Изучение дидактических принципов

Вопрос о принципах обучения применительно к формирова­нию двигательных навыков и умений на занятиях физической куль­турой давно привлекает внимание специалистов теории и мето­дики физического воспитания. Еще в 1940 г. в программе и учеб­ном пособии по методике физического воспитания для институ­тов физической культуры упоминалось о дидактических принци­пах (программа) и основных дидактических принципах физиче­ского воспитания.

Системная целенаправленная работа по разработке принципов обучения двигательным действиям началась в середине прошлого века. В 1948—1949 гг. в журнале «Теория и практика физической культуры» появились статьи по этой проблеме1. В последующем эти материалы вошли в учебные пособия и учебники по теории и

1 Меркурис И. А. К вопросу о дидактических принципах обучения физичес­ким упражнениям // Теория и практика физической культуры. — 1949. — № 5; Белинович В. В. Дидактические принципы обучения физическим упражнениям // Теория и практика физической культуры. — 1948. — № 5.


Изучение дидактических принципов - student2.ru

Изучение дидактических принципов - student2.ru





Изучение дидактических принципов - student2.ru

Изучение дидактических принципов - student2.ru





методике физического воспитания, были признаны у нас в стра­не и за рубежом, использовались для подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образова­ния по физической культуре.

Существует определенное единство в подходах к обсуждаемой проблеме. Во-первых, признается необходимость основываться на общедидактических принципах в обучении двигательным дей­ствиям. Во-вторых, считается очевидной потребность в перера­ботке принципов обучения с учетом особенностей данного про­цесса на занятиях физическими упражнениями. В-третьих, опре­деляя понятие «принципы обучения», абсолютное большинство авторов в качестве ключевого используют слово «положения», а для его определения — «исходные» (положения), «наиболее об­щие руководящие», прилагательные «основные», «отправные», «важные» и т.д. Слово «положения» означает свод правил, зако­нов, закономерностей, касающихся осуществления процесса обу­чения. Прилагательные, которые на первый взгляд разноречи­вы, выражают существенность «положений», их обязательность для реализации в практике обучения. Наибольшее число раз (14) среди дидактических принципов указаны такие, как сознатель­ность, активность и наглядность (табл. 1). На вторую позицию по частоте упоминания выходит принцип доступности (13 раз), тре-j тье место занимает принцип систематичности (12 раз), одинако­вые позиции (10 раз) занимают принципы прочности и индиви­дуализации. Меньше всех (1 — 2 раза) упоминаются принципы обучения: научности, воспитывающего обучения, единства кол­лективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому, связи обучения с практикой и ведущей роли учителя в процессе обучения.

Как и в общепедагогической литературе, в специальной со­храняется тенденция объединить несколько (два) принципа в один, к примеру: принципы сознательности и активности, сис­тематичности и последовательности, доступности и индивидуа­лизации, прочности и прогрессирования. Наиболее часто объ­единяются сознательность с активностью и доступность с инди­видуализацией.

Выделены новые, специфические для обучения двигательным действиям принципы: прогрессирования, повторности, непрерыв­ности процесса физического воспитания, систематичности чере­дования нагрузок и отдыха, постепенности наращивания развива-юще-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возраст­ной адекватности направления физического воспитания единства обучения и развития, структурности занятий; учета особенностей и состояния занимающихся, анализ-синтез движений, осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений и др.

Наши рекомендации