Теме 1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

Рассмотрим такие виды исследовательских работ, как составле­ние планов, тезисов, конспектов, написание рефератов, аннота­ций, рецензий, отзывов, статей и докладов, поскольку они имеют универсальный характер как в плане изучения различных учеб­ных дисциплин, так и в плане их использования аудиторное или во внеучебное время.

Таблица 3. Виды учебно-исследовательских работ

Виды учебно-исследовательских работ Компоненты
Конспект — краткая запись содержания чего-нибудь, выделе­ние главных идей и положений работы В плановых конспектах — соот­ветствие определенной части конспекта плану; в текстуальных конспектах — цитаты; в свободных конспектах — сочетание выписок, цитат, тезисов; в тема­тических конспектах — ответы на поставленные вопросы по не­скольким источникам
Аннотация — краткая характери­стика текста (книги, статьи, рукописи), раскрывающая содер­жание и фиксирующая основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора   Основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложе­ния; значимость текста. Текст аннотации обычно не стандарти­зируется  
Отзыв — общая оценка, крити­ческое суждение, мнение, впе­чатление о работе, произведении без детального анализа Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, заключение о соответст­вии работы заявленной теме); основная часть — краткое содер­жание и оценка качества выпол­нения исследования; оценка пол­ноты разработки поставленных вопросов, теоретической и прак­тической значимости исследова­ния; заключение (общая оценка работы, пожелания автору)
Рецензия — критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье); краткое объективное воспроиз­ведение взглядов автора в статье и развернутое научно обосно­ванное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемо­го источника Вступление — предмет анализа, актуальность темы, структура текста; основная часть — изло­жение позиции автора по ключе­вым вопросам исследуемой про­блемы как в целом, так и к глав­ным ее положениям; изложение отношения рецензента к исследу­емой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств; заключение — выводы рецензен­та, пожелания автору. Структура рецензии может быть различной по желанию автора
Реферат — краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением   План — оглавление; введение — постановка проблемы, объясне­ние выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая харак­теристика используемой литера­туры; основная часть — каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга; заключение — выводы автора, область применения результатов работы; список литературы
Доклад — публичное сообщение на опреде-ленную тему, способст­вующее формированию навыков исследовательской работы, рас­ширяющее познавательный интерес   План работы; систематизация полученных сведений; выводы и обобщения  
Курсовая работа — самостоя­тельное теорети-ческое или экспериментальное исследование отдельных частей образователь­ного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением само­стоятельных переводов научно-педагогической литературы   Оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения  
Квалификационная( дипломная) работа — научно-исследовательская рабо­та, расширяющая знания в обла­сти теории, практики, методо­логии отраслей психолого-педаго­гической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы Оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения


Дадим более подробную характеристику техно­логии выполнения этих видов самостоятельной работы студентов.

План.План — самая короткая форма фиксации информации. Он:

· отражает последовательность изложения

· мысли и обобщает ее;

· раскрывает содержание текста;

· восстанавливает в памяти содержание источника;

· заменяет конспекты и тезисы;

· помогает составлению записей разного рода (доклад, сооб­щения, отчет);

· улучшает сделанную запись; » ускоряет проработку источника информации; « организует самоконтроль;

· сосредоточивает внимание и стимулирует самостоятель­ность работы; " оживляет в памяти хорошо знакомый текст.

Но нужно помнить, что план не передает фактического содер­жания изучаемого материала, а лишь указывает схему его пода­чи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: го­товить сообщения, доклады, рефераты. Кроме того, он организу­ет самоконтроль.

Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

· чтение текста целиком;

· деление его на смысловые части;

· озаглавливание частей (на первых порах — заголовки, отра­жающие содержание части);

· воспроизведение текста по составленному плану.

Принципы составления плана

Готового текста

1. Установление членения текста на смысловые блоки

2. Определение главной мысли каждого выделенного смысло­вого блока

3. Формирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое

Создаваемого текста

1. Прогнозирование структуры создаваемого текста (введение, основная часть, заключение)

2. Определение главной мысли каждой части

3. Установление круга важных вопросов в каждой части

4. Формулирование пунктов и подпунктов плана, состав­ляющих в целом логическое целое

Выписки.Делая выписки, следует выполнять следующие правила.

