Внешкольная работа по физическому воспитанию

Внешкольная работа по физическому воспитанию проводится домами пионеров, детскими спортивными школами, детскими ту­ристскими станциями, парками, домоуправлениями, добровольны­ми спортивными обществами.

Дворцы и дома пионеров проводят эпизодические занятия с детьми (игры, гимнастика), организуют зимние развлечения и спортивные секции по тем видам спорта, которые трудно создать в школе {теннис, фигурное катание, плавание, художественная гимнастика и др.). Они проводят также показательные физкуль­турные выступления и праздники, встречи с мастерами спорта. Для руководства этой работой привлекаются квалифицирован^ ные специалисты.

Значительное место в работе дворцов и домов пионеров зани­мает организация методической помощи другим внешкольным учреждениям, ведущим работу с детьми. Для этого проводятся консультации, лекции и семинарские занятия.

Вместе с комсомольскими организациями и органами народ­ного образования дворцы и дома пионеров организуют и прово­дят массовые спортивные мероприятия.

Особо важную работу по физическому воспитанию проводят детские спортивные школы, организуемые органами народного образования и добровольными спортивными обществами. Основной задачей этих школ является повышение спортивного мастерства школьников. Вся работа детских спортивных школ должна быть организована так, чтобы юные спортсмены не отрывались от кол­лектива своей школы и совмещали занятия спортом с высокой успеваемостью в школе.

Детские спортивные школы организуют выступления учащих­ся па праздниках, утренниках и пионерских сборах и проводят инструктивные занятия с физкультурным активом школ и руко­водителями физкультурной работы.

Детские спортивные школы как внешкольные учреждения должны работать в тесном контакте с общеобразовательными школами, а учащиеся детских спортивных школ должны являться активистами в своих школах и помощниками учителей и пионер­вожатых в проведении внеклассной работы по физическому вос­питанию.




Значительную работу по физическому воспитанию учащихся младших классов проводят парки культуры и отдыха. В детских секторах парков созданы спортивные площадки и гимнастичес­кие городки. В игротеках имеются принадлежности для индиви­дуальных и коллективных игр детей. Обычно в этих парках дети имеют возможность не только играть и пользоваться различным оборудованием, инвентарем и играми, но для них организуются и групповые занятия, игры, хороводы, пляски.

Внешкольную работу по физическому воспитанию среди детей проводят и домоуправления. Родители вместе с детьми при со­действии работников домоуправлении организуют постоянно дей­ствующие спортивные площадки (летом озеленяют и оборудуют их для занятий, игр и развлечений, а зимой заливают катки и де­лают снежные горки). В этой работе большую помощь могут оказать добровольные спортивные общества, пионерские, комсо­мольские, профсоюзные организации, а также школы.

По месту жительства могут быть организованы занятия ут­ренней гимнастикой; занятия групп, секций или команд по раз­личным видам спорта; спортивные соревнования (среди детей од­ного дома, среди команд нескольких домов одного домоуправле­ния, а также соревнования команд одного домоуправления с командами другого); команды домоуправления для участия в районных, городских соревнованиях; туристские походы; коллек­тивные лыжные прогулки, выходы на каток и водоемы.

Для руководства физкультурной работой по месту житель­ства могут избираться советы физкультуры, в которые должны входить наиболее активные комсомольцы, спортсмены, пионеры, родители.

Методическим центром для работы по месту жительства долж­на быть школа. В качестве руководителей секций, групп, команд следует приглашать родителей, имеющих необходимый опыт и знания, спортсменов-разрядников, общественных инструкторов.

Летом большая работа с детьми ведется на летних площадках и в пионерских лагерях (загородных и городских).

На летних площадках проводятся различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия — ежедневные и эпизодичес­кие. К ежедневным мероприятиям относятся игры, прогулки, воздушные и солнечные ванны, купание или душ; к эпизодичес­ким— экскурсии, походы, подготовка к проведению физкультур­ных выступлений и спортивных соревнований.

Физкультурная работа на летней площадке занимает ведущее место, так как оздоровительные задачи в условиях летнего вре­мени являются главными. Эта работа должна проводиться не изолированно, а в сочетании со всей многообразной работой.

Пионерский лагерь. Особенно благоприятные условия для физкультурной работы среди детей создаются в загородных пионерских лагерях, которые являются лучшей формой организа­ции летнего отдыха детей.

