Характеристика дидактических принципов
Учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» отличается от обучения двигательным действиям на занятиях секций по общей физической подготовке и другим видам спорта, проводимым в общеобразовательной школе, а также в учебных группах учреждений дополнительного образования — ДЮСШ различных типов.
Поэтому принципы обучения, включая обучение двигательным действиям, нуждаются в переработке. Конкретизировать следует исходные позиции — названия самих принципов. Какие они, принципы обучения по физической культуре: дидактические, методические, специфические или другие?
Наиболее подходящее для них наименование — педагогические принципы физической культуры1. В пользу такого названия свидетельствует то обстоятельство, что преподавание предмета «Физическая культура» по цели, функциям в содержании общего образования и задачам дисциплины ориентировано на образование, воспитание, оздоровление и развитие учащихся средствами физической культуры, т. е. имеет общепедагогическую направленность.
В обучении двигательным действиям через учебный предмет «Физическая культура» комплексно решаются задачи образования, оздоровления, воспитания и развития. Поэтому данное обстоятельство целесообразно отразить и в названии самих принципов. Под педагогическими принципами предмета «Физическая культура» подразумеваются основные исходные положения, на которые опираются разработка, обоснование педагогической системы дисциплины, организация и технология реализации учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего образования.
Учебно-воспитательный процесс по физической культуре должен основываться на таких педагогических принципах, как:
- научность;
- сознательность и активность;
- систематичность и последовательность;
- доступность и индивидуализация;
- наглядность;
- прочность;
- прогрессирование.
В рамках этих принципов будут реализованы другие важные научно-теоретические положения, которые оказывают определенное влияние на результативность учебно-воспитательного процесса:
1 Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. — М., 1978.
- непрерывность процесса физического воспитания;
- системное чередование физической нагрузки и отдыха;
- постепенность наращивания развивающе-тренирующих воздействий на организм учащихся;
- единство обучения движениям и развития;
- учет особенностей и состояния занимающихся;
- осознанный и чувственный контроль в ходе выполнения двигательных действий и др.
Принцип научности — один из важнейших, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования в нашей стране, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в соответствии с современным уровнем развития науки (обществознания, психологии, физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др.).
Средства организации и реализации дидактических процессов, формы организации деятельности учителя и учащихся в ходе их дидактического взаимодействия, методы их осуществления должны исходить из этого принципа. В данном случае — основываться на положениях диалектического материализма о познаваемости мира по его закономерностям, об объективности знания и путях познания истины. Принцип обязывает разработчиков содержания-образования, учителя, чтобы обоснование содержания образования, его структурирование и последовательное представление для усвоения осуществлялись с учетом закономерностей возрастного развития школьников, чтобы учебный процесс стал источником познания физической культуры, чтобы учебный материал был описан с использованием современной терминологии, понятий, фактов, чтобы педагогические технологии соответствовали требованиям современности и условиям функционирования учебно-воспитательного процесса.
Принцип научности предъявляет конкретные требования к уровню профессионально-педагогической компетентности учителя:
- способность систематически обновлять содержание образования путем обогащения региональным и местным составляющими;
- адаптировать целевую ориентацию учебного предмета с учетом климато-географических условий и месторасположения школы, учебно-материальной базы, физкультурных и спортивных интересов школьников и их родителей;
- разрабатывать циклы технологий учебной работы с созданием педагогической системы каждого цикла; учитывать половозрастные особенности учащихся;
- уметь оценивать новые идеи-концепции, модернизации учебно-воспитательного процесса, инновационные и традиционные
образовательные технологии и применять их в своей педагогической деятельности.
В дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы организации учебной деятельности занимающихся, которые прошли соответствующую научную проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и педагогики. Учащимся сообщаются только достоверно установленные наукой факты, закономерности, знания. В соответствии с принципом научности учитель не должен использовать средства, формы и методы обучения, которые не получили научных рекомендаций специалистов теории и практики физического воспитания детей школьного возраста.
