Два учителя, два принципа

Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:

- Пойдем в гору, будем познавать через трудности.

Сказал другой свои ученикам:

- Умный в гору не пойдет, будем познавать от легко­го.

Учитель первых не отступил от своего принципа, во­дил своих учеников в горы, все более трудные, скали­стые, неприступные и высокие. И так десять лет.

Учитель вторых тоже не отступил от своего принци­па, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них легкость и удобство. И так десять лет.

Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомер­ное мышление.

Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трехмерным.

Первые научились летать.

Вторые научились копать.

Первые научились видеть все вокруг.

Вторые научились видеть лишь перед носом.

Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую — вторые?

Сказано: творите героев.

Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже герой Духа.

О каких принципах педагогического процесса в ней идет речь?

Обсудите на семинаре Ваши выводы, аргументировав свою позицию.

Проектирование, реализация и рефлексия результатов педагогического процесса

Предложенное далее описание этапов проектирования педагогического процесса отражает ключевые, наиболее важные его моменты, без освоения которых создание эффективно функционирующего процесса невозможно.

Первый этап. – целеполагание, определение приемов согласования целей с учениками, другими участниками педагогического процесса.

Второй этап заключается в формулировке ожидаемых результатов, выборе возможных способов оценки результатов

Третий этап связан с анализом возможных вариантов развертывания педагогического процесса в зависимости от различных условий и проявлений учащихся. Итог проектирования на этом этапе - появление нескольких мысленных, в той или иной мере продуманных вариантов организации взаимодействия, которые могут быть реализованы в зависимости от различных условий.

Четвертый этап - реализация педагогического процесса в конкретных условиях, коррекция предварительного плана развертывания педагогического процесса.

Пятый этап проектированиясвязан с проведением анализа реализованного педагогического процесса. Этот этап обычно называется рефлексия (т.е. анализ, осмысление процесса и результатов осуществленной деятельности). Рефлексия это не только завершающий проектирование этап, но и источник профессионального роста и совершенствования педагога, формирования его компетентности. Суть рефлексии в мысленном обращении к началу проектирования, «прокручивании» его как бы вновь, в более углубленном, ином продумывании и осмыслении уже созданного и осуществленного.

Рассмотрим несколько вариантов (А, Б.,В) проведения рефлексии педагогом, связанных с достижением разных результатов в проекте.

А. Итак, если проект в целом удался, достигнутые результаты близки к поставленным целям, стоит продумать, что в проекте особенно удалось, чем особенно заинтересовались ученики, какие знания проявили, какие вопросы задавали? Кто из ребят показал себя неожиданно позитивно? Кто - неожиданно негативно? Каких знаний не хватало Вам, педагогу? Какие моменты экскурсии были организованы не очень четко? Какие темы и материал стоит затрагивать в следующих прогулках?

Б. Если проект оказался не очень удачно реализованным, достигнутые результаты далеки от намеченных, стоит, вероятно, подумать о следующем. Что в проекте было недостаточно продумано: общая организация, предлагавшийся материал; построение бесед и диалогов; и пр. Возможно, учащиеся были недостаточно готовы к запланированному виду деятельности. Какие ещё факторы могли повлиять на полученные результаты?

В. Быть может, внешне все удалось, но Вы, как педагог, испытываете определенную неудовлетворенность. Поразмышляйте над причинами этого. Вам не удалось поделиться теми знаниями, которыми Вы владеете? Или по ходу вам пришлось корректировать проект весьма существенно, почему? Что Вы не учли при проектировании?

ЗАДАНИЕ

В книге учительницы русского языка и литературы, кандидата педагогических наук Ю.Л.Львовой «Творческая лаборатория учителя» (М., 1980 г.) представлено авторское предписание подготовки учителя к уроку.

Внимательно прочтите это предписание.

Вчитайся в раздел программы, который предстоит изучить на данном уроке.

Изучи материал этого раздела, вопроса, темы.

Сформулируй замысел урока, ответив на вопрос, чтобы ты хотел достигнуть в результате его.

Представь коллектив данного класса, мысленно нарисуй конкретных учеников. Представь психологию этих учеников, используя искусство педагогического перевоплощения, постарайся наметить их путь к поставленной цели.

Выбери из всего арсенала методических приемов самые результативные для данного материала и для данных учеников.

Наши рекомендации