Средний дошкольный возраст
Дидактические игры, упражнения и занятия для расширения представлений о труде взрослых
« Что кому нужно для работы»
Дидактическая задача: Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Игровые правила: Называть профессию в соответствии с предметами труда.
Игровые действия: поиск нужных предметов.
Ход игры: У воспитателя на столе предметы для труда людей разных профессий. Он приглашает по одному участнику к своему столу, тот берет предмет называет его. Дети называют, кому этот инструмент нужен для работы. Необходимо найти предметы для данной профессии на столе, заканчивается игра делением на 2 подгруппы. Одна называет орудия труда, другая - профессии.
« Кто что делает»
Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о труде.
Игровые правила: Собрать из отдельных частей целую картину по видам труда.
Игровые действия: Поиск нужных частей картинки.
Ход игры: Игра начинается с краткой беседы о видах труда. В ходе, которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, технике, инструментах для работы. Затем воспитатель напоминает правила игры с картинками. Выигрывает то, кто первым сложил картинку.
« Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Дидактическая задача: Развитие у детей способности имитировать
рудовые действия; воспитание воображения, сообразительности.
Игровые правила: Все дети изображают действия так, чтобы можно было догадаться и назвать его.
Игровые действия: имитация движений, отгадывание, выбор водящего.
Ход игры: « Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: где вы были? Что делали? Мы ответим: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Для игры необходимо продумать различные действия людей в труде или других сферах жизни.
Примеры поручений на участке детского сада
- «Помоем игрушки»:
Цель: Приучать детей поэтапно выполнять поручение, быть внимательным к словам взрослого, аккуратно пользоваться водой. Оборудование: тазики, фартуки, игрушки.
Количество детей: подгруппа.
2.« Заполним аквариум водой»
Цель: Поручение аналогично первому.
Оборудование: фартуки, детские ведерочки.
Количество детей: 2-4 ребенка. После выполнения поручений с водой дети относят ведерки и другое оборудование на место.
3.« Пополним песочницу песком»
Цель: Поддержать стремление детей самостоятельно выполнять поручение, оказывать помощь сверстнику, аккуратно пользоваться инвентарем.
Оборудование: ведра, совки по количеству детей.
Количество детей: 5-8 человек. При выполнении поручения воспитатель напоминает, что песок не должен закрывать отмеченный в ведерке уровень. Он показывает им, как можно набирать песок, высыпать его. Только потом можно в песочнице поиграть - построить дом.
4.« Польем огородные грядки»
Цель: Учить детей действовать аккуратно, бережно относиться к растениям.
Оборудование: лейки по количеству детей.
Количество детей: 5-6 человек. Дети под контролем воспитателя набирают воду, несут ее на детский огород, ставят лейки у грядки, рассматривают растения и затем медленно поливают из лейки.
5.« Изготовим игрушки для игры»
Цель: Учить изготавливать игровой материал для обогащения собственных игр.
Материал: листочки деревьев, веточки, палочки, трава, камешки и т.д.
Количество детей: вся группа. Взрослый предлагает детям приготовить угощение для кукол: конфеты и ягоды ( камешки), салат (трава). Для сервировки стола можно использовать листья-тарелки, веточки - ложки и вилки. Дети собирают природный материал, а затем начинают играть.
6.« Парк отдыха»
Цель: Соответствует поручению №5.
Количество детей: 5-6 человек. Воспитатель показывает детям, как делается зонтик для куклы (нанизать лист на палочку), в песочнице сделать дорожку, вдоль нее соорудить скамейки, посадить деревья (веточки). В центре устроить клумбу из травы. Из глины можно предложить сделать для кукол тарелки, чашки для детского кафе.
« Целевое посещение кухни детского сада»
Цель:Продолжить знакомство детей с трудом сотрудников детского сада. На этот раз они знают, как работает повар: труд повара очень тяжелый, он старается приготовить для детей вкусную еду. Воспитывать у детей чувство уважения к труду сотрудников детского сада, которые заботятся о детях.
Наглядный материал:воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вам понравился сегодня завтрак? А кто же вам все это
приготовил?
(Повар).
- Да, еду для всех детей детского сада готовят наши повара. Сегодня
мы с вами пойдем на кухню и посмотрим, как работают наши повара.
На кухне
Воспитатель знакомит детей с поварами, называет их имена и отчества, предлагает детям самостоятельно рассмотреть помещение кухни, а потом предоставляет слово поварам. Рассказ повара с показом действий:
- Посмотрите, ребята, вокруг и скажите, на чем мы готовим еду? ( На плите).