Принцип сознательности и активности применительно к теории и практике обучения двигательным действиям обоснован П. Ф. Лесгафтом в учении о физическом образовании детей школьного возраста. Важность данного принципа вытекает из двойственной природы дидактических процессов, или их двусторонности. Как уже установлено, в дидактических процессах взаимодействуют деятельности преподавания и учения. Изначальным моментом такого взаимодействия выступает деятельность учителя, направленная на создание условий возникновения деятельности учащихся. Учитель выдвигает перед коллективом класса педагогическую задачу и создает ситуации, которые способствуют восприятию и осознанию педагогической задачи учащимися.
Если учащиеся осознали сущность предстоящей деятельности, выраженной в ее цели, конкретных задачах и практических действиях, то по их достижении и решении взаимодействие становится результативным, интересным, целеустремленным.
Некоторые специалисты по методике преподавания выделяют принципы сознательности и активности как самостоятельные. В практике же процессы осознания и активности настолько взаимообусловлены, что оправдать их отрыв друг от друга нельзя. Ведь осознание невозможно без активного участия в этом личности занимающегося, а постоянная активность возникает лишь после осознания цели деятельности. Правда, на первых порах активность можно стимулировать требовательностью, оценкой, похвалой, но такая активность не столь высока, как та, которая осознанна. Под активизацией понимают мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственных, волевых и физических сил занимающихся, направленных на достижение задач обучения и воспитания необходимых качеств.
Однако признание закономерности еще не делает учеников сознательными и активными. Такими их должен сделать учитель путем умелого использования положений, вытекающих из названного принципа. В чем конкретно выражается работа учителя по реализации принципа сознательности и активности?
1. Учитель формирует у учащихся мотивацию активной познава
тельной деятельности на занятиях. Известно, что первичные мо
тивы, побуждающие учеников к учебной деятельности по пред
мету «Физическая культура», на первых порах не носят осознан
ной социальной или личностной значимости. Они могут быть вы
званы личными, бытовыми причинами (занимается товарищ, по
сещает секцию брат, посоветовал отец и др.). Поэтому учитель
должен внимательно изучать первоначальные мотивы и постепенно
преобразовывать их в осознанно значимые, побуждающие актив
ность учащихся, направленные на достижение цели учебной дея
тельности.
Так постепенно формируется отношение занимающихся к предмету, к самому себе, к коллективу. В конечном счете мотивом должно стать стремление к физическому самосовершенствованию. Задача это трудная. К этому мотиву следует подходить постепенно, соблюдая определенные условия организации учебной деятельности на занятиях и учитывая возраст занимающихся. Для этого важно ставить конкретные задачи по овладению необходимыми знаниями по предмету, двигательными и инструктивными навыками и умениями, развитию двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств личности учащихся. Таким образом формируются мотивы учебной деятельности по предмету «Физическая культура».
2. Реализуя принцип сознательности и активности, учитель до
бивается, чтобы учащиеся:
- осознанно выполняли операции и действия, которые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность учения;
- ориентировались в цели, задачах, содержании каждого учебного задания и условиях его выполнения;
- направляли волевые и физические усилия для решения задач (выполнения практического задания: усвоение элементов или деталей техники изучаемого двигательного действия, развитие двигательных качеств до требуемого уровня, проявление волевых усилий адекватно содержанию задания);
- имели навыки самоанализа для определения результатов выполнения заданий учителя, оценки характера действий одноклассников в процессе выполнения ими учебных заданий на уроках или во внеурочных занятиях;
- совместно с учителем или одноклассниками могли вносить изменения в свои действия по выполнению учебных задач;
- проявляли активность в обсуждении результатов учебной деятельности в целом или отдельных ее фрагментов совместно с учителем и одноклассниками;
- могли оказывать взаимопомощь в выполнении учебных заданий на уроках друг другу и вне уроков при выполнении домашних заданий или в процессе самостоятельных заданий по физической культуре.
