Задачи уроков физической культуры

Результаты педагогического процесса в физическом воспита­нии зависят от качества учебной и воспитательной работы, прово­димой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспита­тельные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяю­щейся обстановке. Последовательное выполнение образователь­ных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длитель­ное время (ряд последовательных уроков), а для решения дру­гих— достаточно лишь одного урока.

Например, научить лазанью по канату определенным спосо­бом и с правильным чередованием движений на одном уроке нельзя. Следовательно, на одном уроке такая задача невыполни­ма. Это будет общая задача, для выполнения которой потребует­ся серия уроков. Ознакомить учеников с захватом каната ногами при лазанье можно в течение одного урока, это будет не­большая, частная задача, и ее можно ставить как одну из конк­ретных задач данного урока.

К образовательным задачам относится также получение деть­ми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здо­ровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правиль­ном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с ре­шением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках фи­зической культуры воспитывается внимание, дисциплинирован­ность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, само­стоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Но могут быть специальные уроки с установкой на решение воспитательных задач.




Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, созна­тельно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения. Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке упражнений, требующих проявления этих качеств (прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.).

Ставя в своей повседневной работе задачи воспитания совет­ского патриотизма, учитель рассказывает детям о жизни, труде и достижениях советских спортсменов, демонстрируя монтажи и фотографии.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны ре­шаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костю­мах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий, проведение уроков на открытом воздухе—все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

СТРУКТУРА УРОКА

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком фи­зической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, ко­торым можно пользоваться как основой при составлении отдель­ного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении мате­риала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением про­граммного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответ­ствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма зани­мающихся. К этой работе организм должен быть соответству­ющим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки орга­низма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педа­гогике постепенность и тренировка — основное физиологическое правило.

Это указание обязывает учителя решать педагогические зада­чи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Ре­шение основных задач урока требует и соответствующей органи­зационной подготовки занимающихся, создания у них необходи­мого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.

После того как проведена необходимая организационная под­готовка учащихся и выполнено павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основ­ной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащих­ся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в по­строении урока отражается постепенный переход к состоянию по­коя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части: первая часть — организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наи­более трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть — направленная на выполнение основных задач урока, ус­ловно называется основной; третья, во время которой органи­зованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый от­дельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содер­жание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соот­ветствии с его задачами.

Наши рекомендации