Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования
Цель: формировать знания студентов об эксперименте как основы педагогического исследования.
Самостоятельная работа:
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Эксперимент как основа педагогического исследования.
2. Основы методики педагогического эксперимента.
3. Методы экспериментальной работы в профессиональных образовательных учреждениях.
Задания для подготовки к занятию:
1. Дайте общую характеристику методу педагогического эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению.
2. Назовите основные виды эксперимента и дайте их сравнительную характеристику.
Тестовые задания:
1. Выберите правильный вариант ответа.
Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится:
а) к организационным методам
б) к эмпирическим методам
в) к способам обработки данных
г) к интерпретационным методам
2. Заполните блок-схему.
Б.Г. Ананьев разработал классификацию методов исследования. Вставьте недостающие названия методов исследования в квадраты блок-схемы.
3. Вставьте пропущенное слово
Надежность теста — устойчивость данных при (...) измерениях переменной, т.е. воспроизводимость результатов измерения переменных.
4. Выберите правильный вариант ответа.
Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:
а) наблюдением
б) формирующим экспериментом
в) констатирующим экспериментом
г) квазиэкспериментом
5. Установите соответствия между методами исследования и определениями.
6. Вставьте пропущенное слово.
Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического (...), т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.
7. Вставьте пропущенное слово.
Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксированное во времени (...), предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
8. Выберите правильный вариант ответа.
Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:
а) от регулярности
б) от упорядоченности
в) от позиции наблюдателя
г) от активности наблюдателя
9. Заполните блок-схему.
В психологии существует общепринятая классификация метода наблюдения. Заполните блок-схему словами, выбирая их из следующего списка:
а) активное | г) одиночное | ж) случайное |
б) в лабораторных условиях | д) открытое | з) систематическое |
в) невключенное | е) периодическое | и) сплошное |
10.Выберите правильный вариант ответа.
Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:
а) наблюдении
б) экспериментальном методе
в) методе анализа продуктов деятельности
г) контент-анализе
11. Вставьте пропущенное слово.
Зависимая переменная - это «отклик», или (...) в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием независимой переменной; в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и ответов, психофизиологическими параметрами и т.д.
12. Вставьте пропущенные слова.
Независимая переменная - (...) (...), или экспериментальный фактор, -(...), т.е. активно (...) исследователем переменная, другими словами, функционально контролируемая переменная, представленная на двух или более уровнях (качественных или количественных).
13. Выберите правильный вариант ответа.
Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого - это:
а) пилотажный эксперимент
б) формирующий эксперимент
в) констатирующий эксперимент
г) включенное наблюдение
14.Выберите правильный вариант ответа.
Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления
б) о наличии связи между явлениями
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями
г) о наличии причинной связи между явлениями
15.Выберите правильный вариант ответа.
В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:
а) констатирующий
б) формирующий
в) квазиэксперимент
г) естественный
16. Установите соответствия между понятиями и их содержанием
17.Выберите правильный вариант ответа.
Какой эксперимент предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:
а) естественно-научный эксперимент
б) формирующий эксперимент
в) констатирующий эксперимент
г) естественный эксперимент
18. Выберите два правильных варианта ответа.
Достоинством факторных экспериментальных психолого-педагогических исследований является:
а) возможность проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между
переменными
б) возможность оценки влияния каждого фактора в отдельности
в) возможность выделить типы испытуемых
19.Вставьте пропущенное слово.
Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания (...) психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
20. Вставьте пропущенные слова, выбирая правильный вариант из
предложенного списка:
а) изменение
б) наблюдение
в) познание
г) переменная
Эксперимент — это один из основных (наряду с наблюдением) методов научного (...) вообще, психологического исследования в частности. Отличается от (...) активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими (...) (факторами) и регистрацию сопутствующих (...) в поведении изучаемого объекта.
21. Установите соответствия между методами исследования и их содержанием.
22. Выберите правильный вариант ответа.
Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент
б) контрольный эксперимент
в) генетико-моделирующий эксперимент
г) проективный эксперимент
23. Выберите правильный вариант ответа.
В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
а) наблюдение
б) формирующий эксперимент
в) лабораторный эксперимент
г) метод анализа продуктов деятельности
24. Вставьте пропущенные слова.
Для восстановления смыслового содержания текста заполните пропуски словами, выбирая их из следующего списка:
а) естественный
б) искусственный
«При (...) экспериментальном изучении личности мы не пользуемся (...) приемами, не производим опытов в (...) лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем (...) формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не (...) материалом, а предметами школьного обучения» (А.Ф. Лазурский).
25. Вставьте пропущенные слова.
Для восстановления смыслового содержания текста заполните пропуски фамилиями ученых, выбирая их из следующего списка:
а) Л.А. Венгер
б) Л.С. Выготский
в) П.Я. Гальперин
г) В.В. Давыдов
д) А.В. Запорожец
е) А.Н. Леонтьев
Экспериментально-генетический метод исследования психического развития разработан (...) и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций. Впервые был применен (...) и (...) при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое -специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства - знаки, символы, язык, меры и т.п.; второе - всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах - социальном и психологическом, или, как писал (...), сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти (...) экспериментально-генетический метод исследования психического развития с успехом применялся его сотрудниками и последователями в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха (...), в исследовании произвольных движений (...), при изучении закономерностей развития восприятия (...) и др.). Существенный вклад внес (...), разработавший теорию и методику поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т.п.). (...) предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс развития. В 60-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментальной организации процесса обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие ((...), (...), (…) и др.).
26. Классификация и сортировка.
Расположите характеристики естественно-научного и формирующего эксперимента (по В.В. Давыдову) в соответствующие колонки, распределив буквы (а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к) в один из двух столбиков таблицы.
а | Строится на монопредметной идеализации, выделенной внутри данного предмета |
б | Опирается на критерии истинности |
в | Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе, естественно-натурально |
г | Обеспечивает исследовательскую деятельность исключительно внутри социального института науки |
д | Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации |
е | Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения |
ж | Наряду с научно-исследовательской позицией обеспечивает соорганизацию и связь управленцев, учителей, учащихся, методистов, родителей |
з | Является средством организации и технологии исследовательского поиска |
и | Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий |
к | Помимо исследования включает элементы проектирования |
Естественно-научный эксперимент | Формирующий эксперимент | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Список литературы:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.
3. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. – Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.
4. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.
5. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. – М,: Издательство «Прометей», 2012.