - американский психолог, специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования.

Брушлинский Андрей Владимирович – (1933 – 2002) - член-корреспондент РАН, академик и один из основателей РАО, доктор психологических наук, директор Института психологии РАН, ученик С.Л.Рубинштейна. Исследовал проблемы психологии личности и мышления, взаимосвязи сознания и бессознательного, внутриутробного развития психики и др.

Васильева Зинаида Ивановна – (род. в 1924 г.) - академик РАО, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики с 1976 года по 1991 год, в настоящее время профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Область научных интересов – методология воспитания, теория и методика нравственного воспитания учащихся, формирование личности специалиста как педагога-исследователя.

Вентцель Константин Николаевич – (1857 - 1947), русский педагог, преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) – одну из первых в мире, в ней провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права. Обосновал необходимость разработки космической педагогики: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса.

Волков Игорь Павлович – (род. в 1927 г.) - учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РСФСР, один из инициаторов в 80-х годах «педагогики сотрудничества». Основная новаторская идея — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника. Разработал и проверил на практике систему выявления способностей учащихся. Организовал в школе «комнату творчества» и ввёл в начальных классах «уроки творчества», предложив школьникам комплексные задания (создание макетов, моделей, скульптур из дерева, пластилина и т. п.).

Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) - советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Газман Олег Семенович – (1936 – 1996) -член-корреспондент РАО, ученый, педагог, общественный деятель-реформатор, работал директором школы, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высокого творческого взлета. Автор уникальной системы организации летнего отдыха детей. В переломные для отечественного образования 1988—89 гг. — один из лидеров Временного научно-исследовательского коллектива «Школа». Выдвинул ряд крупных идей и концепций в области образования: педагогика свободы, педагогика поддержки и др.

Гальперин Петр Яковлевич – (1902 – 1988) - заслуженный деятель науки РСФСР, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Гершунский Борис Семенович – (1935 - ?) - один из учредителей и академик РАО, доктор педагогических наук, профессор. С 70-х гг. разрабатывал проблемы теории и методологии прогностики как направления педагогических исследований, обосновал основные направления и этапы разработки педагогических прогнозов, их методы и приёмы. В сфере интересов - вопросы теории и практики непрерывного образования, философии образования. Участник разработки программ развития образования в России.

Гессен Сергей Иосифович- (1887—1950) – русский философ, ученый-педагог, публицист и переводчик, автор книги "Основы педагогики".

Гинецинский Владислав Ильич – (род. 1940 г.) - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета, член Нью-Йоркской академии наук. Научные интересы связаны с проблемами развития педагогического знания, социальной психологии.

Гончарова Татьяна Ивановна – (?) - народный учитель СССР, учитель истории школы № 536 Санкт-Петербурга, один из соавторов идей педагогики сотрудничества, считала, что урок – это совместный поиск истины учителем и учениками. Ученик на уроке должен работать, а не выслушивать лекции учителя, которые он впоследствии вероятно забудет.

Давыдов Василий Васильевич – (1931 – 1988) - академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития, с изменением принципов современного образования. Созданная им совместно с Д.Б. Элькониным психолого-педагогическая теория развивающего образования получила название теории Эльконина-Давыдова. Эта теория успешно применяется сейчас во многих школах России.

Данилов Михаил Александрович – (1899 – 1973) - член-корреспондент АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики. Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия. Многие идеи были реализованы уже после его смерти в «педагогике сотрудничества».

Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм – (1790 – 1866) -немецкий педагог, либеральный политик, занимался подготовкой учителей, стремился к объединению немецкого учительства, издавал педагогический журнал. Педагогические взгляды: высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Днепров Эдуард Дмитриевич - (р. 1936) — советский и российский педагог, академик Российской академии образования, в 1988—1989 годах руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Школа» при Государственном комитете по народному образованию СССР, разрабатывавшего концепцию современной реформы образования; в 1990—1992 году первый избранный министр образования России, впоследствии — директор Федерального института планирования образования, профессор Государственного университета Высшая школа экономики.

Дубровина Ирина Владимировна — (?) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Дубровский Алексей Александрович – (1926 - 2009г.г.) – директор лагеря в Анапе, занимался разработкой идей летнего отдыха детей.

Дьюи Джон (англ. John Dewey; 1859 — 1952) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Свидетельством международного признания Дж. Дьюи стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Журавлев Василий Иванович – (1923 -1996)— заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (ныне МГОУ им. Крупской. Разрабатывал проблемы развития педагогики как интегративной дисциплины в комплексе наук о человеке, один из организаторов первой в России компьютеризованной информационной системы по проблемам образования, инновационных педагогических технологий. Разрабатывал применительно к учительской практике вопросы конфликтологии.

Загвязинский Владимир Ильич – (род. 1930) - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований института педагогики и психологии Тюменского государственного университета. Научные интересы связаны с методологией педагогических исследований, педагогической инноватикой, инновационными процессами в образовании.

