Профессиональная задача

Обобщенная формулировка задачи

Какого учителя ждут в нашей новой Школе? Такой вопрос был поставлен в открытой дискуссии о профессиональном облике современного учителя в октябре 2011 года рабочей группой преподавателей кафедры педагогики в интернет-пространстве. К участию в дискуссии были приглашены заинтересованные учителя школ, руководители образования, методисты, преподаватели педагогических ВУЗов и колледжей, студенты, аспиранты, родители, старшеклассники. В ответ на приглашение на кафедру пришло более 2500 ответов на поставленные вопросы. Участникам дискуссии было предложено ответить на вопрос: Какой учитель будет «значимым взрослым» для современного школьника?

На первой диаграмме представлены сводные результаты по ответам всех респондентов. На второй диаграмме представлены мнения только учащихся.

профессиональная задача - student2.ru

Диаграмма 1

Диаграмма 1

профессиональная задача - student2.ru

Диаграмма 2

Ключевое задание.

Составьте «портрет» учителя, которого ждет наша новая школа.

Контекст решения задачи.

Решите предложенную задачу на основании представленных данных открытой общественной дискуссии. Вы можете воспользоваться и своими данными. Сравните их с представленными на диаграммах.

Задания, которые приведут к результату («продукту»).

Прежде чем составить «портрет», определите, какие сущностные характеристики вы будете определять, например, личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать современный учитель.

Выделите из представленных результатов опроса эти характеристики. Определите, какие из них более значимы, а какие менее.

Составьте итоговый список характеристик учителя современной школы.

Обсудите свои результаты с однокурсниками и составьте на семинаре по педагогике коллаж «Какого учителя ждут в нашей новой школе?»

Контекст предложенной задачи в реальной жизни.

Соотнесите составленный портрет с Вашими собственными представлениями о том, каким должен быть учитель современной школы. В чем сходство и отличие Вашей точки зрения от данных первой диаграммы?. Чем это обусловлено?

Проведите опрос школьников по предложенной теме, например, создав группу «В Контакте». Сравните результаты полученными Вами, с данными, представленными на первой диаграмме.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Определите, что нового вы узнали после изучения данного раздела?

Какие задания оказались для вас интересными и продуктивными для подготовки к профессиональной деятельности педагога?

Какие темы этого раздела побудили вас к самостоятельному поиску?

С какими трудностями вы столкнулись при изучении этого раздела?

Обсудите результаты освоения содержания этого раздела на семинаре по педагогике.

Дополнительная литература для чтения

1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.

В учебном пособии представлен обзор современных взглядов на вопросы построения образования, раскрыты аксиологические, логические, методологические, этические, идейные основы из решения разными школами.

2. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М., Воронеж. - 2003.

В книге подробно раскрывается понятие «инновационная школа», рассматриваются проблемы организации деятельности инновационной школы, дается характеристика педагога-исследователя как субъекта инноваций, приводится типология инновационных школ и основы управления развитием школы.

3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «академия». 2006.

Сложные проблемы методологии научного поиска в педагогике автор раскрывает в доступной форме. Разбирая типичные ошибки в организации и проведении исследования, читатель может научиться прогнозировать и моделировать педагогические проекты, программы, экспериментальную работу.

4. Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений. - М., 2012

В пособии раскрываются основные характеристики инноваций в образовательном процессе и опытно-экспериментальной деятельности, содержатся материалы для разработки инновационных технологий. Пособие содержит терминологический словарь, задания для самостоятельной работы и список литературы для более углубленного изучения проблемы инноваций.

5. Фуллан М. Новое в понимании реформ в образовании. – М.: Просвещение, 2006.

Майкл Фуллан, известный специалист в области образователь­ных реформ, рассуждает о том, как следует проводить изменения в образовании и что необходимо сделать для повышения их успеш­ности. Автор рассматривает специфику реформ на местном, реги­ональном и государственном уровнях и предлагает интересные те­оретические и практические обоснования своих взглядов. Книга заинтересует всех, кого волнуют проблемы совершен­ствования системы образования.

Начините собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.

Раздел 2.

Наши рекомендации