Структура процесса воспитания

Воспитание в основных чертах сохраняет ту же структуру, что и целостный педагогический процесс. Напомним, что объекты педагогической науки не есть непосредственное отражение реальности. Они суть результаты определенных процессов обобщения, схематизации, идеализации. Идеальное представление о процессе воспитания реализовать чрезвычайно трудно, поэтому реальный воспитательный процесс во многом отличается от идеального представления о нем.

Цели воспитания. Как и в любой социальной системе, системообразующим компонентом воспитательного процесса является его цель, идеальный образ желаемого будущего результата. Как уже отмечалось выше, сложность педагогических целей состоит в том, что они отражают два взаимосвязанных вектора педагогического процесса: ориентацию на общество и конкретного человека. Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне и потому неверно: воспитание может служить только средством развития индивидуальности, интересы общества не должны мешать этому процессу; либо наоборот, воспитание ориентировано, прежде всего, на интересы общества, на формирование тех личностных качеств растущего человека, которые востребованы в данном обществе.

Важнейшая задача педагогики - найти равновесие целей на оси «человек-общество». Каждый педагог и каждый воспитанник предстает как неповторимая, уникальная личность, со своеобразным набором качеств, со своими особенностями Я-концепции, мотивационной сферы, со своим индивидуальным набором ценностей, с доминированием определенных целей. Цели, задаваемые в педагогическом процессе обществом, проходят через каждую конкретную личность и модифицируются сообразно особенностям этой личности, а также с учетом конкретной ситуации. Внешняя по отношению к личности (как педагога, так и воспитанника) цель определенным образом воспринимается и включается уже в измененном виде в ее внутреннюю структуру. Происходящие в современном мире изменения порождают разные факторы, влияющие на педагогическую деятельность. На некоторые из них учитель может влиять, усиливая или ослабевая влияние, на другие – нет. Современный учитель оказался в поле пересечения разных интересов и от учителя сегодня требуется большое мужество, чтобы остаться верным своей профессии, центральной задачей которой всегда являлась задача содействия развитию сущностных сил человека, а сегодня решение этой задачи объективно превращается в необходимое условие выживания человечества.

Цель процесса воспитания, как и цель целостного педагогического процесса, рассматривается как согласованная цель разных уровней: уровня государства, общества, семьи, школы, личности. Если цель педагогического процесса - это ориентир для определения путей содействия раскрытию потенциала человека (ученика, воспитанника), его качеств, особенностей, позитивного преобразования его личности для наиболее полной реализации в жизни, обществе, профессии, то общую цель воспитания можно рассматривать как формирование ценностного отношения воспитанника к действительности.

Цели, предлагаемые обществом, формулируются в обобщенном виде. Для государства современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[58].

Если обратиться к международным документам, то в них подчеркивается, что целями образования на протяжении всей жизни являются: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. В данном случае речь идет о становлении компетенций личности: социальных, коммуникативных, поликультурных. В оригинальном тексте это сформулировано так:

« • Научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справиться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе…

• Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира.

• Научиться жить, с тем, чтобы содействовать расцвету собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Для этого в области образования не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей каждого индивидуума: памятью, способностью к размышлению, эстетическим чувством, физическими возможностями, способностями к коммуникации...»[59].

Другими словами, подчеркивается, что обучение имеет социальный характер, который позволяет детям открывать и обогащать взаимоотношения с другими людьми, приобретать основы знаний и навыков. Этот процесс должен начинаться в дошкольном возрасте и осуществляться в различных формах в зависимости от конкретной ситуации, однако, в нем обязательно должны участвовать семья и общество.

Семья заинтересована в здоровом, благополучном, образованном и воспитанном человеке, который будет успешен в работе и счастлив в семье. Это тоже обобщенная формулировка целей семейного воспитания. В действительности цели семьи весьма разнообразны, порой неопределенны и неясны самим родителям. Кроме того, цели семейного воспитания могут быть как позитивны, так и негативны для ребенка.

Целеполагание в воспитании специфично. Цели воспитания существуют на уровне школы, класса, группы и отдельных учащихся. Более того, цели воспитания отдельных учеников имеют как общее (социальный компонент), так и особенное (индивидуальный компонент).