Почти круглосуточное пребывание на свежем воздухе, строгое соблюдение режима дня, рациональное питание, физический труд, физкультурная работа, коллективная самодеятельность, игры, пе­ние, солнечные и воздушные ванны, купание — вот неполный пе­речень того, что способствует укреплению здоровья детей, зака­ливанию их организма и сплочению коллектива.

Задачи физкультурно-массовой и спортивной работы в пионер­ском лагере следующие:

а) вовлечь пионеров и школьников в ежедневные занятия ут­
ренней гимнастикой;

б) совершенствовать умения и навыки, полученные в школе
на уроках физической культуры;

в) привить знания и навыки, которые нельзя было дать на за­
нятиях в зале или на небольшой спортивной площадке, в част­
ности по плаванию, играм и упражнениям на местности;

г) повысить интерес школьников к систематическим занятиям
физической культурой и спортом;

д) содействовать воспитанию у них гигиенических навыков.
Относительно небольшой срок пребывания детей в пионерском

лагере обязывает всех руководителей с особой ответственностью относиться к подготовке работы в лагере.

План работы должен быть подготовлен до выезда 8 лагерь. До приезда первой смены на территории лагеря под руковод­ством инструктора физкультуры и старшего пионервожатого должна быть проведена большая подготовительная работа: вы­браны и оборудованы места для занятий гимнастикой, подвижны­ми и спортивными играми, легкой атлетикой, определено и обо­рудовано место для купания.

Еще до выезда в лагерь необходимо знать состав пионеров, выезжающих в лагерь, их физическую подготовленность, спор­тивные интересы, умение плавать.

В плане работы для каждой смены (а их бывает две-три) обязательно предусматривается проведение ежедневной утрен­ней гимнастики (зарядки), занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой атлетикой и плаванием, организация и про­ведение лагерной спартакиады, прогулки, экскурсии, походы и физкультурные мероприятия во время открытия и закрытия пио­нерского лагеря.

В режиме дня предусматриваются ежедневные воздушные и солнечные ванны, а также купание. Эти процедуры назначаются строго индивидуально врачом. Во время их проведения обяза­тельно присутствие врача или медицинской сестры.

Руководитель физической культуры в плаце работы предус-матоивает проведение бесед с детьми о значении физического воспитания, достижениях советских спортсменов. Для показатель­ных выступлений в лагере желательно приглашать мастеров спорта, спортсме*юв-разрядников, учащихся детских спортивных школ. В этом значительную помощь может оказать Совет ДСО

той профсоюзной организации, в ведении которой находится пио­нерский лагерь.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно после подъема на специально отведенных для каждого отряда площадках, а в дождливую погоду — в закрытых помещениях (при открытых ок­нах). Каждый пионер должен знать свое место, чтобы не затра­чивать лишнего времени на построение.

Как правило, дети выстраиваются по звеньям в колонну по одному (звеньевой впереди). Мальчики и девочки занимаются вместе. В каждом отряде зарядка проводится отдельно; руково­дят зарядкой вожатые отрядов. Большое значение имеет музы­кальное сопровождение.

Комплексы упражнений утренней гимнастики для различных возрастных групп составляются заранее, по три на каждую смену. Зарядка начинается с ходьбы, после которой следует шесть-семь упражнений. Первое упражнение, обычно характера «потя­гивания», выполняется в медленном темпе. За ним следуют уп­ражнения в приседаниях, наклонах и поворотах туловища, взма­хи руками и ногами. В конце зарядки даются прыжки, пробеж­ка или подвижная игра. Заканчиваются занятия ходьбой в строю под музыку или песню. Упражнения могут проводиться без пред­метов и с предметами (см. приложение 3).

При проведении упражнений особое внимание обращается на правильное дыхание.

Занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой ат­летикой н плаванием проводятся три-четыре раза в неделю. Ру­ководят ими вожатые отрядов или инструкторы физкультуры. Если в лагере есть пионеры старшего возраста, то для занятий с младшими могут быть выделены пионеры-инструкторы, которые должны получить соответствующий инструктаж у руководителя физической культуры.

Занятия играми, гимнастикой и легкой атлетикой проводятся как на специальных занятиях по совершенствованию умений и навыков, так и при подготовке к выступлениям и соревнованиям.

