Перенос физических способностей
Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития другой, получило название "перенос физических способностей".
Перенос может быть положительным и отрицательным. При положительном переносе развитие одной способности содействует совершенствованию другой. Например, увеличение "взрывной силы" - росту быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уровень её развития.
Перенос бывает однородным и разнородным. при однородном переносе наблюдается повышение уровня одной и той же способности в применявшихся и не применявшихся упражнениях. Например, повышение уровня силовой выносливости при сгибании - разгибании рук в висе приводит к изменению той же способности в сгибании и разгибании рук в упоре лежа. При разнородном переносе тренировка, направленная на развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой, так и других физических способностей.
_______________________Лекция 8 Общая характеристика физических способностей
Например, повышение изометрической силы сгибателей рук сопровождается достоверным приростом силовой выносливости при тренировке на блочном устройстве.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | ВОЗРАСТ | ||||||||||
ri | cr> CO | о | £ | CM | CO | Tt | in | to n. T— t— | |||
I | о | f | cs | CO | Tt | m to | |||||
О ш i -о о m | Собственно силовые | t | tl | ||||||||
Скоростно-силовые | t | t | t | ||||||||
СКОРОСТНЫЕ | Частота движений | II | II | t | |||||||
Скорость одиночного движения | t | t | t | ||||||||
Время двигательной реакции | t | t | |||||||||
1ПОЛНЕНИЮ | Статический режим | t | |||||||||
Динамический режим | It | t | t | ||||||||
Зона максимальной интенсивности | t | t | |||||||||
К ДЛИТЕЛЬНОМУ ВЬ РАБОТЬ | Зона субмаксимальной интенсивности | t | t | t | |||||||
Зона большой интенсивности | It | It | t | t | |||||||
Зона умеренной интенсивности | It | t | t | t | |||||||
Ш Л | Простые координации | It | M | t | |||||||
I с | Сложные координации | t | t | ||||||||
| | Равновесие | * | It | t | |||||||
х L | Точность движений | It | t | ||||||||
Гибкость | * | It | It |
Рис. в. 1. Сенситивные периоды развития физических способностей детей(по А. П. Матвееву)
109 Теория и методика физической культуры
Перенос может быть взаимным (например, если при развитии силовых способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании скоростных - силовые) и односторонним (например, если при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак не оказывают влияния на развитие быстроты движений).
Наконец, выделяют прямой и опосредованный перенос. При прямом переносе повышение уровня развития одной способности непосредственно сказывается на развитии другой. Например, повышение уровня скоростно-силовой подготовленности мышц нижних конечностей у бегунов на короткие дистанции сразу же сопровождается увеличением скорости бега. При опосредованном переносе создаются только предпосылки для совершенствования какой-либо другой способности. Например, максимальная сила ног спринтера не имеет прямой существенной связи с результатом скоростного бега.
Однако она обнаруживает связь с прыжковыми упражнениями, результаты которых, в свою очередь, довольно тесно связаны со скоростным бегом.
Поэтому занятия, направленные на развитие максимальной силы ног способствует созданию функциональной базы для развития скоростно-силовых способностей, определяющих в конечном счете скорость бега. Эффект этих видов переноса используется при решении задач специальной и общей физической подготовки в большинстве видов спорта.
Величина и характер влияния одних способностей на другие во многом зависит:
1. От преимущественной направленности и рационального чередования педагогических воздействий при их развитии (например, занятие, состоящее из упражнений, требующих скоростных и силовых способностей, выносливости, развивает каждую из них лучше, нежели тренировка в одном из видов, проводимая даже с увеличенной вдвое нагрузкой).
2. От уровня физической подготовленности занимающихся (при низком уровне физической подготовленности развитие одной способности обычно приводит к повышению уровня развития и других, однако, в дальнейшем подобный параллельный рост способностей прекращается).
"Перенос" физических способностей имеет существенное педагогическое значение. Благодаря этому явлению можно занимаясь относительно небольшим кругом физических упражнений, создать некоторые предпосылки для успешного овладения любым видом двигательной деятельности. Эта возможность используется в практике физического воспитания при подготовке людей к трудовой, военной и спортивной деятельности.