Что такое приемы воспитания?

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической си­туации, особенностям учащихся, индивидуальному педагоги­ческому стилю учителя. При этом реализация различных ме­тодов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные дей­ствия, посредством которых на поведение и позиции обучаемо­го оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгля­ды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует отметить, что к позитивным изменениям в процес­се воспитания ведет далеко не всякое педагогическое воздей­ствие, а только то, которое принимается учащимся, соответству­ет его внутренним устремлениям, становится для него личност-но значимым.

В начальной школе воспитательная работа классного руко­водителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель. В первых классах дети, которым не да­ется учеба, часто падают духом. У них опускаются руки, одно­классники начинают относиться к ним кто снисходительно, а кто и презрительно. Ребенок остается вне коллектива. Здесь важно найти у аутсайдера такое качество, которое заставит и его самого относиться к себе по-другому, и другим детям от­кроет товарища с новой стороны. Был в одной школе, скажем, некий мальчик, который очень слабо учился. Но однажды учи­тельница подметила, что ему начало хорошо даваться чтение. Этот момент нельзя было упустить. И она решила подать ус­пех мальчика наиболее выигрышно, предварительно настроив детей: специально предложила ребятам послушать и оценить, как читает стихотворениеих товарищ. И тот не обманул ожи­даний. Он читал так хорошо, что класс замер, а потом разра­зился аплодисментами. Так начался перелом в отношении одноклассников к мальчишке, да и сам он почувствовал уверен­ность в своих силах.

Для педагогической теории и практики важна классифика­ция приемов воспитания. Она дает возможность упорядочить их

и представить педагогический потенциал этих приемов в целос­тном виде: выявить сходство и различие между ними, определить место в процессе формирования личности, указать на конкрет­ные действия; оказываемые ими в воспитательном процессе. При выборе основания для такой классификации следует принять во внимание и то, каким образом педагог добивается изменений в от­ношениях с учеником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.

Прием «ролевая маска».Учащимся предлагаетсявойти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени,а от лицасоответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений».Учащиеся «по це­почке» высказываются на заданную тему: одни начинают, дру­гие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении) следует перейти к аналитическим, а затем к проблемным высказыва­ниям учащихся.

Прием «самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встреч­ных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвер­гаются затем коллективному обсуждению.

Прием «импровизация на свободную тему». Учащиеся вы­бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вы­зывает у них определенный интерес, творчески развивают ос­новные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «импровизация на заданную тему».Учащиеся сво­бодно импровизируют на обозначенную учителем тему (моде­лируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатыва­ют задания и т. п. ). В отличие от «импровизации на свободную тему» здесь учащимся могут быть заданы более сложные твор­ческие параметры, причем учитель может постепенно подни­мать «планку трудности».

Прием «обнажение противоречий».Происходит разгра­ничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в про­цессе выполнения творческого задания с последующим столк­новением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое обозначение расхождений во мнении и главных линий, по которым должно пройти об­суждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятель­ностью учителя, направленной на существование ситуации вок­руг ученика.

Прием «инструктирование».На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, рег­ламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои пред­ложения, дополнять, критиковать, опровергать мнения това­рищей. Такого рода предписания в значительной мере снима­ют негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «распределение ролей».Он предполагает четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, ко­торые требуются для выполнения задания.

Прием «коррекция позиций».Здесь происходит тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, сни­жающих продуктивность общения и препятствующих выпол­нению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуа­ций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п. ).

Прием «самоотстранение учителя».После того как опре­делены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы са­моустраняется от прямого руководства или же берет на себя обя­зательства рядового участника.

Прием «распределение инициативы».Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. При­меняется в ситуации «задавленной инициативы», когда пози­ционные выступления и атаки одних гасят инициативу и же­лание общаться у других. Главное здесь — добиться сбаланси­рованного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием «обмен ролями».Учащиеся обмениваются ролями (функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в полной или частичной передаче учителем своих функций группе учащихся или от­дельному ученику.

Прием «мизансцена».Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстанов­ки, обращение к независимым экспертам и др.

Педагогических приемов может быть бесконечное множе­ство. Каждая ситуация рождает новые, каждый учитель из мно­жества приемов использует те, которые соответствуют его ин­дивидуальному стилю. Прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Воспитательная работа классного руководителя многогран­на, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА

Наши рекомендации