Занятия физическими упражнениями в лагере несколько отли­чаются от занятий в школе. Здесь больше внимания уделяется формированию практических навыков: ходьба и бег по прямой и извилистой тропинке, с преодолением препятствий, с выполне­нием дополнительных заданий, связанных с использованием мест­ности и по внезапным сигналам; прыжки через естественные препятствия (ручей, валежник, кусты). Большие возможности име­ются в лагере для обучения лазанью по канату или веревкг, упи­раясь ногами в крутой склон или ствол дерева. В естественных ус­ловиях проводятся упражнения в равновесии: по бревну, положен­ному через канаву, по камням через ручей.

При проведении игр преимущество отдается играм на местно­сти. В пионерском лагере представляется возможность в игровой форме знакомить детей с сигнализацией и компасом.

Обучение плаванию — одна из важнейших задач физкультур­ной работы в пионерском лагере. Для обучения плаванию ис­пользуются доски, которые заготавливаются заблаговременно до выезда в лагерь. Длина доски — 60—70 см, ширина — 30—40 см и толщина — б—8 см, лоска должна быть гладко выстрогана и иметь закругленные концы.

Обучение плаванию надо проводить в водоемах с чистой во­дой, с постепенно понижающимся плотным дном. Скорость тече­ния не должна превышать 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть без коряг, свай, острых камней и других предметов, могущих быть причиной травм.

Выбирая место для плавания, необходимо тщательно иссле­довать водоем, измерить его глубину. Место, где будет прово­диться учебная работа, должно быть ограничено и хорошо обо­значено. Лучше всего этот участок огородить кольями, вбитыми в дно. К ним на поверхности воды прикрепляются жерди. Глу­бина воды здесь не должна превышать 90 см.

В местах обучения плаванию должны находиться врач или медицинская сестра, лодка с дежурным и средства для спасания тонущих (спасательные круги, веревки и др.).

Качество воды в местах обучения плаванию должно отвечать элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятия по плаванию с детьми младшего школьного возраста проводятся при температуре воды не менее +20° С. Продолжи­тельность пребывания в воде во время первых занятий — около 5 минут, на последующих — до 15 минут. Занятия по плаванию должны проводить преподаватель физкультуры или инструкторы по плаванию.

Обычно занятия по плаванию проводятся в часы, отведенные для оздоровительных мероприятий. В очень теплую погоду занятия можно проводить два раза в день.

Одной из интересных форм спортивной работы в пионерском лагере является товарищеская встреча с другим лагерем. В про­грамму таких встреч могут быть включены соревнования по под­вижным и спортивным играм, легкой атлетике, сигнализации, гимнастические выступления, спортивные КВН и др.

Спартакиада пионерского лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и закан­чивается финальными соревнованиями и выступлениями на за­ключительном общелагерном физкультурном празднике (за два-три дня до закрытия лагеря).

В программу лагерной спартакиады для младших пионеров включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На заключительном физкуль­турном празднике проводятся парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших звеньев и отрядов, вы­являются победители спартакиады,

План спартакиады разрабатывается заранег. до начала рабо­ты лагеря, и окончательно утверждается спустя пять-шесть дней после прибытия в лагерь очередной смены, когда будет выявлено состояние физической подготовленности прибывших.

В проведении спартакиады участвуют пионерский актив ла­геря, пионервожатые, воспитатели. Общее руководство спартаки­адой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведе­ние соревнований отвечает руководитель физкультуры (см. при­ложение 4).

Прогулки, экскурсии, походы. Каждый пионерский лагерь располагает большими возможностями для организации прогулок, экскурсий к походов. Еще до выезда в пионерский лагерь из числа пионервожатых или воспитателей назначается организатор туристских походов. Он должен подробно ознакомиться с окрест­ностями и наметить предварительные маршруты прогулок, экскур­сий и походов. По приезде в лагерь намеченные маршруты рас­сматриваются и уточняются преподавателями географии, биоло­гии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем состав­ляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в пионерской комнате.

С учащимися I—II классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5—2 часа. Цель — ознакомление с окрест­ностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблю­дение за жизнью леса и т. п. Прогулки проводятся воспитателями или пионервожатыми. Во время прогулок устраиваются прива­лы, на которых дети поют, играют, слушают рассказы старших.

