Для формирования исследовательских умений и навыков
Для выполнения представленных заданий студентам необходимо выбрать в начале изучения курса «Методология и методы психолого-педагогических исследований» тему курсовой работы, которую согласно учебным планам необходимо выполнить по следующим предметам: «Сравнительная педагогика», «Имиджеология в практической деятельности педагога», «Проектирование и диагностика учебного процесса». Изучение теоретического материала должно сопровождаться выполнением ниже перечисленных заданий.
Результаты должны быть отражены в тексте (черновой вариант курсовой работы) в форме методологического аппарата исследования: проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи; обзор литературы, конспектирование и пр.
Задания:
§ Составление библиографии.
§ Составление и решение практических задач.
§ Рецензирование статей, книг и т.п.
§ Составление плана исследования.
§ Выявление и определение проблемы и цели исследования.
§ Постановка вопросов и формулировка задач исследования.
§ Разработка гипотезы исследования.
§ Выбор методов исследования на основе проблемы и цели исследования.
§ Отбор содержания материала для исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование).
§ Проведение количественного и качественного анализа результатов исследования.
§ Нахождение противоречий между известным и искомым, посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения теоретических знаний.
§ Интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование основных понятий изучаемой темы.
§ Конспектирование первоисточников.
§ Разработка обзоров научной литературы.
§ Написание доклада.
§ Решение проблемных задач и ситуаций.
§ Организация и проведение констатирующего (формирующего и контрольного) эксперимента.
§ Сбор и обработка данных эксперимента.
§ Фиксирование (оформление) результатов исследования.
§ Прогнозирование развития науки (педагогики, психологии),
§ Самостоятельная разработка методики решения исследовательской задачи.
Вопросы к зачету
1.Структура научного знания.
2. Специфика педагогики как науки.
3. Формы организации научного знания.
4. Понятие и функции методологии в педагогике.
5. Основные признаки методологии.
6. Основы методологии педагогики.
7. Концептуальность исследования.
8. Понятие и общая характеристика педагогического исследования.
9. Понятие и общая характеристика психологического исследования.
10. Общие закономерности и аспекты педагогического и психологического исследования.
11.Разноплановость и многофункциональность педагогического исследования.
12. Основные понятия: проблема, предмет и цели исследования. Взаимосвязи отношения проблемы, предмета и цели исследования.
13. Система целей в области педагогического исследования.
14. Основные требования, предъявляемые к научным исследованиям в области профессиональной педагогики.
15. Специфика психолого-педагогического исследования.
16. Этапы конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
17. Исследовательские методы и методики.
18. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.
19. Методы теоретического исследования.
20. Статистические методы и средства формализации.
Критерии эффективности. Требования, предъявляемые к критериям.
22. Качественные и количественные критерии оценки педагогических явлений.
23.Понятие «шкала». Виды шкал: шкала измерений, оценки, шкала отношений или интервалов, шкала интервалов, шкала порядка или шкала рангов, шкала наименований, шкала измерений.
24. Литературная продукция. Формы литературной продукции.
25.Формы организации устного научного общения.
26. Природа и функции образовательных инноваций.
27. Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование.
28. Формирование личности творческого педагога.
29. Понятия педагогическое новшество и педагогическое нововведение.
30. Требования к научной гипотезе и ее диагностичность.
31. Эксперимент как основа педагогического исследования.
32. Методы экспериментальной работы в профессиональных образовательных учреждениях.
33. Приемы смыслового свертывания текста.
34. Методика представления текста в виде графа.
35. Основы конспектирования и реферирования текста.
36. Методика составления аннотаций.
37. Приемы смыслового анализа текста.
38. Выявление логической структуры текста.
39. Методика выявления связей внутри текста.
40. Выявление проблемных ситуаций в тексте.
41. Типы текста и его композиционная структура.
42. Библиографический поиск.
43. Процедура подготовки и защита диссертации.
44. Основные направления научных исследований в области профессиональной педагогики.
Приложение 3
Тематика и содержание семинарских занятий
Введение
В современных социально-экономических условиях государство, общество и сам субъект образовательного процесса предъявляют особо высокие требования к качеству подготовки специалистов, обуславливающее высокий уровень их профессиональной компетентности и успешности.