1. Вчитайтесь в название статьи (параграфа, раздела), осмыслите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записывайте основные мысли.

3. Стремитесь к лаконичности.

4. Отделяйте одну мысль от другой.

5. В конце работы выпишите все библиографические данные источника.

Справка.Студенты могут готовить статистические, терминоло­гические, биографические, исторические, производственно-технологические и т.п. справки со ссылкой на источник. Целесообраз­но давать задания по подготовке разнообразных справок с опере­жающей целью. Например, преподаватель перед изучением новой темы предлагает 1-2 студентам подготовить справки, иллюстри­рующие конкретные положения лекции.

Тезаурус.Задание по составлению тезауруса дается в связи с прочитанным, оно также педагогически целесообразно для осуще­ствления внешней обратной связи.

Так, выстраивая ряд категорий, базовых понятий на доске пе­ред началом объяснения, рассказа, лекции, преподаватель может в процессе ознакомления с новым материалом проверить уровень его усвоения каждым студентом. Для этого он обращает внима­ние студентов на проработанные понятия и дает задание выстро­ить тезаурус, используя только их. По тому, как, в какой последо­вательности выстраивается эта перевернутая пирамида базовых понятий, можно сделать вывод об уровне усвоения воспринима­емого. Тезаурус используется также для первичного закрепления только что прослушанного, особенно в том случае, когда у препо­давателя остается 7-10 минут до завершения занятия. В этом случае тезаурус составляется уже не по названным понятиям, а по всему их объему.

Сорбоннки.

Сорбоннки — это маленькие карточки, содержа­щие новые понятия, встретившиеся студентам в процессе само­стоятельной проработки какой-то темы, раздела, параграфа. При­чем, на одной стороне карточки располагается название понятия (орфографически правильно записанное, с указанием ударения), а на другой — определение, раскрывающее смысл, значение это­го понятия. Таким образом, у каждого студента создается банк подобных сорбоннок по каждой дисциплине, которые можно ис­пользовать не только при ответах на практических занятиях, се­минарах, но и на зачетах.

Тезисы:

· повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

· всегда имеют доказательства;

· подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания;

· позволяют обобщить материал;

· используются для критического анализа статьи, доклада, со­общения.

Существуют различные виды тезисов. По структуре вы­деляют простые, сложные, основные тезисы (рис. 4, 5). По содер­жанию они могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Каждый пункт плана может быть оформлен (развернут) в виде тезисов.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением соб­ственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создают­ся на основе первичных текстов, принадлежащих другому авто­ру. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каж­дый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматри­ваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композици­онную структуру, в которой выделяются:

· преамбула;

· основное тезисное положение;

· заключительный тезис.

При составлении тезисов студенту можно рекомендовать та­кой порядок действий.

1. Познакомьтесь с содержанием материала, при этом обрати­те внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет вам в работе.

2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана, стикера или отчеркиванием).

3. Определите главную мысль каждой части (можно подчерки­ванием).

4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими слова­ми или найдите подходящую формулировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруйте — это позволит сохранить логику ав­торских суждений.

6. Отделяйте один тезис от другого — это облегчит последую­щую работу с ним.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: «Известно, что», «Следует отметить, что», «Однако», «При этом важно, что», «Предполагается, что'», «Специалисты ставят своей задачей».

Основная информация в тезисах может объединяться с помо­щью следующих соединительных лексических средств: «Ставит вопрос», «Считает», «Сравнивает», «Приводит пример», «Пере­числяет», «Характеризует», «Подчеркивает».

Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наи­более устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов считается искажением стилистической и коммуникатив­ной норм. В числе типичных ошибок, допускаемых студентами при тезировании, — подмена тезисов текстом сообщения, резю­ме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилисти­ческой чистоты и однородности речевой манеры, в них недопус­тимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Конспект:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

· показывает внутреннюю логику изложения;

· содержит основные выводы и положения, факты, доказа­тельства, приемы; " отражает отношение составителя к материалу;

· может использоваться не только самим автором (составите­лем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Теме 1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ - student2.ru При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.


Наши рекомендации