Занков Леонид Владимирович - (1901 — 1977) — академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по науке НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор системы развивающего обучения.

Зимняя Ирина Алексеевна – (род. 1921) - академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая сектором Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Автор основных положений психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъектных отношений, в изменении субъектных позиций. Особенно значимой в ее научной деятельности является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения.

Иванов Игорь Петрович – (1923 – 1992) - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена. С именем Иванова И.П. связана разработка и широкая практическая реализация идей коллективного творческого воспитания, методика коллективных творческих дел (КТД), в основе - нравственная задача заботы о людях. В его многочисленных работах представлено научное решение проблемы воспитательных отношений.

Ильин Владимир Сергеевич – (1912 - ?), доктор педагогических наук, профессор, автор известной в педагогической науке теории целостного учебно-воспитательного процесса, основатель нового направления педагогических исследований и крупной научной школы.

Ильин Евгений Павлович – (род. 1933) - доктор психологических наук, профессор кафедры развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ. Научные и профессиональные интересы связаны с общей психологией, дифференциальной психологией и психофизиологией, спортивной психологией.

Каган Моисей Самойлович – (1921 – 2006) - доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, профессор РГПУ им. А.И.Герцена. Область научных интересов от философии, культурологии, эстетики до синергетики и культурных стратегий общества, предложил собственное понимание закономерностей историко-культурного процесса. Подчеркивал необходимость изменения целевой установки всей педагогической деятельности – от воспитания специалиста к воспитанию интеллигента.

Казакина Мая Германовна – (род 1930) - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена. Научные труды посвящены изучению роли коллективной жизнедеятельности в процессе нравственного формирования личности школьника, ценностных ориентаций и оценочной деятельности коллектива и личности.

Каптерев Петр Фёдорович – (1849 – 1922г.г.), российский педагог и психолог. Преподавал в Петербургской духовной семинарии и академии психологию, дидактику, педагогику и логику. Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Один из организаторов в начале ХХ века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. В советское время вёл преподавательскую деятельность в школах и педагогических институтах. С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. Одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

Караковский Владимир Абрамович – (род. 1932) - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из авторов педагогики сотрудничества. Директор московской школы № 825, в настоящее время заместитель директора по науке в этой же школе. Научные и практические интересы связаны с реализацией в воспитательной системе школы методики коллективного творческого воспитания (коммунарской методики).

Кей Эллен Каролина Софья – (1849 – 1924) - Шведская писательница. Преподавала в народных институтах для деревенских жителей. Идеи о том, что материнство - это тяжёлый труд и государство должно поддерживать матерей и детей, оказали заметное влияние на социальное законодательство многих стран. В литературной деятельности касалась вопросов о правах и обязанностях женщины, о женском труде, о взаимных отношениях старого и молодого поколения, о материнском чувстве, о взаимодействии личности и общества.

Кларин Михаил Владимирович – (?) – консультант лидеров управленческих команд.

Коменский Ян Амос – (1592 – 1670) - чешский педагог - гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, разработал основные положения классно-урочной системы обучения. Его самое известное педагогическое произведение – «Великая дидактика» (1632г.), в которой изложил свои теоретические взгляды на образование, воспитание и обучение.

Конникова Татьяна Ефимовна – (1907 – 1975) - профессор, доктор педагогических наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории нравственного воспитания кафедры общей педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена в 60-е - 70-е годы (на базе 210 школы г. Ленинграда, директором которой с 1945 года была Т.Е. Конникова). Научные интересы связаны с проблемами нравственного воспитания школьников в коллективе, развития их социальной активности. 210 школа стала колыбелью коммунарского движения в Ленинграде и Советском Союзе.

Копнин Павел Васильевич - (1922-1971) -российский философ, член-корреспондент АН СССР, доктор философских наук. Окончил философский факультет МГУ, директор Института философии АН СССР. Основные работы в области диалектического материализма, методологии и логики науки; один из инициаторов разработки в СССР логики научного исследования.

Корчак Януш – (1878 – 1942) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Основная педагогическая идея может быть выражена кратко: «Любовь к детям», в своей педагогической деятельности создавал условия для развития самоуправления в детском коллективе. Отказался оставить своих воспитанников во время депортации и погиб вместе с ними в газовой камер лагеря Треблинка.

Краевский Володар Викторович - (1926 — 2010) — действительный член Российской Академии образования, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор. Профессиональные интересы сосредоточены в области педагогики, методологии педагогики, дидактики. Разработал концепцию методологии педагогики как системы знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также системы деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных исследований. Вместе с учёными М.Н. Скаткиным, И. Я. Лернером обосновал концепцию содержания образования (4 типа элементов содержания образования).

Кульневич Сергей Владимирович – (род. 1949) - доктор педагогических наук, профессор, работал в педагогических университетах Воронежа и Ростова-на-Дону. Области научных интересов – методология педагогической деятельности и науки, теоретическое и прикладное применение в образовании открытий аксиологии, синергетики и феноменологии.

