Агитация и пропаганда физической культуры и спорта в школе
Многообразие различных форм работы по физической культуре и спорту в школе, необходимость влияния школы на осуществление задач физического воспитания в семье и воспитание сознательного отношения учащихся к различным учебным и внгучебным занятиям требуют систематического проведения в школе агитационной и пропагандистской работы (организация и проведение лекций для родителей, привлечение их к организационной работе по физической культург и спорту, приглашение родителей на спортивные соревнования и праздники, утренники и вечера физической культуры и спорта, организация стендов, посвященных физической культуре и спорту, освещение физкультурной и спортивной работы в стенной печати и радиогазетах школы и т. д.).
Лекции можно проводить общешкольные, для параллельных и смежных классов и для родителей. Для чтения лекций надо приглашать врачей, специалистов физической культуры, опытных учителей. Большой интерес у родителей вызывают лекции о физическом воспитании детей в школе и семье, режиме дня школьника, роли физкультуры и спорта в жизни школьника, правильном использовании солнца, воздуха н воды, летних и зимних спортивных развлечениях детей и др.
Привлечение родителей к организационной работе по физической культуре и спорту укрепляет связи между школой и семьей, между родительским активом и учащимися. Родителей следует чаще привлекать к участию в подготовке различных физкультурных и спортивных мероприятий, вводить в состав оргкомитетов, комиссий, судейских коллегий.
Сильное впечатление на родителей производят хорошо организованные праздники, физкультурные выступления, спортивные соревнования и вечера. Поэтому пригласить на эти мероприятия всех родителей, написать персональные приглашения, хорошо принять и разместить их на площадке или в зале и организованно выполнить всю программу — долг школы. Это будет хорошим средством агитации за физическую культуру и спорт.
В каждой школе должен быть стенд, отражающий всю физкультурную работу учащихся. Здесь необходимо помещать план работы школы по физкультуре и спорту, ход выполнения этого плана, достойные подражания примеры спортивной работы в школе, на стенде хорошо вывешивать фотоснимки, красочные таблицы, давать различные рекомендации учащимся и родителям. Материалы должны регулярно обновляться.
В каждой школе выпускается стенная газета, а во многих школах и радиогазета. В них нужно помещать сообщения о текущей физкультурной жизни школы, выступлениях лучших учащихся, успешно сочетающих отличную учебу с регулярными занятиями спортом, давать краткие советы врача, учителя.
Популяризации занятий способствует школьная библиотека. Ее следует регулярно пополнять наиболее интересными новинками. О поступлении новых книг надо своевременно оповещать учащихся и учителей. Аннотацию книги можно давать в стенной газете или вывешивать на стенде. В этой работе активное участие принимают друзья библиотеки.
Из числа друзей библиотеки следует выделить несколько учащихся и поручить им проведение периодических информации о книгах по физической культуре и спорту, поступивших в библиотеку.
При проведении родительских собраний по любым вопросам, а особенно по вопросам здоровья детей и их физического воспитания, организуются небольшие тематические выставки книг. Здесь же можно рекомендовать родителям и соответствующие статьи из журналов «Здоровье», «Семья и школа», «Физкультура в школе».
Агитация и пропаганда физической культуры и спорта проводится по плану работы школы. Б качестве конкретных мероприятий в каждой школе следует предусмотреть: организацию постоянного стенда физкультуры и спорта; периодический выпуск стенгазеты и радиогазеты, посвященных физкультуре и спорту; проведение спортивных вечеров и праздников; чтение лекций для родителей о физическом воспитании детей.
Работа по агитации и пропаганде физической культуры и спорта проводится под руководством директора школы учителями, врачом, родителями при активном участии учащихся.
Й»
ГЛАВА VII_______
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Важное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед школой в области физического воспитания, имеют правильное планирование и учет этой работы. Правильное планирование содействует четкой организации всей учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы школы.
В школ-е составляются:
а) общий план работы школы по физической культуре на год;
б) планы учебной работы по физической культург для каж
дого класса.
Общий план на год составляется учителем физической культуры или, если его нет, одним из учителей школы.
