Структура педагогического процесса
Структуру педагогического процесса составляют компоненты, характеризующие взаимодействие его субъектов: цели, реализуемые взаимодействующими субъектами; сами субъекты – личность педагога (обучающего) и личность ребенка (обучаемого); деятельность обучающего и деятельность обучаемого. При построении педагогического процесса педагог решает совокупность разнообразных задач, проектируя каждый компонент совместной деятельности с воспитанниками.
Цель – как компонент структуры педагогического процесса. Цель определяет содержание всех остальных компонентов процесса, это идеальный образ желаемого будущего результата. Цель имеет черты идеализированного результата, к которому возможно только стремиться.
Анализ результатов педагогических исследований позволяет выделить две уровня целей: во-первых, цель–идеал, в которой выражена миссия педагогического процесса – это направленность деятельности на становление человека. Вторая группа – это цели–приоритеты, которые обусловливают выбор способов достижения цели-идеала – это цели, направляющие деятельность педагога на становление человека определённого культурного типа в данный исторический период развития общества. Цели-приоритеты в разные периоды развития общества – различны и выражаются сегодня в ориентации педагогического процесса на поддержку активности, инициативности, самостоятельности учащегося, воспитанника, формирование ключевых компетенций, соответствующих особенностям современного этапа развития общества.
В самом общем виде формулировка цели педагогического процесса нам уже известна, она состоит в содействии образованию и развитию человека. Однако в реальном процессе такой общей формулировки недостаточно, необходима ее конкретизация в соответствии с заданными или возникающими условиями.
Цель педагогического процесса формируется и конкретизируется постепенно, при последовательном согласовании целей, предлагаемых разными институтами (государством, обществом, организациями, работодателями), с одной стороны, и субъектами образовательного процесса (педагогами, учениками, родителями), с другой. Формулированию цели предшествует достаточно глубокое изучение учащихся, длительная работа с ними или предварительная диагностика их интересов, способностей, ценностных ориентаций, особенностей имеющихся знаний, поведения. Знание учеников позволяет наиболее точно сформулировать цель взаимодействия как ожидаемый результат педагогического процесса, согласовать цели совместной деятельности.
Вполне понятно, что цели субъектов, взаимодействующих в педагогическом процессе, не совпадают. Цели воспитателя отличаются от целей воспитанника; цели учителя, организующего процесс, не такие, как у учащихся. Каждый педагог и каждый воспитанник предстает как неповторимая, уникальная личность, со своеобразным набором качеств, со своими особенностями Я-концепции, мотивационной сферы, со своим индивидуальным набором ценностей, с доминированием каких-то определенных целей.
Процесс согласования и конкретизации целей субъектов определяется как целеполагание. В целеполагании важно принять во внимание, что цели субъектов могут представляться им как более или менее перспективные (дальние, средние, ближние); более или менее сложные и трудные для достижения (недостижимые, очень трудные, трудные, легкие); более или менее актуальные; связанные с их жизнью и опытом и не связанные; значимые для будущей профессиональной деятельности или нет.
Согласование целей обычно происходит не прямо, а косвенно: учитель (воспитатель) проектирует (предварительно продумывает) формулировки цели так, чтобы они были приняты (понятны, значимы, важны) для учеников (воспитанников). Согласование необходимо, чтобы процесс состоялся, начался. Если цель не будет понята и принята учеником (воспитанником), педагогический процесс не осуществится или не будет эффективен.
ЗАДАНИЕ
Представьте себе, что Вы строите стену. Вырежьте из бумаги прямоугольники - это «кирпичи», которые Вы используете для строительства и они имеют названия. Вот они:
1 - я хочу, чтобы моим ученикам было радостно в школе;
2 - я хочу развивать стремление моих учеников к анализу собственного поведения;
3 - ученик должен научиться иллюстрировать изучаемый в школе материал собственными примерами;
4 - я хочу научить учеников скорее задавать вопросы, чем получать ответы;
5 - ученик должен научиться критически относиться к обществу;
6 -ученик должен научиться мыслить самостоятельно;
7 - ученик должен научиться мыслить критически;
8 - я хочу развивать сотрудничество между учениками;
9 - ученик должен научиться учиться;
10 -ученик должен научиться считать и писать;
11 - я хочу быть другом для своих учеников;
12 - ученики должны научиться планировать свою работу;
13 - я хочу помочь свои ученикам достичь всего, на что они способны;
14 - ученик должен быть уверен в себе;
15 - цели изучения каждого предмета должны быть ясными для учеников;
16 - ученик должен научиться понимать значение для человека загрязнения окружающей среды;
17 - ученик должен научиться думать о потребностях других учеников;
18 - я хочу учить учеников так, чтобы они сами научились добывать знания;
19 - ученик должен меня слушаться;