Теме 1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
Рассмотрим такие виды исследовательских работ, как составление планов, тезисов, конспектов, написание рефератов, аннотаций, рецензий, отзывов, статей и докладов, поскольку они имеют универсальный характер как в плане изучения различных учебных дисциплин, так и в плане их использования аудиторное или во внеучебное время.
Таблица 3. Виды учебно-исследовательских работ
Виды учебно-исследовательских работ | Компоненты |
Конспект — краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы | В плановых конспектах — соответствие определенной части конспекта плану; в текстуальных конспектах — цитаты; в свободных конспектах — сочетание выписок, цитат, тезисов; в тематических конспектах — ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам |
Аннотация — краткая характеристика текста (книги, статьи, рукописи), раскрывающая содержание и фиксирующая основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора | Основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения; значимость текста. Текст аннотации обычно не стандартизируется |
Отзыв — общая оценка, критическое суждение, мнение, впечатление о работе, произведении без детального анализа | Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, заключение о соответствии работы заявленной теме); основная часть — краткое содержание и оценка качества выполнения исследования; оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости исследования; заключение (общая оценка работы, пожелания автору) |
Рецензия — критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье); краткое объективное воспроизведение взглядов автора в статье и развернутое научно обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника | Вступление — предмет анализа, актуальность темы, структура текста; основная часть — изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы как в целом, так и к главным ее положениям; изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств; заключение — выводы рецензента, пожелания автору. Структура рецензии может быть различной по желанию автора |
Реферат — краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением | План — оглавление; введение — постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы; основная часть — каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга; заключение — выводы автора, область применения результатов работы; список литературы |
Доклад — публичное сообщение на опреде-ленную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес | План работы; систематизация полученных сведений; выводы и обобщения |
Курсовая работа — самостоятельное теорети-ческое или экспериментальное исследование отдельных частей образовательного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы | Оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения |
Квалификационная( дипломная) работа — научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей психолого-педагогической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы | Оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения |
Дадим более подробную характеристику технологии выполнения этих видов самостоятельной работы студентов.
План.План — самая короткая форма фиксации информации. Он:
· отражает последовательность изложения
· мысли и обобщает ее;
· раскрывает содержание текста;
· восстанавливает в памяти содержание источника;
· заменяет конспекты и тезисы;
· помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщения, отчет);
· улучшает сделанную запись; » ускоряет проработку источника информации; « организует самоконтроль;
· сосредоточивает внимание и стимулирует самостоятельность работы; " оживляет в памяти хорошо знакомый текст.
Но нужно помнить, что план не передает фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: готовить сообщения, доклады, рефераты. Кроме того, он организует самоконтроль.
Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:
· чтение текста целиком;
· деление его на смысловые части;
· озаглавливание частей (на первых порах — заголовки, отражающие содержание части);
· воспроизведение текста по составленному плану.
Принципы составления плана
Готового текста
1. Установление членения текста на смысловые блоки
2. Определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока
3. Формирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое
Создаваемого текста
1. Прогнозирование структуры создаваемого текста (введение, основная часть, заключение)
2. Определение главной мысли каждой части
3. Установление круга важных вопросов в каждой части
4. Формулирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое целое
Выписки.Делая выписки, следует выполнять следующие правила.
1. Вчитайтесь в название статьи (параграфа, раздела), осмыслите его.
2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записывайте основные мысли.
3. Стремитесь к лаконичности.
4. Отделяйте одну мысль от другой.
5. В конце работы выпишите все библиографические данные источника.
Справка.Студенты могут готовить статистические, терминологические, биографические, исторические, производственно-технологические и т.п. справки со ссылкой на источник. Целесообразно давать задания по подготовке разнообразных справок с опережающей целью. Например, преподаватель перед изучением новой темы предлагает 1-2 студентам подготовить справки, иллюстрирующие конкретные положения лекции.
Тезаурус.Задание по составлению тезауруса дается в связи с прочитанным, оно также педагогически целесообразно для осуществления внешней обратной связи.
Так, выстраивая ряд категорий, базовых понятий на доске перед началом объяснения, рассказа, лекции, преподаватель может в процессе ознакомления с новым материалом проверить уровень его усвоения каждым студентом. Для этого он обращает внимание студентов на проработанные понятия и дает задание выстроить тезаурус, используя только их. По тому, как, в какой последовательности выстраивается эта перевернутая пирамида базовых понятий, можно сделать вывод об уровне усвоения воспринимаемого. Тезаурус используется также для первичного закрепления только что прослушанного, особенно в том случае, когда у преподавателя остается 7-10 минут до завершения занятия. В этом случае тезаурус составляется уже не по названным понятиям, а по всему их объему.
Сорбоннки.
Сорбоннки — это маленькие карточки, содержащие новые понятия, встретившиеся студентам в процессе самостоятельной проработки какой-то темы, раздела, параграфа. Причем, на одной стороне карточки располагается название понятия (орфографически правильно записанное, с указанием ударения), а на другой — определение, раскрывающее смысл, значение этого понятия. Таким образом, у каждого студента создается банк подобных сорбоннок по каждой дисциплине, которые можно использовать не только при ответах на практических занятиях, семинарах, но и на зачетах.
Тезисы:
· повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);
· всегда имеют доказательства;
· подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания;
· позволяют обобщить материал;
· используются для критического анализа статьи, доклада, сообщения.
Существуют различные виды тезисов. По структуре выделяют простые, сложные, основные тезисы (рис. 4, 5). По содержанию они могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.
Каждый пункт плана может быть оформлен (развернут) в виде тезисов.
Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:
· преамбула;
· основное тезисное положение;
· заключительный тезис.
При составлении тезисов студенту можно рекомендовать такой порядок действий.
1. Познакомьтесь с содержанием материала, при этом обратите внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет вам в работе.
2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана, стикера или отчеркиванием).
3. Определите главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте.
5. Тезисы пронумеруйте — это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. Отделяйте один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ним.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: «Известно, что», «Следует отметить, что», «Однако», «При этом важно, что», «Предполагается, что'», «Специалисты ставят своей задачей».
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: «Ставит вопрос», «Считает», «Сравнивает», «Приводит пример», «Перечисляет», «Характеризует», «Подчеркивает».
Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов считается искажением стилистической и коммуникативной норм. В числе типичных ошибок, допускаемых студентами при тезировании, — подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Конспект:
· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
· показывает внутреннюю логику изложения;
· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы; " отражает отношение составителя к материалу;
· может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.