Профессиональный кодекс учителя
Раздел 3. Взаимоотношения Учителя с Учениками
Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство Учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
Требовательность Учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
Учитель следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
Приняв необоснованно принижающие Ученика оценочные решения, Учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
Учитель справедливо и объективно оценивает работу Учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему Учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих Учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
Учитель не имеет права требовать от Учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Ответьте на вопрос: Какими этическими нормами необходимо руководствоваться современному педагогу при проектировании и реализации педагогического процесса.
Проведите исследование на эту тему. Возьмите интервью у своих педагогов.
Ребенок как субъект педагогического процесса
Признание субъектности связано с меняющимся отношением к ребенку в истории цивилизации, признанием его прав и укреплением идеи человеческой равноценности личности Ребенка и Взрослого (ребенка и родителя, ученика и учителя, воспитанника и воспитателя, студента и преподавателя).
Ø Надеемся, вам будет интересно узнать, что….
Известно, что к принятию Конвенции о правах ребёнка цивилизованный мир шёл долго: в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка; ещё ранее, в 1948 г. – Всемирную декларацию прав человека; в 1924 г. Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. Идея прав человека родилась в ХVIII веке. Потребовалось два столетия, чтобы человек решился наделить правами ребёнка. Первым был Жан Жак Руссо со своим знаменитым изречением: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Так было провозглашено первое право ребёнка: быть ребёнком, проявлять свою детскую природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребёнок. «Дети – именно дети, а не взрослые в уменьшенном масштабе», - писал 150 лет спустя немецкий педагог Вильгельм Август Лай.
Двадцатое столетие в педагогике было открыто книгой известной шведской деятельницы женского движения Эллен Кей «Век ребёнка». Книга стала символом и манифестом новой педагогики. Э.Кей провозглашала несколько естественных прав ребёнка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Кульминацией развития проблемы прав ребёнка в 20 веке стало творчество Януша Корчака и Константина Вентцеля.
Работы Януша Корчака наполнены идеями уважения и признания прав Ребенка: «Ребенок - сто масок, сто ролей одаренного актера. Наивный и хитрый, послушный и высокомерный, добрый и мстительный, благовоспитанный и проказливый, он так умеет спрятаться до поры до времени, так затаиться в себе, что с успехом вводит нас в обман и ловко пользуется нашими заблуждениями в своих целях. В области чувств он превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта, по меньшей мере, равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта».
Константин Николаевич Вентцель написал Декларацию прав ребенка и опубликовал ее в книге «Отделение школы от государства и декларация прав ребенка». Каждый из 18 пунктов Декларации утверждал право детей на свободу, право не подвергаться никакому насилию, с чьей бы стороны оно ни исходило и под какими бы формами ни практиковалось.
ЗАДАНИЕ
Внимательно прочтите фрагмент работы К.Н. Вентцеля о правах ребенка[48]:
«1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, то есть ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями… 3. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. 4. Каждый ребенок какого бы возраста он ни был, есть определенная личность, и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства. 5. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями… 10. Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью… 12. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества».
Заполните «Двойной дневник»
Двойной дневник
Цитата | Какая часть текста произвела на меня впечатление? Какие мысли возникли в связи с этим? Какие вопросы я могу задать? |
Какие вопросы Вы задали бы представителю по правам ребенка как студенты педагогического вуза?
По каким параметрам Вы провели бы экспертизу деятельности школы по проблеме обеспечения прав ребенка? (Экспертиза – это деятельность оценивания какого-либо объекта в соответствии с некоторой мерой - нормой).
Итак, современные педагоги опираются на идею субъектности ученика, его способности к созидательной творческой деятельности во всех областях жизнедеятельности. Ученик не является только продуктом обучения, каждый человек выступает носителем индивидуального, личностного, субъектного опыта, стремится к раскрытию собственного потенциала, и необходимо создать соответствующие условия для раскрытия этого потенциала.
Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….
Прочитаем короткую быль, которая называется «Два маленьких мальчика»: «Прошлым летом учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела бутерброд и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.
Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:
— Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.
— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.
Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.».[49]
Что же является существенным при обретении личностью себя на каждом возрастном этапе? Каждый возраст характеризуется ведущей деятельностью и возникающими личностными новообразованиями. Возраст выступает как бы мерой, «границей» накопления за этот период личностных новообразований для саморегуляции отношений со средой, внешним миром.
ЗАДАНИЕ
В курсе психологии подробно рассматриваются особенности каждого возрастного периода жизни человека. Для того, чтобы научиться понимать своих учеников, найдите произведения, показывающие сложность и разные контексты современного детства. К числу таких произведений относятся, например, классические романы и повести на «школьную тему» (В.Тендряков, В. Распутин, Ф.Искандер, А.Лиханов, Н.Никонов, Ю.Яковлев, Г.Щербакова и другие), современные произведения российских и зарубежных авторов (П.Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», А. Геласимов «Нежный возраст», «Фокс Малдер похож на свинью», Л.Улицкая «Девочки», Д.Пеннак «Господа дети», Ю.Гордер «Мир Софии», Т.Янсон «Летняя книга») и другие.
