Диагностика сформированности трудовых умений в хозяйственно-бытовом труде

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий одинаково для всех детей) Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
   
   
   

Уровни:

А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Ручной труд.

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие трудовых и специальных умений, сформированность способов конструирования, репродуктивный или творческий характер деятельности.

Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, уметь самостоятельно добиться результата.

Результаты свести в Таблицу 6.

Таблица 6

Диагностика сформированности навыков ручного труда

Имя ребёнка Специальные умения Способность реализовать замысел
     
     
     
     

Уровни:

А– беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Б – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

В– развитые комбинаторные умения обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Задания для самостоятельной работы

1. Проведите анализ последовательности сообщения детям знаний о труде взрослых, предложенной авторами исследования В.И. Логиной и Е.И. Радиной и подготовьте аналитическую справку.

В.И. Логинова предлагает путь, основанный на использовании системного подхода к определению знаний о труде взрослых как средстве удовлетворения потребностей людей: знания о структуре трудового процесса (цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций, достижение результата, определение его соответствия поставленной цели). Поэтапная демонстрация трудового процесса, установление связи между результатами и целью.

Е.И. Радина предложила путь, начинающийся с показа действий труженика, демонстрация «чудесных превращений» объекта труда. Переключение внимания детей с процесса деятельности на красоту, ловкость движений труженика. Интерпретация этих действий, как отражающих отношение к труду (создание образа труженика), оценка личностных качеств его. Оценка значимости результатов труда для людей. В ряде наблюдений – показ коллективных действий людей в процессе труда, интерпретация их взаимоотношений

2. Назовите этапы организации коллективного труда группы детей по уборке групповой комнаты, определите содержание и воспитательные задачи каждого из них. Ответ представьте в письменном виде (возраст детей – на Ваш выбор).

3. Подберите поговорки и пословицы о труде.

Опишите варианты их использования в повседневной жизни дошкольников.

4. Изучите уровень трудовых навыков и умений детей в хозяйственно-бытовом труде (в возрастной группе, где вы проходите учебно-производственную практику).

Определите задачи дифференцированного подходя к детям с учетом уровня сформированности у них трудовых умений и навыков.

Разработайте программу формирования трудовых навыков и умений через хозяйственно-бытовой труд для детей возрастной группы.

Практические занятия:

№1. Изучите содержание труда, представленного в двух современных образовательных программах ДОУ. Сравните их по критериям, представленным в Таблице 7.

Таблица 7

Критерии для сравнения программ Образовательная программа Образовательная программа
Цель и задачи трудового воспитания    
Ознакомление с трудом взрослых    
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения)    
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда)    
Показатели эффективности освоения программ    

Анализируя содержание работы по труду в образовательных программах, выделите линии его усложнения по ступеням дошкольного детства. Результаты анализа отразите в Таблице 8

Таблица 8

Наши рекомендации