Правильный подход учителя к реализации принципа сознательности и активности вызовет активность учащихся на уроках; будет способствовать формированию потребности в систематических занятиях физической культурой в целях физического совершенствования, активной жизненной позиции.
Учащиеся должны осознать учебную цель и задачу, решение которой приведет их к достижению цели. Если цель занятий — удовлетворение своей потребности в движениях, то осознание задач, которые следует решить для достижения поставленной цели, возможно потребует активного вмешательства учителя. К примеру, ученица мотивирована формировать красивую осанку или устранить иные дефекты телосложения. Но как достичь этой цели, какие для этого необходимо решить задачи (что следует знать и уметь)? Ответы на эти и другие вопросы ученица может получить у учителя. Если же ученик не знает, как воздействуют на органы и группы мышц конкретные физические упражнения (а следовательно, и не имеет целевой установки), резко снижаются темпы и качество формирования двигательного навыка.
Например, учащиеся разучивают технику двигательного действия лишь потому, что этого требует учитель. Результативность учебной деятельности, обусловленной подобной мотивацией, может быть невысокой.
Кроме того, учебные задачи по своим функциям, месту в иерархии педагогических задач могут иметь различную значимость. В одном случае они будут основными, в другом — частичными, в третьем — сопутствующими, второ- или третьестепенными. Так, при обучении технике прыжка в высоту с разбега определенным способом задача усвоения техники данного двигательного действия будет основной, а усвоение деталей техники — частной или сопутствующей.
Считается полезным придерживаться следующих правил при реализации принципа сознательности и активности.
1. Требования к уровню осознания своей деятельности, приемы развития сознательного отношения должны соответствовать возрастным возможностям учеников. Каждый занимающийся физическими упражнениями обязан сознательно относиться к своим действиям. Но реализация принципа сознательности будет формальной, если и к первокласснику, осваивающему азы движений, и к выпускнику общеобразовательной школы предъявляются одинаковые требования. Нельзя требовать от неподготовленного ребенка понимания, например, биомеханических характеристик действия, которые он изучает. В этом случае можно ограничиться самыми общими представлениями о задачах обучения и о выполняемом упражнении.
о Железняк 129
2. Необходимо планомерно расширять границы сознательного отношения учеников к процессу обучения; постоянно направлять их мысль на новое, неосвоенное, на то, что способствует учебным достижениям.
3. Следует учитывать содержание решаемых педагогических задач. Чем сложнее техника изучаемого физического упражнения, тем большее значение должно придаваться системе методических приемов развития у ребенка сознательного отношения к изучаемому двигательному действию.
4. Стимулировать осознанный учащимися контроль, оценку и анализ учебной деятельности. Для этого опытные педагоги применяют интересные приемы:
а) отказ от предварительного показа при разучивании двига
тельного действия на первом и втором этапах обучения. Примене
ние срочной объективной информации о качестве выполнения
двигательного действия может способствовать формированию у
учащихся способности мобилизовать дополнительные усилия, дает
материал для анализа собственных двигательных действий, по
зволяет судить о степени освоения упражнения;
б) применение специальных сигналов зрительного или акус
тического характера, способствующих предоставлению учащимся
в процессе их учебной деятельности срочной информации, кото- -
рая свидетельствует о правильности или неправильности испол
нения ими техники изучаемого физического упражнения;
в) воспитание умения самостоятельно подбирать физические
упражнения для решения конкретных задач, самооценки и взаи
мооценки качества выполненного, определение ошибок, допу
щенных занимающимися при выполнении упражнений; обсужде
ние способа их устранения может способствовать формированию
у учащихся контрольно-оценочного компонента их учебной дея
тельности.
5. Научить детей управлять своими пространственными, силовы
ми и скоростными проявлениями. Учитель систематически рекомен
дует учащимся задания для выявления умения выполнить физи
ческое упражнение (пробежать, метнуть) вполсилы (скорости)
или преодолеть расстояние за определенное время с определен
ным количеством шагов и др.
Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах по предмету «Физическая культура». Эффект обучения обусловлен целостностью педагогического процесса, которая обеспечивается наличием логически обоснованной иерархии циклов технологии реализации учебно-воспитательного процесса. В этой иерархии каждый цикл имеет собственную педагогическую систему, базирующуюся на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях. Данное
обстоятельство обеспечивает взаимосвязь средств, форм и методов достижения иерархии целей преподавания предмета «Физическая культура» по вертикали и горизонтали структуры графы целей.
Реализуя этот принцип, учитель разрабатывает систему целей преподавания дисциплины:
- цель предмета на учебный год (каждая параллель классов), включая цели периодов учебного года (четверть, триместр, семестр);
- цель раздела учебной программы;
- цель каждого урока физической культуры.
Адекватно целям может быть обоснована система педагогических задач как конкретизированные направления их (целей) достижения. Соответственно складываются системы содержания и дидактических процессов:
- системность и последовательность деятельностей преподавания и учения; учебного материала, представляющего фрагменты или порции содержания образования, которые во взаимодействии приобретают характер средств его осуществления;
- формы организации взаимодействия учителя и учащихся и методы их реализации.
В преемственности составляющих педагогических систем циклов технологии дидактических процессов и заключается учет принципа последовательности в преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Единая система уроков складывается из отдельных уроков, которые объединяются в недельные циклы и циклы периодов учебного года. Последние образуют большой цикл — цикл учебного года. При достижении цели каждого отдельно взятого урока физической культуры последовательно реализуются цели учебной четверти, учебного года и в целом преподавания предмета в течение 11 — 12 лет обучения детей в школе по ее ступеням — начальной, основной и полной средней.
Каждая порция, или фрагмент, содержания образования, которая включена в учебную программу по физической культуре в системе и последовательности изучения школьниками, представляет собой ступеньку, опирающуюся на предыдущее и служащую основанием для последующей. Учебный материал предъявляется для усвоения учащимися последовательно с учетом возрастных возможностей школьников. Учитель применяет систему подводящих и подготовительных физических упражнений.
Принцип систематичности и последовательности в процессе преподавания физической культуры находит свое выражение в построении учебного процесса, регулярности уроков. При этом учитывается обратимость психофизиологических и морфофунк-циональных сдвигов в организме учащихся, обусловленных ак-
тивной учебной деятельностью на уроках физической культуры. Положительные изменения в развитии органов и систем школьников, которые были достигнуты в результате активной учебной деятельности на уроке, сглаживаются через 5 —7 дней. Для создания куммулятивного эффекта, или накопления позитивных изменений путем наращивания морфологических и функциональных изменений, перерыв между уроками не должен превышать 1 — 2 дней. В настоящее время, когда в каждом классе общеобразовательной школы увеличено количество уроков физической культуры с двух до трех в неделю, создаются оптимальные возможности для рациональной реализации принципа систематичности и последовательности. Другой аспект обсуждаемого принципа — умение учителя регулировать физические нагрузки на уроке путем его чередования с отдыхом. Это важно для уроков, где доминирующей целью является развитие двигательных качеств или для ее реализации необходимо формирование двигательных навыков и умений. И не столько потому, что нужно обеспечить позитивные сдвиги в морфофункциональном состоянии учащихся, сколько для того, чтобы не допустить негативного воздействия физической нагрузки на растущий организм.
Принцип доступности и индивидуализации. Содержание образования, средства, формы и методы его трансформации в элементы опыта личности учащегося должны быть адекватны возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности обучаемых, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста.
Данный принцип обязывает, чтобы учитель знал учебные возможности школьников усвоить содержание образования преподаваемой дисциплины, мог своевременно определить показатели физического развития, двигательной подготовленности и познавательных качеств, отклонения от установленных закономерностей, характерных для пола детей и подростков. С учетом выявленных особенностей учитель дифференцирует учебно-воспитательный процесс. Решению этой задачи способствуют углубленный медицинский осмотр учащихся, прогностические контрольные испытания по показателям двигательной подготовленности в начале учебного года, семестра, четверти, педагогические наблюдения на уроках.