План обсуждается и утверждается педагогическим советом. В общем годовом плане предусматриваются все вопросы, связанные с работой по физическому воспитанию в школе: учебная работа, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная работа и проведение физкультурных праздников, врачебный контроль, материальное обеспечение, пропаганда физической культуры и спорта.
В общем годовом плане вопросы учебной работы находят лишь общее отражение: расписание пользования местами занятий и инвентарем, порядок организации занятий, костюмы для занятий и др.
Более подробно учебная работа планируется для каждого класса отдельно тем учителем, который ведет в нем уроки.
В общем годовом плане школы отражаются физкультурные мероприятия в режиме учебного дня. В отношении гимнастики до занятии предусматриваются место проведения, продолжительность, порядок проведения, руководство занятиями, лицо, составляющее комплексы, участие в этом мероприятии педагогического коллектива школы.
При организации перемен устанавливаются продолжительность отдыха, порядок питания детей, массовые физкультурные мероприятия и назначаются лица, ответственные за организацию и проведение перемен.
В плане предусматривается также порядок организации и проведения физкультурных минуток на уроках и указывается, кто готовит примерные комплексы.
По внеклассной работе в плане прежде всего отражается все, что имеет отношение к кружку или коллективу физической культуры: когда будут избираться физорги в классах и совет коллектива в школе, кто из учителей будет руководить кружком физкультуры, какие следует организовать секции, где, в какие дни будут секционные занятия.
В плане предусматриваются спортивные соревнования, прогулки, экскурсии, игры, указываются сроки проведения а лица, ответственные за эти мероприятия. Здесь же планируются сроки и маршруты туристских походов и подготовка к ним.
В годовом плане работы школы по физическому воспитанию устанавливаются сроки и порядок медицинского осмотра учащихся. Вначале осмотр проходят учащиеся первых классов, далее дети, которые в предыдущем учебном году числились ослабленными (из всех классов). Затем осматриваются ученики третьих и вторых классов. Здесь же должны быть определены сроки повторного медицинского осмотра детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
О результатах медицинского осмотра врач докладывает на педагогическом совете школы и собрании родителей.
Полноценная работа по физическому воспитанию в школе требует хорошего оборудования мест занятий, приобретения и изготовления необходимого инвентаря. Поэтому в плане работы предусматривается приобретение спортивного инвентаря и оборудования за счет бюджетных средств, изготовление его силами учащихся, родителей и шефов.
В общем годовом плане школы отражается также агитационная и пропагандистская работа по физической культуре и спорту.
Общий план работы по физической культуре в школе на новый учебный год разрабатывается по окончании текущего учебного года. В летние каникулы проводится работа по подготовке школы к новому учебному году в соответствии с разработанным планом.
План учебной работы учитель составляет перед началом учебного года.
Основными документами планирования являются: годовой план распределения программного материала по четвертям на весь год, поурочный план на четверть и план или конспект урока. Годовой план распределения программного материала по четвертям и поурочные планы па каждую четверть необходимы для того, чтобы учитель мог в определенной последовательности выполнить всю программу по физической культуре, предусмотренную для данного класса.
При разработке планов учитель может пользоваться различными методическими разработками и пособиями, изменяя их в зависимости от конкретных условий школы; мест занятий, наличия оборудования н инвентаря и, конечно, от состояния физической подготовленности детей.
Предмет «Физическая культура» имеет свои специфические особенности. Они выражаются в том, что материал программы изложен не в порядке его последовательного изучения с учащимися, а по разделам и видам физических упражнений. Кроме того, на планирование материала влияет сезонность. Поэтому учителю при планировании необходимо определить ведущие задачи обучения и виды физических упражнений, которые подлежат изучению в четверти, и на каждый урок составлять план.
При определении задач обучения и программного материала на четверть предусматривают следующие положения:
1. Необходимо, чтобы совокупность упражнении в каждой чет
верти обеспечивала бы разностороннее влияние на организм де
тей (следует включить возможно больше видов упражнений).
2. Программный материал на ту или другую четверть должен
соответствовать сезонности.
