Диагностика сформированности трудовых умений в хозяйственно-бытовом труде
Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий одинаково для всех детей) | Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) |
Уровни:
А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Ручной труд.
1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.
Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие трудовых и специальных умений, сформированность способов конструирования, репродуктивный или творческий характер деятельности.
Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, уметь самостоятельно добиться результата.
Результаты свести в Таблицу 6.
Таблица 6
Диагностика сформированности навыков ручного труда
Имя ребёнка | Специальные умения | Способность реализовать замысел |
Уровни:
А– беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Б – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
В– развитые комбинаторные умения обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Задания для самостоятельной работы
1. Проведите анализ последовательности сообщения детям знаний о труде взрослых, предложенной авторами исследования В.И. Логиной и Е.И. Радиной и подготовьте аналитическую справку.
В.И. Логинова предлагает путь, основанный на использовании системного подхода к определению знаний о труде взрослых как средстве удовлетворения потребностей людей: знания о структуре трудового процесса (цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций, достижение результата, определение его соответствия поставленной цели). Поэтапная демонстрация трудового процесса, установление связи между результатами и целью.
Е.И. Радина предложила путь, начинающийся с показа действий труженика, демонстрация «чудесных превращений» объекта труда. Переключение внимания детей с процесса деятельности на красоту, ловкость движений труженика. Интерпретация этих действий, как отражающих отношение к труду (создание образа труженика), оценка личностных качеств его. Оценка значимости результатов труда для людей. В ряде наблюдений – показ коллективных действий людей в процессе труда, интерпретация их взаимоотношений
2. Назовите этапы организации коллективного труда группы детей по уборке групповой комнаты, определите содержание и воспитательные задачи каждого из них. Ответ представьте в письменном виде (возраст детей – на Ваш выбор).
3. Подберите поговорки и пословицы о труде.
Опишите варианты их использования в повседневной жизни дошкольников.
4. Изучите уровень трудовых навыков и умений детей в хозяйственно-бытовом труде (в возрастной группе, где вы проходите учебно-производственную практику).
Определите задачи дифференцированного подходя к детям с учетом уровня сформированности у них трудовых умений и навыков.
Разработайте программу формирования трудовых навыков и умений через хозяйственно-бытовой труд для детей возрастной группы.
Практические занятия:
№1. Изучите содержание труда, представленного в двух современных образовательных программах ДОУ. Сравните их по критериям, представленным в Таблице 7.
Таблица 7
Критерии для сравнения программ | Образовательная программа | Образовательная программа |
Цель и задачи трудового воспитания | ||
Ознакомление с трудом взрослых | ||
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | ||
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) | ||
Показатели эффективности освоения программ |
Анализируя содержание работы по труду в образовательных программах, выделите линии его усложнения по ступеням дошкольного детства. Результаты анализа отразите в Таблице 8
Таблица 8