В организации дидактических процессов учитель опирается на показатели фактического состояния учебных возможностей, с их учетом конкретизирует целевую ориентацию, уточняет педагогические задачи, отбирает средства воздействия, формы их организации и методы обучения, воспитания, развития двигательных качеств.
Дидактические процессы могут быть организованы по группам, комплектуемым по определенным критериям с последую-
щим дифференцированием педагогических воздействий. Такая дифференциация должна быть по каждому блоку содержания образования: знаниям, двигательным навыкам и умениям, показателям развития двигательных качеств применительно к виду физкультурной деятельности (легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, спортивным и подвижным играм, единоборствам или другим составляющим содержания регионального или местного его компонента). При дифференцировании педагогических воздействий в учебном классе могут быть неформально выделены группы сильных, средних и слабых учащихся. Такие группы должны носить временный и условный характер. Учитель оказывает педагогическое воздействие и на сильных, и на средних, и на слабых учащихся. Для него должна быть одинаково важна работа с детьми, опережающими в развитии одноклассников, и теми, кто отстает от них.
Учитель обращает внимание на следующие обстоятельства.
1. Различия в отношении учащихся к себе самому, учебной деятельности по дисциплине и ее результатам, акцентируя внимание на тех, кто безразличен или негативно настроен к занятиям на уроках физической культуры. Данная категория учащихся должна быть объектом повышенного внимания для формирования мотивов активной учебной деятельности по физической культуре. В решении этой задачи наряду с требовательностью может быть использована система поощрений, создаваться ситуации, в которых будет замечен успех учебной деятельности таких учащихся.
2. Дифференцирование содержания и условий выполнения заданий. Учитель использует подводящие и подготовительные физические упражнения с учетом средних величин показателей учебных возможностей тех, кто опережает средние показатели или отстает от них. Для этого можно изменить длину дистанции, массу или форму снаряда, исходное положение, продолжительность выполнения учебных заданий — основных, подводящих или подготовительных действий. К примеру, при обучении технике передвижения на лыжах прокладывают несколько параллельных лыжней, а при разучивании висов используют низкую, среднюю и высокую перекладины.
3. Доступность учебного задания. Она должна предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения. Учебный материал, не представляющий трудности для учащихся, не имеет требуемой педагогической ценности. Такие учебные задания не интересны и учащимся, и они не содействуют воспитанию у них навыков учебного труда по физической культуре. Уровень доступности учебного задания должен стимулировать познавательную активность учащихся на уроке. Заведомо трудное задание негативно влияет на учебную деятельность школьников. После 2 — 3 попы-
ток, если при этом выяснится, что трудоемкость задания превышает зону ближайших возможностей, учащиеся перестают его выполнять. Многие и в последующем избегают выполнять данное двигательное действие на уроке в присутствии коллектива класса. Это происходит в VII—VIIIклассах, и с возрастом нежелание закрепляется.
4. Соотношение объема заложенной информации в двигательном действии и его доступности: чем ее больше, тем ниже доступность. Следовательно, каждое новое для ученика физическое упражнение, т.е. несущее в себе много неизвестного, ранее не встречавшегося, потребует более длительного периода обучения. Однако если ученику известен алгоритм обучения, то скорость воспроизведения информации, а следовательно, и доступность учебного материала могут возрасти примерно на 20 %.
5. Соотношение объема учебного материала и его доступности, т.е. доступность учебного задания, а значит, и основательность усвоения зависят от объема учебного материала: чем он больше, тем ниже уровень его доступности. Причем при однотипном материале, допускающем перенос двигательных навыков, его объем может быть увеличен. При разнородном же, особенно при формировании конкурирующих навыков, объем приходится ограничивать. Доза учебного материала не должна превышать возможно-стей ученика, уровня его внимания. Даже хорошо физически под-" готовленный человек при освоении двигательного действия не способен одновременно контролировать большое количество элементов. Учитель, сообщающий ученику все то, чему научился сам, уподобляется, по образному выражению К.Д.Ушинского, вознице с плохо увязанной кладью, который гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит телегу, хвастаясь тем, что проделал большой путь. Основными критериями доступности объема учебного задания служат психофизиологическая реакция ученика и результативность обучения.
