Можно ли найти технологию, которая способствовала бы достижению поставленной учителем цели?

Обсудите на семинаре предложенное Вами обоснование выбора той или иной технологии обучения.

Одним из противоречий процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу является противоречие, связанное с тем, что педагог должен давать ребенку знания о мире будущего, о том мире, о котором ему самому почти ничего неизвестно. Современных школьников отличает фрагментарность, "клиповость" мышления, дискретность, мозаичность. У составления мозаик есть логика, у одних она очень понятна, у других - не очень. Но для мозаики в любом случае характерна быстрая смена фокусировки, совершенно новое ощущение времени. Мир совершенно изменился, и темп жизни изменился. Он внес совершенно другие параметры. Яркость, доступность, то, что можно схватить сразу, что не требует больших усилий для восприятия и переработки.[100]

Распространение гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80-х годов XX века создали принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний, педагогическую практику и систему образования в целом. Внедрение информационных технологий во все сферы жизни, появление Интернет оказало существенное влияние на процесс интеллектуальной деятельности, познания и общения. По мнению психологов, применение компьютерных сетей ведет к значительным функциональным изменениям в психической деятельности человека, затрагивающим познавательную, коммуникативную и личностные сферы. Эти изменения связаны с такими особенностями, как:

· фрагментарность и раздробленность информации в глобальных информационных сетях ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии;

· использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW-серверами, требует умения ориентироваться в сложной и, зачастую, запутанной системе ссылок;

· интерактивная работа в Интернет требует выработки специальных алгоритмов мышления, позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными логическими цепочками;

· при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию «информационного шума», вследствие того, что форма представления информации на большинстве Web-страниц такова, что полезная и бесполезная информация («шум») перемешаны.

И, тем не менее, несмотря на явные проблемы, возникающие в работе с открытой информацией – это особенность современного мира. Поэтому информационные технологии по праву заняли сегодня одно из ведущих мест в процессе обучения.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Развитие информационных технологий началось задолго до появления доступного для всех Интернета. В 1965 г. в ЛГПИ им. А.И.Герцена была создана проблемная лаборатория учебного телевидения «Научные основы аудиовизуальных интерактивных технологий обучения» (ее первоначальное название «Научные основы использования телевидения в обучении»), основной задачей которой было психолого-педагогическое обоснование целесообразности применения учебных передач и создание циклов телепередач по различным предметам на урок. Эпоха школьного учебного телевидения началась в феврале 1965 года, когда в эфир Ленинграда и области вышла первая телепередача для урока, созданная на городском телевидении в сотрудничестве с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Первые телевизионные передачи создавались по истории, литературе, физике, химии, математике. Почти тридцать лет, с 1965 по 1993 год, просуществовало школьное эфирное телевидение. Авторами и ведущими аудиовизуальных учебных сообщений были преподаватели педагогического вуза.

Важным этапом развития учебного телевидения стала разработка и создание факультативных циклов для разных категорий учащихся, с целью самостоятельной работы с экраном. Интересен факт, что кроме факультативов по школьным учебным предметам, создавались инновационные для своего времени и востребованные школьниками факультативы, такие как «Электроника для всех» (автор и ведущий В.В. Лаптев). А уже в 80-е годы появилась первая книга о компьютерах «Что такое компьютер?» также В.В. Лаптева.

Формы организации обучения

Возрастание технологичности процесса обучения актуализирует проблему форм организации обучения. В.В. Краевский и И.Я. Лернер[101] понимали под формами организации обучения способ или характер взаимодействия учащихся с учителем, учащихся между собой и учащихся с изучаемым материалом, осуществляемого в определенном порядке и режиме. И.П. Подласый[102] предложил классифицировать формы организации обучения по различным основаниям.

По количеству участников взаимодействия выделяются индивидуальная, групповая и коллективная формы организации обучения, а также их различные сочетания. Когда речь идет об уроке в определенном классе (или любой другой формально выделенной группе учащихся, как, например, «бригады» в российской школе 20-х годов ХХ века), подразумевают коллективную форму организации обучения. Если же такая формально выделенная группа делится на подгруппы (или микрогруппы) для выполнения определенных заданий – например, проектных или исследовательских, говорят о групповой форме организации обучения.

По месту организации учебного процесса различают школьные и внешкольные формы. К школьным формам относится урок, лабораторное занятие, работа в мастерских, школьный практикум и т.п. К внешкольным формам можно отнести практикум на предприятии или в учреждении (науки, культуры или, например, в вузе), экскурсии, а также домашнюю самостоятельную работу.

Все эти формы присутствуют в современной школе, т.к. они «помогают» организовать массовый процесс обучения. Сегодня складывается и новое видение организации процесса обучения. Так, увеличение доли самостоятельной работы учащихся и необходимость ее организации на современном информационно-технологическом уровне привела к развитию архитектурных представлений в педагогике. Архитектура процесса обучения определяется как целостная совокупность педагогических форм и средств, используемых педагогами для увеличения открытости учебного процесса, которое реализуется в построении (конструировании) определенного типа школьного обучения.. Распространение представлений о влиянии среды на эффективность процесса обучения привело к развитию взглядов о педагогическом дизайне среды обучения.

Как уже отмечалось выше, образование в современной школе строится в рамках образовательных программ, проектирование которых становится особой профессиональной задачей учителя, т.к. на основании такой программы для каждого ученика может быть спроектирован индивидуальный образовательный маршрут.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» было введено в педагогике в самом конце 90-х годов и раскрывалось во взаимосвязи с пониманием образовательной программы: «образовательная программа явилась своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как “индивидуальный маршрут” ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности[103]». В результате дальнейшего теоретического осмысления и практической апробации идеи индивидуального образовательного маршрута к началу нового века было сформировано целостное понимание индивидуального образовательного маршрута. Итак, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором ребенок выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке учителей школы.

ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с фрагментом образовательной программы школы, в котором охарактеризованы возможности, предоставляемые школой для построения учеником индивидуального образовательного маршрута:

Наши рекомендации