Глава 1 классный руководитель: кто он?

СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

ЧепурныхЕ. Е. -   заместитель министра образования Россий­ской Федерации, кандидат педагогических наук;  
Бруднов А. К. -   начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;  
Вульфов Б. 3. -   зав. кафедрой педагогики Университета РАО, доктор педагогических наук;  
Волохов А. В. - \   заместитель председателя Союза пионерских организаций - федерации детских организаций, кандидат педаго­гических наук;  
Евладова Е. Б. -   зав. лабораторией дополнительного образования Института общего образования Минобразования России, кандидат педагогических наук;  
Караковский В. А. -   - директор средней школы № 825 Москвы, академик РАО, доктор педагогических наук;  
Киселев В. Н. -   директор Санкт-Петербургского городского Дворца детского творчества;  
Клятова Н. И. -   директор Московского городского Дворца детско-юношеского творчества;  
Кучер Н. И. -   начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;  
Лебедев О. Е. -   член-корреспондент РАО, доктор педаго­гических наук, профессор Университета педагогического мастерства;  
Остапец-Свешников А. А. -   академик Академии детско-юношеского туризма, руководитель клуба «Родина», доктор педагогических наук.  

ВВЕДЕНИЕ

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя счита­ют эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподаватель­ской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в шко­ле является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между уча­щимися. В классах реализуется забота о социальном благопо­лучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствую­щая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координа­тором воспитательных воздействий остается классный руково­дитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с уче­никами, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интерес­но и с пользой организовать школьную жизнь.

В последние годы в ряде школ появилась новая должность — «классный воспитатель», которая позволяет педагогам, рабо­тающим с классом, полностью сосредоточиться на воспитатель­ной работе.

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах

социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становят­ся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой — дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на осно­ве адекватного выбора способов решения своих социальных про­блем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к органи­зации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отно­шений между педагогами и учащимися, между администраци­ей школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство.

Авторы данной книги, адресованной классным руководите­лям общеобразовательных и профессиональных школ, исходят из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с социальной средой. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в соци­альной жизни.

Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярослав­ля, Костромы: М. И. Рожков (Введение, гл. 1, § 3-10; гл. 2, § 6-10), Л-В. Байбородова (гл. 1, § 16-19; гл. 2, § 1-5; гл. З, § 3-5 и 8-10;

гл. 4, § 1-16), Б. З. Вульфов (гл. 2, § 11-13; гл. 3, § 1-2), МА. Ко-валъчук (гл. 1, § 11-13; гл. З, § 11-13; Дневник классного руково­дителя), А. Э. Мельников (гл. 1, § 1-2), СЛ. Паладьев(гл. З, § 6-7), Н. Л. Селиванова (гл. 2, § 1-5), В. В. Успенский (гл. 1, § 14-15), АЛ. Чернявская (гл. 4, § 17-20), АЛ. У минский (Дневник класс­ного руководителя), Н. Г. Рукавишникова (Дневник классного ру­ководителя).

В книге частично использованы материалы исследований лаборатории региональных проблем воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государствен­ного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, а так­же приводятся примеры из практики работы классных руково­дителей школ Ярославской, Костромской и других областей России: Н. В. Клементьевой, А. П. Логиновой, А. А. Меркуловой, Н. К. Минаевой, Е. Пулиной, И. Барановой, Л. Бурченковой, О. Евдокимовой, Н. Кононовой, Е. В. Титовой, Е. Н. Кривенко, Н. И. Масловской, Н. К. Строгалевой, С. Шереметьевой.

В работе использованы материалы Ю. С. Тюнникова, Т. М. Трегубовой, О. С. Гребенюка.

Глава 1 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КТО ОН?

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Наши рекомендации