6. Структурная сложность и величина психофизиологических уси
лий, затрачиваемых на выполнение упражнений. Оценивая доступ
ность физического упражнения, следует учитывать это. Между
тем и другим очень часто отсутствует прямая зависимость: уп
ражнение в координационном отношении может быть простым,
но требующим значительных физических усилий (например, под
тягивание), и наоборот (например, лазанье разноименным и од
ноименным способами). Низкий уровень доступности может
объясняться и психологическими факторами: боязнью (напри
мер, в упражнениях на высоком бревне), неуверенностью в сво
их силах и т. п.
Доступность обучения двигательному действию определяется уровнем развития соответствующих физических способностей. Например, формирование умения лазанья по канату будет успеш-
ным только при условии предварительного развития силы определенных мышц.
Принцип наглядности — одно из основных инвариантных положений общей и предметных дидактик, включая теорию обучения предмету «Физическая культура». Сущность принципа в отечественной дидактике связывают с одним из постулатов материалистической диалектики, объясняющей природу познания человеком явлений и предметов реальной действенности, в частности, с тезисом В.И.Ленина о том, что данный процесс в своем генезисе и диалектике развивается «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
При рассмотрении дидактических процессов с позиций психофизиологии были обозначены место зрительного образа, его значение в формировании представления о технике изучаемого двигательного действия. Реализация принципа наглядности в ходе дидактических процессов по физической культуре связана с широким применением наглядности, т.е. средств, обеспечивающих восприятие и осознание различных параметров изучаемого двигательного действия, развиваемых двигательных качеств, инструктивных навыков, умений и других разновидностей структуры содержания образования.
Выделяют четыре формы проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную и двигательную, которые представляют прямой и косвенный виды осуществления данного принципа.
Зрительная наглядность выражается в передаче учителем учебной информации, которую учащиеся воспринимают через зрительный анализатор. Это показ изучаемого двигательного действия в целом или отдельных его элементов, а также демонстрация рисунков, схем, кинограмм, кинофильмов и других материалов с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику.
Звуковая наглядность выражается в передаче учебной информации посредством звука, о характере которой учащиеся заранее осведомлены. Это может быть похлопывание в ладони, постукивание по полу или другим предметам либо использование метронома.
Звуковая наглядность применяется для освоения учащимися ритма, темпа движений, например при разучивании темпа разбега в опорных прыжках в гимнастике или прыжках с разбега в длину и высоту в легкой атлетике. Звуком можно обозначить момент наскока на гимнастический мостик, отталкивания в прыжках с разбега. Звук помогает учащимся соблюдать ритм движения.
Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого дви-
гательного действия благодаря конкретной словесной информации, которая должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся.
Двигательная наглядность связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, которые помогают формированию у учащихся кинестетического образа.
При выполнении двигательных действий у учащихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощущения: понимание (осознание) состава элементов двигательного действия, осознание правильного распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий. Все это способствует получению информации, что невозможно лишь при зрительном восприятии.
Прямая наглядность обеспечивается путем непосредственного показа изучаемого двигательного действия учителем или одним из наиболее подготовленных учащихся. К показу учителем изучаемого двигательного действия или комбинации, состоящей из нескольких движений (упражнений), предъявляются следующие требования.
1. Показ должен быть близким к идеальной технике исполнения изучаемого двигательного действия, служить эталоном для воспроизведения его учащимися. Вместе с тем демонстрация тех-* ники двигательного действия не должна быть образцовой, чтобы не отталкивать учащихся своей сложностью.
2. Следует больше внимания уделять имитационному показу, который облегчает восприятие основы и деталей техники двигательного действия.
3. Показывая технику выполнения физического упражнения, нужно акцентировать внимание учащихся на ее конкретных элементах; двух, трех и больше.