С учениками III классов, кроме прогулок, проводятся так­же экскурсии продолжительностью 3—4 часа. Во время экскур­сий, помимо указанного выше, проводится сбор коллекций, герба­риев, ориентировка на местности по карте и компасу, организу­ются игры на местности.

Кроме прогулок и экскурсий, в пионерском лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные туристские походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. В процессе подготовки к походу они участвуют в нескольких экс­курсиях, продолжительностью 3—4 часа каждая.

Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, постав­ленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.

Перед походом проводится большая подготовительная работа. Пионеров распределяют по группам. Каждая группа выполняет определенные обязанности: приготовление пищи, разведение ко­стров, оказание первой помощи при несчастных случаях и т. Д. Кроме того, выделяются группы для сбора гербария и коллек­ций, для зарисовок в пути, описания пройденного маршрута и др.

внешкольная работа по физическому воспитанию - student2.ru В процессе подготовки руководитель похода проводит с участ­никами несколько занятий, на которых рассматриваются прави­ла поведения в походе и уточняются обязанности участников. В поход с группой 20—25 человек идут пионервожатый, воспита­тель, руководитель физкультуры, врач или медсестра.

Праздники. В пионерском лагере в каждой смене прово­дится два общих праздника. Один праздник посвящается откры­тию и второй закрытию лагеря. Открытие лагеря проводится на третий-четвертый день после приезда детей, закрытие — за день до отъезда,

К празднику, посвященному открытию лагеря, подготовка про­водится заранее. За две-три недели до отъезда пионервожатый знакомится с детьми и предлагает им подготовиться к выступле­ниям на празднике. Ребята готовят (на летней площадке или в школе) художественные и физкультурные выступления. В про­грамму физкультурных выступлений включаются вольные упраж­нения и пирамиды. Кроме того, готовится небольшая груп­па пионеров для организации и проведения массовых игр и плясок.

На празднике, посвященном закрытию лагеря, кроме вольных упражнений и пирамид, демонстрируются акробатические упраж­нения и достижения лучших гимнастов и легкоатлетов. Подготов­ка к празднику начинается вскоре после прибытия детей в ла­герь.

Распорядок дня в пионерском лагере. Вся организация работы пионерского лагеря должна способствовать полноценному исполь­зованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Одним из решающих условий благотворного влияния отдыха является правильный распорядок дня. Он устанавливается врачом и начальником лагеря и должен точно выполняться всеми.

Примерный распорядок дня в лагере

7 час. 30 мин.    
*7 и 30 » —7 час. 50 мнн
7 *к 50 » _____ а л 10 »
8 » 10 » __ о 20 »
8 » 20 » -9 » 00 »
9 » 00 » _____ о, в 30 »
Э » 30 » —11 » 30 »
11 » 30 > -12 » 30 »
12 » 30 » -13 » 00 »
13 » 00 > —14 » 00 >
И » 00 » —16 » 00 »
16 *> 00 » -16 » 30 »

Подъем

Зарядка

Уборка постелей, туалет

Утренняя лннейка, подъем флага

Завтрак .............................................

Свободное время ..........................

Работа отрядов и звеньев, общест­венно полезная работа . . .

Солнечные и воздушные ванны, ку­пание

Свободное время ..........................

Обед......................................................

Послеобедеигтый отдых........................

Полдник ..............................................

Работа кружков, фнз/гультурные за­
нятия, игры, второе купание, ин­
дивидуальные занятия -^: 16 » 30 » —19 » 00 »

19 Заказ № 6005 . 289

Ужин......................................................... 19 час. 00 мин. —19 час.30 мин.

Культурно-массовая работа: кино,

"художественная самодеятельность,

игры...................................................... 19 » 30 » —21 » 30 »

Вечерняя линейка, спуск флага 21 » 30 » —21 » 45 »

Приготовление ко сну ....................... 21 а 45 » —22 » 00 »

Сон............................................................ 22 » 00 »

Городской пионерский лагерь организуется для школьников
и пионеров, оставшихся на лето в городе.

Работа в городском лагере строится так же, как и в загород­
ном: режим, линейка, подъем флага, плановая работа, двух-или
трехразовое питание. Располагаются городские лагеря в пар­
ках, на стадионах, в школах.

Наши рекомендации