В течение первой четверти большинство уроков проводится на открытом воздухе. Поэтому здесь следует планировать бег, прыжки в длину, метание на дальность, упражнения со скакалками, игры, требующие большой площадки (с бегом, с метанием).
Во второй четверти большинство уроков проводится в помещении. На это время учитель может планировать упражнения с мячами, палками, лазанье, равновесие, метание в цель, прыжки с высоты и в высоту, акробатические упражнения, упражнения с ыячаыи, со скакалками, игры, не требующие для проведения много места, и др.
Третья четверть совпадает с зимним периодом. В это время большинство уроков проводится на открытом воздухе. Поэтому планировать надо занятия на лыжах, а также метание снежков, игры на лыжах, игры-эстафеты с санками.
В конце третьей четверти чаще всего бывает межсезонье. В это время и в первый месяц четвертой четверти большинство уроков проводится в помещении.
Здесь следует повторять для дальнейшего совершенствования и изучения те виды упражнении, которые уже применялись во второй четверти: общеразвнвающие упражнения с предметами, акробатические упражнения, лазанье и гтерелезание, равновесие, метание в цель, прыжки со скакалками, прыжки с высоты и в высоту, игры и др.
Во второй половине четвертой четверти большинство уроков проводится на площадке. Здесь необходимо продолжить изучение тех видов, которые были пройдены в первой и третьей четвертях: бег, прыжки в длину и высоту, мета вне на дальность, наиболее сложные игры. Гимнастические построения и перестроения, упражнения без предметов и на осанку должны планироваться на каждую четверть учебного года. Также в каждой четверти следует предусмотреть упражнения в ходьбе и в беге в чередовании с ходьбой. Проведение танцевальных упражнений лучше всего планировать на вторую, конец третьей и четвертую четверти.
270 . 1
3. Весь программный материал надо распределять по нара
стающей трудности в каждом из видов упражнений.
Примеры:
а) Равновесие в I классе: в первой четверти — упражнения на
земле или на полу; во второй — упражнения на скамейке, к концу
третьей четверти — равновесие на бревне.
б) Прыжки в I классе: в первой четверти — свободные под
прыгивания на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на дру
гую, прыжки в играх, простейшие прыжки через скакалку; во вто
рой четверти — прыжки с высоты с мягким приземлением; в треть
ей ^прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в
высоту с прямого разбега; в четвертой — прыжки в высоту и в дли
ну с разбега.
4. Необходимо учитывать, что одни виды упражнений требуют
больше времени для изучения, а другие — меньше. Например, в
I классе программа по прыжкам значительно больше, чем по ме
таниям, а программа упражнений без предметов больше, чем с
мячами.
5. Четверти неодинаковы по длительности, значит, количество
уроков и объем программного материала будут также разными.
Как правило, материал, изучаемый в первом полугодии, повторяется во втором (с целью совершенствования).
Примерное распределение видов физических упражнений по четвертям в III классе
Первая четверть.
Задачи обучения.
1. Ознакомить учащихся с двигательным режимом.
2. Продолжить обучение правильной осанке, прыжкам в длину и высоту с
разбега, метанпю .мяча на дальность.
3. Научнгь поворотам направо в налево, сдавать рапорт, ходьбе с измене
нием темпа движений.
4. Учить свободному прямолинейному бегу на скорость.
5. Ознакомить с играми: «День и ночь», «Караси и щука», «Кто обгонит?».
Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; обще-
развиваюшне упражнения без предметов; построения и перестроения; ходьба и бег; прыжки со скакалками; прыжки в длину и высоту с разбега; метание на дальность; игры н эстафеты: «День и ночь», «Караси и щука», «Кто обгонит?»
И Др.
Вторая четверть.
Задачи обучения.
1. Ознакомить учащихся со значением активного отдыха.
2. Совершенствовать умения и навыки правильной осанки в положении си
дя Н СТОП.
3. Научить ходьбе противоходом.
4. Научать захвату каната ногама в лазанье произвольным способом.
5. Учить перекатам назад.
6. Продолжить обучение упражнениям в равновесии, в прыжках с высоты,
в метании в цель, танцевальным упражнениям, перелезанию,
7, Ознакомить с играм»: «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Шт-пашки — ноги от земли».
Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; построения н перестроения; общеразвивающле упражнения без предметов и с предметами; лазанье и перелезание; акробатические упражнения; равновесие; прыжки с высоты; метание в цель; танцевальные упражнения; ходьба и бег; игры: эстафеты, «Передача мяча а колоннах», «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Пятнашки — ноги от земли» и др.
Третья четверть.
Задачи обучения,
1. Ознакомить со значением утренней гигиенической гимнастики.
2. Продолжать обучение передвижению на лыжах, спускам и подъемам на
лыжах.
3. Формировать умения и навыки правильной осанки в различных двига
тельных действиях.
4. Научить поворотам кругом, ходьбе по диагонали.
5. Продолжить обучение упражнениям в лазанье и перелезанив, в равно
весия, с мячами.
6. Учить кувырку вперед.
7. Разучить танеи «Попрыгушка».
8. Ознакомить с играми: «Попади в мяч». «Охотники и утки», «Альпинисты»,
«Кто быстрей (на лыжах)?»
Средства обучения; беседы; передвижение на лыжах; элементы лыжного строя; спуски на лыжах и подъемы; игры на лыжах; упражнения для формирования осанки; построения и перестроения; общеразвнвающие упражнения без предметов и с предметами; равновесие; прыжки с высоты и в высоту; танцевальные упражнения; игры на лыжах, «Попади в мяч», «Охотники и утки», «Альпинисты», эстафеты и др.
Четвертая четверть.
Задачи обучения.
1. Ознакомить учащихся с правилами закаливания.
2. Совершенствовать навыки правильной осанки в различных двигательных
действиях.
3. Научить ходьбе с изменением длины и частоты шагов.
4. Учить бегу с преодолением препятствий. ■
5. Учить прыжку *в шаге».
6. Продолжить обучение в выполнении общеразвивающих упражнений без
предметов и с предметами.
7. Совершенствовать умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках в высоту
и длину с разбега, в равновесии, акробатических упражнениях и метании на
дальность.
8. Ознакомить с играми: «Товарищ командир», «Выиграть время дальними
бросками».
Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; построения и перестроения; общеразвиваюшне упражнения; ходьба; бег; прыжки в длину и высоту с разбега; метание на дальность; равновесие; акробатические упражнения; игры: «Товарищ командир», «Выиграть время дальними бросками» и др.
Это примерное распределение видов упражнений по четвертям может быть приемлемым для школ, расположенных а средней полосе РСФСР. В зависимости от климатических условий распределение материала может быть иным, но принципы планирования остаются неизменными.
После ориентировочного распределения программного материала по четвертям следует составить поурочный план на первую четверть. При этом те виды упражнении, которые являются ос-
212
новными в четверти, а особенно те, по которым будет проводиться учет успеваемости учащихся, необходимо включать в уроки неоднократно (5—8 раз) и лучше всего сериями, подряд. Это способствует лучшему и более быстрому усвоению материала учащимися. В целях обеспечения возможно более разностороннего воздействия на организм в план каждого урока следует включать несколько видов физических упражнений. Поурочные планы на все четыре четверти сразу составлять не следует, так как нельзя заранее предусмотреть фактическое выполнение намеченных планов. Поэтому поурочные планы на очередную четверть разрабатываются по окончании предыдущей четверти.
Четвертные поурочные планы являются ориентировочными. Окончательный план отдельно взятого урока составляется накануне его проведения, с учетом уже проведенных уроков.
Примерный план распределения программного материала на вторую четверть в III классе
19-й урок. Беседа о предстоящих в течение четверти занятиях. Построения и перестроения. Комплекс гимнастики до занятий. Игры по выбору детей.
20-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивагащке упражнения. Равновесие. Метание в цель. Игры.
21-й урок. Беседа о значении активного отдыха. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Метание в цель. Игры.
22-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Игры.
23-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Обшеразвивающие упражнения. Равновесие. Лазанье и перелезание. Акробатические упражнения.
24-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Танцевальные упражнения. Игры.