4. Одновременно с демонстрацией эталонной техники выполнения изучаемого двигательного действия необходимо обратить внимание на возможные ошибки, привлекая к показу одного из учащихся, у кого подобные ошибки наиболее заметны, или же используя специально подготовленные рисунки, схемы, где искажения техники обозначены.
5. При показе техники исполнения физического упражнения, его элементов или ошибок наблюдающие должны быть расставлены в удобных для обзора местах спортивного зала, площадки, лыжни.
6. Демонстрацию упражнения учителем или учащимся лучше сопровождать конкретизирующей зрительные воздействия словесной информацией, что повысит результативность возникновения логического, зрительного и кинестетического образов изучаемого двигательного действия.
Косвенная (опосредованная) наглядность —использование рисунков, схем, кинограмм, аудиовизуальной техники (телевизора, компьютера) для передачи зрительной информации. Для решения этой задачи разрабатываются средства и способы их использования.
Опосредованная наглядность помогает восприятию параметров временных, пространственных и динамических характеристик техники физических упражнений. Это световая или звуковая информация, которая сигнализирует о скорости, частоте, темпе, ритме движений.
В последние годы в практике преподавания предмета «Физическая культура» широко применяются так называемые учебные карточки. В них может содержаться информация о комплексах физических упражнений для решения конкретных прикладных задач: формирования осанки, развития различных групп мускулатуры, быстроты, выносливости, мышечной силы, гибкости, а также подводящие физические упражнения, облегчающие усвоение сложных двигательных действий.
Принцип прочности и прогрессирования требует, чтобы теоретические сведения в виде знаний, двигательные и инструктивные навыки и умения, способность выполнить физические упражнения различной направленности и сложности системно структурировались в памяти учащихся. При этом отмеченные аспекты содержания образования по физической культуре должны трансформироваться (преобразоваться) в привычки и поведение, из которых формируется деятельность учащихся по использованию физической культуры и спорта как основа соблюдения ими здорового образа жизни.
Процесс овладения прочными знаниями, навыками и умениями рассматривается в психологии как наиболее сложный и поэтому трудный, поскольку запоминание и воспроизведение учебной информации зависят не только от объективных связей учебного материала, но и от отношения учащегося к этому материалу. Память человека избирательна, он не может запоминать все, выбирая лишь то, что для него особенно важно и интересно на конкретных этапах, в определенные периоды, моменты его возрастного развития.
Отсюда для прочного усвоения двигательных действий требуется сформировать положительное отношение, интерес к ним, вообще к знаниям по физической культуре, развиваемым двигательным и волевым качествам.
Дидактические процессы, направленные на перевод содержания образования по физической культуре в элементы опыта личности учащихся, должны быть запрограммированы так, чтобы и знания, и навыки, и умения, и способность реализовать двигательные качества обладали свойством воспроизведения, использовались в подвижных, элементарно-спортивных, спортивных
играх, различных формах физической культуры (утренней гимнастике, играх, спортивных забавах, самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениях на тренажерах, рекреационных мероприятиях по месту жительства, во время массового отдыха, в тренировочных занятиях по виду спорта и т.д.).
Прочность и действенность знаний, навыков и умений, двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств личности учащихся предполагают особую логику программирования дидактических процессов на неделю, месяц, учебную четверть, триместр, семестр, учебный год. При этом усвоение нового учебного материала находится в рациональном, целесообразном соотношении с пятью этапами развертывания самих дидактических процессов по предмету «Физическая культура». В данном варианте изучение программного материала проходит поэтапно: усвоение, освоение, закрепление, применение на практике, контроль, коррекция с целью дальнейшего упрочения как компонента жизнедеятельности школьников.
Правила использования принципа прочности и прогрессирования
1. Не перегружать память учащихся запоминанием малозначащих теоретических сведений (знаний).
2. Добиваясь прочности усваиваемого учебного материала техники выполнения двигательных действий, предостерегать учащихся от закрепления ошибок.