В значительной мере расширяются и видоизменяются сегодня функции образования. Расширение полномочий, функций образовательных учреждений закреплено в Законе «Об образовании», В Программе модернизации педагогического образования, в целевой комплексной программе «Модернизация московского образования (Столичное образование 4).
У образовательных учреждений появилась новая функция – поисково-исследовательская, которую ранее выполняли в полной мере научно-исследовательские институты. Сегодня педагогические коллективы образовательных учреждений самостоятельно выбирают варианты учебных планов, составляют рабочие учебные программы, разрабатывают авторские программы и курсы, собственные воспитательные системы, внедряют новые образовательных технологии, оказывают дополнительные образовательные услуги и мн. др.
Педагогическая деятельность по своему существу должна содержать элемент поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов ее выполнения.
Альтернативные учебные заведения, профильность обучения, повышенные требования к качеству образования молодежи, ориентация на их потребности и способности обуславливают необходимость глубокого знания возрастных индивидуальных особенностей всех субъектов образовательного процесса.
Сказанное определяет необходимость владения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, но и педагогами-практиками. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических, психологических и иных (медицинских, социально-реабилитационных) методов, пересмотреть некоторые принципы образования и воспитания (В.И. Загвязинский, 2001).
В ходе изучения курса студенты должны познакомиться с научными трудами, посвященными методологии и методике проведения психолого-педагогических исследований таких ученых, как: В.С. Леднев, А.М. Новиков, Э.Б. Кайнова, В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, М.А. Данилов, Р. Барроу, Я. Скалкова, П.В. Копнин, М.Н. Скаткин, В.Е. Гмурман, П.Р. Атутов, Н.К. Гончаров, И.Я. Лернер, Л.Г. Антипенко, Ю.К. Бабанский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Г.М. Коджаспирова, А.И. Пискунов, Н.В. Кузьмина, В.И Журавлев, Ф.А Кузин, Н.И. Загузов, Г.М. Цыпин и мн. др.
Методические указаниясостоят из введения, двух разделов, отражающих содержание дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований», тематики и плана семинарских занятий, списка литературы, предлагаемой для самостоятельного изучения. Имеется перечень заданий для формирования исследовательских умений и навыков.
В ходе изучения курса студент должен
знать:
-характеристику научно познавательной деятельности;
-различия и особенности эмпирического и теоретического исследования;
-качественные характеристики исследования;
-основы методологии научного познания;
-общефилософские и теоретические принципы науки;
- особенности и свойства науки;
-структуру научного знания;
-особенности практической и научной деятельности;
-особенности организации и проведения педагогического исследования;
- основные методы теоретического и эмпирического исследования;
- требования к оформлению результатов научного исследования;
уметь:
- определять научную парадигму современных научных педагогических и психологических теорий;
-работать с первоисточниками, конспектировать, тезировать текст;
-определять методологический аппарат исследования;
- формулировать проблему, гипотезу исследования;
- определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
- составлять рабочий план психолого- педагогического исследования;
- отбирать, в зависимости от целей и гипотезы, методы исследования;
- проводить экспериментальную работу;
- обрабатывать результаты исследования, интерпретировать полученные данные;
- составлять библиографическое описание книги;
- подготовить научный текст к защите и презентации.
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем | Всего | Лекций | Семинаров |
Раздел 1. Общая характеристика методологии научного исследования | |||
Тема 1. Научная педагогическая исследовательская деятельность | |||
Тема 2. Методология научного педагогического исследования | |||
Тема 3. Понятие о психолого-педагогическом исследовании | |||
Тема 4. Проблематика современных психолого-педагогических исследований | |||
Раздел 2. Технология проведения научного исследования | |||
Тема 1. Логика и структура психолого-педагогического исследования | |||
Тема 2. Основные структурные компоненты психолого-педагогического исследования | |||
Тема 3. Методы психолого-педагогического исследования | |||
Тема 4. Критерии оценки результатов | |||
Тема5. Оформление результатов исследования | |||
Тема 6. Планирование и организация научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении | |||
Итого |
Содержание семинарских занятий