25-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Обшеразвивающие упражнения. Равновесие (проверка умений выполнять упражнения). Танцевальные упражнения. Игры.
26-й урок. Беседа «Пора готовиться к урокам лыжной подготовки». Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Прыжки с высоты. Игры.
27-й урок. Построения и перестроения. Общеразвицающие упражнения. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Танцевальные упражнения. Игры.
28-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Упражнения для формировании осанки. Акробатические упражнения. Метание в цель. Прыжки с высоты. Игры.
29-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Акробатические упражнения (проверка умений). Танцевальные упражнения. Игры.
30-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивающие упражнения, Равновесие. Прыжки с пысогы. Лазанье и перелезание Игры.
31-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Лазанье к перелезание. Игры.
32-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивающне упражнения. Равновесие и акробатические упражнения (проверка умений). Метание в цель. Игры.
33-й урок. Беседа об итогах четверти. Советы по проведению каникул. Построения н перестроения. Ходьба и бег. Танцевальные упражнения. Игры по выбору детей.
18 Заказ № 6305 ^73
Примерные планы уроков не исчерпывают всего материала, которым следует включать в урок. Они являются лишь основой конкретных планов. Это в первую очередь относится к заключительной части урока, в которой учитель должен выполнить общую для всех уроков задачу — привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние — и подвести итоги.
Вместо указанного выше способа распределения программного материала по урокам на четверть может быть составлен по* урочный план-график на четверть.
Примерный план-график распределения программного материала на вторую четверть в III классе
№ уроков | 26 | ||||||||||||||
Теоретические сведения | О | О | О | О | |||||||||||
Построения и перестрое- | + | О | + | + | + | Ф | О | + | + | + | 4- | + | 4- | ||
ния | |||||||||||||||
Ходьба и бег. | Л- | 4- | -)- | 4- | |||||||||||
Упражнения для форми- | О | + | + | о | + | + | 4- | ||||||||
рования осанки | |||||||||||||||
Общеразвиваюише уп- | 4- | 4- | + | 4- | 4- | ||||||||||
ражнения (без пред- | |||||||||||||||
метов и с предметами) | |||||||||||||||
Равновесие | О | -|- | 4" | 4- | 4- | ф | |||||||||
Лазанье и перелезание | О | 4- | -)- | 4- | -|- | ||||||||||
Акробатические упраж- | о | 4- | + | + | -+- | + | 4- | ф | |||||||
нения | |||||||||||||||
Прыжки с высоты | -\- | ||||||||||||||
Метание в цель | ■4" | _|_ | 4- | 4> | |||||||||||
Танцевальные упражне- | О | + | + | 4- | 4- | ||||||||||
ния | |||||||||||||||
Игры | + | О | + | о | + | + | о | + | + | О | + | ||||
Условные обозначения: | О — ознакомление;+ | — изучение; | |||||||||||||
♦ — фронтальный учет. |
Примерное распределение программного материала по уро-. кам в четвертом плане может быть более точным, если перед началом планирования все упражнения в каждом виде упражне* ний пронумеровать, а при записи в план указывать вид упражнений и номера упражнений.
Например, программный материал по построениям и перестроениям в III классе может быть пронумерован так: 1. Рапорт. 2. Повороты на месте направо. 3. Повороты на месте налево. 4. Поворот кругом по разделениям. 5. Ходьба противоходом. 6. Ходьба по диагонали.
274 ■ ■ " ' . ' ' •"■•'■ ■ • '-^ 1и
Программный материал III класса по основным движениям рук, ног, туловища должен быть пронумерован отдельно: 1. Круговые движения обеими руками в лицевой плоскости. 2. Круговые движения обеими руками в боковой плоскости. 3. Асимметричные движения руками. 4. Опускание на одно колено с шага назад. 5. Опускание на одно колено с шага вперед. 6. Переход из упора присев в упор присев на одной ноге. 7. Перешагивание ногой вперед и назад через сцепленные пальцы рук. 8. Наклоны туловища вперед и назад в сочетании с движениями рук. 9. Наклоны туловища вправо и влево в сочетании с движениями рук. 10. Повороты туловища в сочетании с движениями рук. 11. Сочетание изученных движений рук, ног, туловища.