Обобщенные цели воспитания предполагают постановку целей более конкретных. В качестве целей разные авторы (Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, Т.Е.Конникова, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, М.И.Рожков и др.) рассматривают воспитание:

· интегративных качеств личности (нравственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные);

· ведущих ценностных отношений (к природе, обществу, человеку, Родине, труду, к самому себе);

· мотивов деятельности и поведения (познавательные, деловые, коммуникативные, социальные, мотивы саморазвития и самореализации);

· направленности и позиции личности.

ЗАДАНИЕ

Сравните цели воспитания, сформулированные в представленных ниже двух текстах. Что в них общего? Чем обусловлены различия? Какие формулируют авторы цели воспитания? Какие теоретические выводы подтверждают результаты сравнения?

Текст 1. Е.В. Бондаревская выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Это объясняется тем, что смысловые новообразования (смыслы) могут быть найдены только в культуре. «Мы рассматриваем ребенка как человека культуры, поскольку в любом возрасте он имеет свою жизненную историю, интегрирован в определенную культурную среду, обладает в разной степени выраженными свойствами субъектности, самореализуется в свободно избираемых видах деятельности, находится в процессе саморазвития и самоутверждения своей индивидуальности. Однако, личность ребенка еще не завершена, многое в ней только намечено, а многое еще не успело проявиться, это не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика» и личностных смыслов своего бытия… Обретение смыслов – суть бытия человека. Человек не придумывает смыслы, он их находит среди ценностей жизни… и культуры… Воспитание есть работа со смыслами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений личности… Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребенка»[60].

Текст 2. Другой подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива О.С. Газмана. «Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья». При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы».[61]

Содержание воспитания

Содержание воспитания – это специфический опыт человечества, наполняющий духовно-нравственный мир личности. Для характеристики этого содержания рассмотрим ценности и идеалы.

Ценность – это объект, который мы оцениваем. Оценка же есть интеллектуально-эмоциональный акт, являющийся результатом нашего оценочного отношения к этому объекту. Ценностью может быть как явление внешнего мира (чувство, предмет, событие, поступок и т.п.), так и факт сознания (идеал, образ, идея, научная концепция). Следует различать два аспекта ценностей. Первый означает социальную, человеческую значимость объектов действительности. В этом смысле различают материальные и духовные ценности, ценности потребления и созидания и т.д. Второй аспект – отношение субъекта к предметам и явлениям реальности, выраженное его ценностными ориентациями, социальными установками, качествами личности. В теории и практике воспитания важно учитывать, что только признаваемая в результате оценки ценность, осознаваемая и переживаемая в качестве таковой, способна выполнить функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении[62].

В те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С. Л. Рубинштейн, "ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем". А ради чего мы живем? Что является самым ценным в жизни? Интересны в этом смысле результаты изучения ценностных ориентаций современных Санкт-Петербургских старшеклассников.

По материалам исследований… Наиболее важными (доминирующими) ценностями выпускники на протяжении нескольких лет исследования (с 1993 по 2007 г.г.) считают здоровье, семью, друзей, интересную работу, отношения с близким человеком. Наименее ценимы на протяжении всех лет исследования – власть и отдых. Молодые люди «ориентируются на круг проблем, значимых на этапе жизненного самоопределения. Поиск своего Я тесно сопряжен с ориентацией на поддержку ближайшего окружения, обеспечивающего внутреннюю гармонию и защищенность, при возрастающей роли материального фактора и вере в собственные силы. Поиск своего места в жизни предполагает решение личностно-значимых проблем. При этом забота о глобальных проблемах (будущее государства, общества) отодвигается на второй план. Так, только 22% выпускников 2007 г. считает, что в жизни надо ставить трудные и высокие цели, а вот с утверждением, что необходимо ставить определенные цели, но реальные и посильные, согласились уже 74% школьников. Вера в собственные силы, надежда на себя, на свои способности – отличительная особенность поколения, вступающего в жизнь. Более 60% выпускников назвали самостоятельность и независимость в числе наиболее авторитетных качеств, которые определяют успех человека в жизни. При этом образование как самостоятельная ценность вообще не фигурирует в ответах, но рассматривается практически каждым выпускником как необходимое условие достижения успеха в жизни (так называемые инструментальные ценности). Следует обратить внимание, что в слагаемых авторитета честность и принципиальность оценивается не намного выше, чем умение выкрутиться из любой ситуации, а школьная успеваемость стоит на последнем месте и ценится значительно меньше, чем хорошие связи. Для большинства выпускников успешность ассоциируется с благополучной личной жизнью и хорошей работой. Таким образом, можно сказать, что мир ценностей выпускников отражает жизненные реалии, расставляющие на свои места и эрудицию, и школьные успехи, и хорошие связи. В этом контексте независимость, самостоятельность, целеустремленность далеко не всегда наполняются гуманистическим смыслом. Ориентация «на себя» определяет и отдаленные планы молодых людей в их взаимоотношениях с обществом: значительная часть хотела бы жить за границей (более 30%). Опубликовано: Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007»): По материалам исследования динамики ценностных ориентаций выпускников петербургской школы: 1993-2007 г.г. /Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: Фонд поддержки образования, 2007.