Соотнесите литературные характеристики подростков и старших школьников с характеристиками возраста, данными психологов, используя метод понимания.
Метод педагогического исследования Понимание[50] – это новый метод педагогических исследований, предполагающий постижение смысла изучаемого явления и выражение отношения к нему. Понимание используется тогда, когда есть необходимость выявления особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса друг к другу, окружающему миру, самим себе. Понимание другой концепции, точки зрения, позиции, их глубинных оснований, готовность искренне и глубоко проникать в их сущность позволяет исследователю признать право на иную точку зрения, на другую позицию по рассматриваемому вопросу, что становится особенно актуальным в современных условиях развития науки в период постмодерна. Понимание осуществляется в двух основных формах: · извлечение смысла - ситуация, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта; · придание смысла – ситуация, когда исследователь испытывает полную неопределенность в предварительной оценке явления, факта, описания. Одним из механизмов понимания является инсайт (от англ. Insight – проницательность, понимание, проникновение в суть) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуаций, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы, понимание рассматриваемого явления, ситуации. |
Представьте результаты вашего понимания возраста в виде устного сообщения на семинаре по педагогике.
По материалам исследований Некоторые особенности духовного мира современного школьника Анализ ценностных ориентаций осуществлялся по выработанной в 1993 шкале оценок и использовался в последующих опросах. Такой подход позволил выявить определенную динамику ценностного мира выпускников. В числе ведущих ценностей находятся здоровье, семья и близкий человек; в центре ряда – материальный достаток, замыкает ряд – профессиональной мастерство, интересная работа, возможности для отдыха. Как видим, доминирует ориентация на ближайшее окружение, обеспечивающее внутреннюю гармонию и защищенность. При этом профессиональная деятельность как сфера самоопределения и самореализации остается за пределами ведущих и значимых ценностей. Показательны суждения о своем будущем одного из выпускников: «если честно, мне безразлично все это поступление и выбор профессии. Главное - быть умным, мудры в житейских вопросах, а не в высшей математике. Чтобы выжить в сегодняшнем мире, мало теоретических знаний. Нужно иметь сильный характер, голову на плечах и нехилое здоровье…». Сложившаяся иерархия жизненных ценностей, впитавшая в себя действительность «эпохи перемен», - свидетельство индивидуализации внутреннего мира молодого человека. В подобной направленности выражаться одна из основных ценностей демократического общества – право каждого индивидуума стоить сою жизнь. Признание «Ближних» ценностей в качестве важнейших выступает подлинным стимулом активности молодых людей. Но нравственная ценность этой активности может быть разной. Выпускникам был предложен вопрос: Как Вы думаете, добиваясь личного благополучия и успеха, в какой мере человек должен учитывать интересы других людей? Предварительно позиции выпускников были обозначены следующим образом: Может полностью игнорировать интересы других людей. Равнодушные. Должен умело использовать других людей (их симпатии, знания, опыт) для своей выгоды. Прагматики. Должен соотносить свои действия с интересами других людей, чтобы не навредить им. Разумные эгоисты. Следует поддерживать с другими людьми взаимовыгодное сотрудничество. Гуманисты. Должен устанавливать с другими людьми товарищеские отношения, основанные на заботе друг о друге. Альтруисты. Анализ данных показал, что выпускники стабильно (во всех опросах, начиная с 1993 года) выбирают позиции гуманистов (26%-29%) и разумных эгоистов (29%-30%). Насколько подобная позиция отражает реальное отношение выпускников к людям? Ответ на этот вопрос дает распределение мнений молодых людей о слагаемых авторитета, с помощью которых можно завоевать уважение.
|
Как видим, заявленные гуманистические ориентации приходят в явное несоответствие с представлением выпускников о человеческих качествах, вызывающих уважение: наряду с независимостью высоко оценивается «умение выкручиваться» и хорошие связи.
Опубликовано:
Вершловский С.Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования). Статистика и социология образования// Вопросы образования, №,. 2004,. С.244-261.
ЗАДАНИЕ
Проведите микроисследование: изучите мир двух подростков (мальчика и девочки). Это могут быть Ваши родственники или знакомые, ребята – Ваши соседи по дому, учащиеся класса, в котором теперь работает Ваш классный руководитель. Вначале составьте вопросы для проведения беседы или интервью, обсудите их на занятиях в группе, проведите взаимоэкспертизу методики исследования.
Методом беседы или интервью выясните, чем они увлекаются, как организуют своё свободное время, как они относятся к учебе в школе, к учителям и родителям, с какими проблемами сталкиваются в школе, дома, на улице, с кем дружат, какие ценности считают в жизни наиболее важными, какие цели перед собой ставят.
По результатам исследования подготовьте аналитический материал и презентацию результатов Вашего исследования