Так могут быть пронумерованы упражнения всех видов физических упражнений, предусмотренных в программах всех классов школы.
Нумерация упражнений используется как для составления четвертных поурочных планов, так и для составления плана на один урок: вместо описания упражнения достаточно написать его номер.
В практике работы учителей начальных классов есть два способа оформления планов уроков. Первый способ заключается в том, что все планы по всем предметам на очередной день записываются в общую тетрадь в том порядке, в котором уроки будут проводиться в соответствии с расписанием. При этом способе учителю следует пользоваться формами планов уроков физиче* ской культуры, приведенными в IV главе.
Другой способ состоит в том, что для каждого предмета ведется отдельная тетрадь с планами уроков. В этом случае для планирования уроков физической культуры может, быть предложена следующая форма:
Номер урока н дата | Место занятий и инвентарь | Задачи урока | Содержание урока | Задание на дом | Примечание | ||
1-я часть | 2-а часть | 3-я часть | |||||
Для обмена опытом планы уроков следует обсуждать на заседаниях методических объединений.
УЧЕТ
Для правильной постановки физического воспитания в школе важное значение имеет хороший учет работы. Учет помогает проверить правильность планирования и проведения учебной и внеклассной работы, а также выявить успеваемость учащихся.
18е
В практике работы школ определились три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет включает учет состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.
Учет состояния здоровья детей основывается на данных, имеющихся в личном деле, сведениях, полученных учителем от родителей, результатах медицинского осмотра и наблюдениях учителя. Эти сведения позволяют учителю принимать решение (согласованное с врачом) о возможности участия детей в различных видах учебной и внеклассной работы.
Учет физической подготовленности проводится в начале года (несколько уроков), а также перед прохождением нового материала и направлен на выявление степени усвоения учащимися ранее пройденного материала. В первую очередь следует ознакомиться с умением детей выполнять упражнения в ходьбе, прыжках и метании. Итоги учета помогают учителю лучше ориентироваться в проведении практической работы с учащимися.
Основным видом учета является текущий учет. Сюда входит учет выполнения общего плана работы по физическому воспитанию и учет учебной работы.
Учет выполнения плана проводится директором школы (или по его поручению другими работниками школы), а учет учебной работы — учителем. Он проверяет успеваемость и посещаемость, выполнение учебной программы и отношение учащихся к занятиям.
Учет успеваемости проводится на уроках. Он содействует лучшему отношению детей к урокам, регулярным самостоятельным занятиям, повышению достижений учащихся в овладении умениями и навыками.
Велико влияние оценки. Высокий балл, свидетельствующий об успехах, радует учащихся, ободряет, стимулирует их. Низкий балл огорчает детей, заставляет их задуматься о причинах плохой успеваемости. Чтобы учет успеваемости стал действенным средством в улучшении обучения детей, его надо проводить систематически и методически правильно. Уже с I класса следует регулярно оценивать знания, умения и навыки учащихся, последовательно планируя учет успеваемости.
При планировании необходимо предусматривать, чтобы успеваемость учащихся оценивалась по всем основным видам упражнений, входящим в учебную программу. Для этого желательно в начале учебного года (а еще лучше до начала учебного года) определить, в каких четвертях и по каким основным видам упражнений будет проводиться фронтальная проверка успеваемости. При этом следует соблюдать принцип преемственности и последовательного прохождения программного материала.
Для средней полосы РСФСР может быть рекомендовано следующее планирование видов упражнений для учета успеваемости учащихся:
276 ' . ■:,■"■'.. :. '■ '■•-•■■■■?'■" '■■ ' '- ■ У
Классы
первая
вторая
Четверти
третья
четвертая
Прыжки с высоты. Метание в цель
Лыжная подготовка. Акробатические упражнения
Равновесие. Лазанье и перелез ание
Прыжки в длину с места. Метание на дальность
Лазанье и пе-релезание. Упражнения с малыми мячами
Лыжная подготовка. Акробатические упражнения
Бег. Метание в цель
III
Прыжки в высоту. Метание на дальность
Равновесие. Акробатические упражнения
Лыжная подготовка. Лазанье и перелезание
Бег. Прыжки в длину с разбега
Примечание. В зависимости от конкретных условий школы могут быть взяты другие виды.