ЗАДАНИЕ

Прокомментируйте приведенные исследовательские данные, выскажите своё мнение о ценностях современных школьников.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

В современных условиях наиболее сложной и важной задачей воспитания является задача подготовки человека к жизни в соответствии с основной ценностью демократического общества – свободой личности. Причем, свобода должна сочетаться с готовностью и способностью человека к саморегуляции поведения, в противном случае она может превратиться в насилие над другими членами общества.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

По мнению современных мыслителей-гуманистов нужен глобальный этический стандарт как руководство человеческими действиями. Его цель в том, чтобы оградить каждого человека на планете от разрушительного воздействия происходящих вокруг процессов: «от подозрительности, непонимания, дискриминации, предрассудков, изгнания и нападений». Чтобы вместо этого он был «благословлен уважать, прощать, относиться с терпимостью, учиться и помогать друг другу». Предполагается, что основой такой Глобальной Этики должно стать уважение к Жизни и признание права каждого на жизнь.[63]

В 1995 году Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантность (терпимость). Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека».

«...Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, - подчеркивается в Декларации, - является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи... Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях»[64].

Б.П. Битинас считает, что наиболее общее личностное образование, выражающее сущность содержания воспитания, - это воспитание духовности, как меры совершенства личности. Сегодня духовность часто понимается в контексте религиозного воспитания, в контексте религии. Все чаще и все громче звучат призывы о необходимости духовно-нравственного воспитания, имея в виду обязательное изучение основ православия в школе. В экспериментальном порядке в школе появилась дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики». Хотя, по мнению О. Н. Смолина и О. Е. Горькавой «… вопреки распространенному мнению, абсолютное большинство граждан России не могут быть отнесены к православным в строгом смысле этого слова. Хотя, согласно некоторым опросам, таковыми признают себя свыше 50 % всего населения, более глубокие исследования показывают, что преобладающей религиозно-философской ориентацией населения является синкретизм, включающий в себя, наряду с элементами православия, причудливую смесь верований и суеверий (экстрасенсы, инопланетяне, астрология, реинкарнация, фрагменты энерго-информационных концепций и т.п.), со строго православной точки зрения представляющихся, скорее, ересью и подвергаемых критике официальными идеологами русской православной церкви». По мнению авторов статьи ««дуэт» духовности и нравственности в данном контексте может рассматриваться как «дань» православию и ведет к превращению православия в чисто ритуальную форму поведения..»[65].

Напомним также, что, согласно Закону РФ «Об образовании», в нашей стране церковь отделена от государства и школы. Поэтому заслуживает внимания, на наш взгляд, мысль О.Н. Смолина о том, что духовность может интерпретироваться «как исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, “постматериальные”) ценности занимают высокое (или даже ведущее) место в ценностной иерархии общества и человека. Именно такой тип ориентации был характерен для российской культуры, причем как в досоветский, так и в советский периоды, для деятелей культуры различных политических направлений и религиозных верований».

Наши рекомендации