Кулюткин Ювеналий Николаевич - (род. 1932г.) — доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент АПН СССР и РАО. Область научных исследований — проблемы психологии обучения и развития взрослых людей; теоретико-методологические и методические основы повышения профессиональной квалификации; разработка

Лай Вильгельм Август – (1862 – 1926) - немецкий педагог. Был сельским учителем, затем учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ, доктор философии. Автор воспитательной концепции «школы действия», в которой главную роль играет интерес ребенка.

Лаптев Владимир Валентинович – (род. 1948) – действительный член (академик) государственной академии наук «РАО», Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор. Награжден медалью «Лауреат ВВЦ», высшей отраслевой наградой министерства образования и науки РФ — медалью К.Д. Ушинского. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего профессионального образования. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Является одним из создателей методической системы обучения фундаментальным основам информатики в высшей школе. Является основателем научной школы «Методологические, научно-методические, структурно-функциональные и организационно-управленческие проблемы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров».

Леднев Вадим Семенович – (1932 - 2010) - Действительный член (академик) государственной академии наук «РАО», доктор педагогических наук, профессор. Исследовал проблемы содержания образования.

Леонтьев Алексей Николаевич – (1903 – 1979) - действительный член АПН СССР, создатель и первый декан факультета психологии МГУ, известен как автор теории деятельности, занимался также проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Л.С. Выготского.

Лернер Исаак Яковлевич – (1917 - 1996) - член-корреспондент АПН СССР, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Внес серьезный вклад в разработку проблем дидактики: обосновал законы и закономерности обучения, концепцию содержание образования, классификацию методов обучения, один из разработчиков теории проблемного обучения, сформулировал дидактические принципы построения учебника и другие вопросы.

Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) – русский педагог, гуманист, врач, крупный общественный деятель, большую роль отводил семейному воспитанию, гуманной семейной педагогике, включающей в себя целостное представление о природе ребенка, сочетающей теорию с практикой.

Лихачев Борис Тимофеевич - (род. 1929) - доктор педагогических наук, академик РАО, профессор. Под руководством и при участии Лихачева Б.Т. исследованы проблемы теории и практики эстетического воспитания, изучались закономерности воспитания как саморазвития детской личности и как целенаправленный педагогический процесс системы методов воспитания и психологического воздействия.

Лихачев Дмитрий Сергеевич - (1906 – 1999) - выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Лысенкова Софья Николаевна – (род. 1924) -педагог-новатор, заслуженный учитель СССР, народный учитель СССР. С 1946г. непрерывно работала учителем начальных классов в Москве. К 70-м годам ею были сформулированы основные постулаты методики опережающего обучения. Неоднократно подвергалась критике со стороны методистов и учителей, работающих в традиционной методике. Имеет большое число последователей и почитателей в педагогической среде. Входит в плеяду основателей педагогики сотрудничества.

Макаренко Антон Семенович – (1888 -1939) -известный советский педагог, автор теории коллектива и коллективного воспитания. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. С октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова.

Мамардашвили Мераб Константинович – (1930 – 1990) - доктор философских наук, профессор, выдающийся философ двадцатого века.

Маркова Аэлита Капитоновна (р. 1934) - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук. Область научных интересов: психология учения и его мотивации; психология обучения взрослых; закономерности возрастного развития, психология профессионализма. Специалист в области психологии развития, педагогической психологии, психологии профессионализма.

Махмутов Мирза Исмаилович – (1926 – 2008) - педагог-теоретик, востоковед. Член-корреспондент и академик АПН СССР, академик, действительный член РАО. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Один из основателей проблемного обучения в России.

Мид Маргарет – (1901 – 1978) – американский антрополог, исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах (разрыв поколений), детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы.

Мудрик Анатолий Викторович – (род. 1941) - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ. На основе многолетних теоретических, эмпирических и опытно-экспериментальных исследований. Создал педагогические концепции личности и общения, социализации и социального воспитания.

Никандров Николай Дмитриевич – (род. 1936) - Президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Основные направления научных исследований — сравнительная педагогика, методология педагогики, дидактика высшей педагогической школы. Разрабатывал проблемы содержания высшего педагогического образования и активизации познавательной деятельности студентов. Он автор многих научных трудов в этих областях.

Новиков Александр Михайлович – (род. 1941) - заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии РФ. В настоящее время работает руководителем Исследовательского центра теории непрерывного образования Российской академии образования.

Новикова Людмила Ивановна - (1918 – 2004) - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор. Основные направления научных исследований:теория детского коллектива, исследования наследия А.С.Макаренко, проблемы трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Основоположник теории воспитательных систем и теории воспитательного пространства. В круг научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание уделяла применению системного подхода в педагогике.

Песталоцци Иоганн Генрих – (1746 – 1827) - выдающийся швейцарский педагог, суть его педагогических взглядов - теория природосообразного образования, сформировавшаяся в результате наблюдений и экспериментов и развивавшаяся им до самого конца жизни. В основе этой теории - тезис о том, что оптимальное образование и вос

Наши рекомендации