Учет успеваемости проводится на уроках методами наблюдения и опроса.
Метод наблюдения состоит в том, что учитель при проведении урока, осуществляя обшее наблюдение за всеми учащимися, особенно внимательно следит за выполнением упражнений тремя-четырьмя учениками. Об этом учитель предупреждает всех учащихся, а в конце урока, подводя итоги, объявляет о результатах этого наблюдения и ставит оценки тем ученикам, за которыми он наблюдал особенно внимательно.
Наблюдение можно вести за тремя-четырьмя учениками в течение всего урока и объявить им общую оценку. Можно вести наблюдение за определенными учащимися лишь во время выполнения ими одного вида упражнений, а при занятиях другим видом — за другой группой детей. В этом случае оценка ставится не за весь урок, а за выполнение определенных упражнений. Кроме того, учитель может не предупреждать учащихся о своем наблюдении. Этот вариант применяется тогда, когда на уроках вырабатывается четкий порядок в выполнении упражнений, а также после того, как упражнения проводились на уроках достаточное число раз и учащиеся знают предъявляемые к ним требования при выполнении упражнений.
На смешанном уроке, и особенно на уроке совершенствования, применяя метод наблюдения, можно поставить от 3—4 до 12—16 оценок.
Оценки можно объявлять сразу после выполнения упражнений или в заключительной части, при подведении итогов. Лучше это делать после проведения упражнения, тогда дети лучше пой-
мут указания учителя. Кроме того, объявление результатов во время урока мобилизующе действует на выполнение учащимися предстоящих упражнений.
Метод опроса состоит в том, что учащиеся по вызову учителя и по его заданию выполняют упражнения. Качество выполнения упражнений оценивается учителем. Опрос трех-четырех учеников на каждом уроке может проводиться при занятиях теми же видами упражнений.
В распоряжении учителя два способа.
Первый способ состоит в том, что учитель спрашивает одного ученика в присутствии всего класса и объявляет оценку. Этот способ очень эффективен для сосредоточения внимания занимающихся на выполнении упражнений, по при таком способе затрачивается много времени.
Второй способ состоит в том, что во время урока учитель, не привлекая внимания всех учащихся, дает одному ученику задание выполнить упражнение на оценку. Оценка объявляется сразу после выполнения задания. Этот способ чаще всего применяется при групповом методе ведения урока.
Методом опроса оцениваются не только умения детей в выполнении различных упражнений, предусмотренных учебной программой, но и знания из области физической культуры. В пределах доступного дети должны иметь понятия о специальных терминах, знать, как нужно выполнять упражнения, и уметь это объяснить своими словами, знать содержание и правила пройденных игр и уметь рассказать об этом своим товарищам.
Методом опроса учитель пользуется также при проведении учетных уроков. Учетные уроки проводятся во всех четвертях и во всех классах, кроме первой четверти в I классе. В каждой четверти проводится два—четыре учетных урока по двум-трем учетным упражнениям.
Учетные уроки следует проводить после того, как дано достаточное количество уроков, в которых среди других видов упражнений были и учетные.
Желательно, чтобы виды учетных упражнений повторялись на пяти—восьми уроках, предшествующих учетному. Учетные уроки и учетные упражнения учителю следует рассматривать не только как средство выявления успеваемости учащихся, но и как возможность проверки своей работы.
Если на одну четверть планируется два учетных упражнения, то учетных уроков должно быть три: на каждое учетное упражнение один учетный урок и один урок для повторного опроса тех учащихся, которые не были на первых учетных уроках или получили низкие оценки. Во время учетных уроков дети выполняют учетные упражнения индивидуально.
В качестве учетных упражнений чаще всего применяются: бег, прыжки, метания, равновесие, лазанье и перелезание, акробатические упражнения, передвижение на лыжах, спуски и подъемы
на лыжах на склонах, упражнения с мячами (большими я малыми), общеразвивающие упражнения и др.