- А наша плита похожа на ту, которая у вас дома на кухне?( Похожа, но она больше).
- А почему она такая большая? ( Потому что надо приготовить много еды для всех детей детского сада).
- Сегодня у нас на обед будет суп. В чем готовят суп? ( В кастрюле). Посмотрите, на плите стоит кастрюля. Какая она? ( Большая). А почему она такая большая? ( Потому что детей в детском саду много и супа нужно приготовить много).
- А на второе будут котлеты. Вы видели, как мама готовит котлеты?
( Да). Что она делает сначала с мясом? ( Прокручивает в мясорубке).
годится нам такая мясорубка, как у вас дома? (Нет). А почему?
(Потому что она маленькая и мясо придется прокручивать очень долго).
- Да, поэтому у нас на кухне вот такая большая мясорубка. ( Подводит
детей к мясорубке), здесь не надо крутить ручку, мясорубка
электрическая. Сейчас мы ее включим и вы посмотрите, как она
быстро прокрутит мясо. ( Показывает). Вот теперь из этого
прокрученного мяса мы будем делать котлеты. А кто знает, как
называется прокрученное в мясорубке и измельченное мясо? Такое
мясо еще называют фарш.
Повторите это новое для вас слово. ( дети повторяют это слово хором и индивидуально).
- К котлетам будет картофельное пюре и нам нужно будет начистить
очень много картофеля. Если мы будем чистить руками, то это будет
очень долго и тяжело. Для этого у нас есть картофелечистка.
Повторите, как называется машина, которая сама чистит картофель.
( Дети повторяют хором и индивидуально). Сейчас я вам покажу, как
она работает. Для этого ее надо включить, электрический ток заведет
мотор и картофелечистка заработает.
( Включает машину. После этого рассматривает с детьми очищенный
картофель).
- А на третье будет компот. На плите большая кастрюля, в ней уже
варится компот. А чтобы он был сладкий, в него, что надо положить?
(Сахар).
( Высыпают сахар в компот).
- Пока вы будете гулять, мы пожарим котлеты, сварим картошку, суп, и
к обеду все будет готово.
Воспитатель подводит итог:
-Сегодня вы познакомились с трудом поваров детского сада. Как вы
думаете, трудно работать поваром? (да).
Конечно, ведь если повара сделают что-то не так, еда будет не вкусной. Повара стоят весь день около жаркой плиты тоже очень тяжело. Наши повара очень стараются, чтобы все было вкусно и конечно, когда кто-то из вас что-то недоедает, им бывает очень обидно. Поэтому самый большой благодарностью нашим поварам за их тяжелый труд будут ваши чистые тарелки после еды. Это доставит им большое удовольствие.
- А сейчас повара расскажут вам что-то о себе. ( Воспитатель заранее
договаривается с сотрудниками о том, чтобы они рассказали детям о
каких-то своих увлечениях, о своей семье, принесли бы фотографии и т.д.) В конце занятия повара угощают детей чем-нибудь, например очищенной морковкой.
Дети благодарят поваров и обещают все доедать.
«Знакомимся с прачечной детского сада».
Цель:Продолжать знакомство детей с работой сотрудников детского сада. Познакомить их с трудом работников прачечной. Здесь стирают белье для всех детей детского сада, гладят его. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание облегчить их труд. ( Труд в прачечной очень тяжелый и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца). Показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях.
Ход занятия:Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит:
- Ребята, послушайте, я прочитаю отрывок из знакомого вам
стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка, Ускакала от меня...
- Как называется это произведение? ( Мойдодыр»).
- Да. Это произведение К. И Чуковского « Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежало от мальчика? ( Он был грязнуля).
- У нас в группе грязнуль нет, но все-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки, а кто ваши полотенца стирает? (Предположения детей).
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное белье: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют. Кто же это так заботится о вас?
- Хотите с ними познакомиться? Это наши работники прачечной. Их зовут...
( Воспитатель называет имена и отчества работников прачечной).
- Сегодня мы пойдем с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают белье для всех детей детского сада и посмотрим, как работникам прачечной удается постирать так много белья.
- Куда мы сейчас пойдем? ( В прачечную).
- А как зовут работников прачечной?
- Не забудьте поздороваться, когда придете в прачечную.
В прачечной
- Куда мы пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся
с работниками прачечной. Это Валентина Ивановна, а это Ирина
Николаевна. Сейчас Валентина Ивановна расскажет вам, как им
удается постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья.
( Показывает приготовленное к стирке белье).