Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи?

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первы­ми и основными учителями ребенка до его поступления в шко­лу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность рабо­ты школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что подро­стки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испыты­вают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и се­мьи играют классные руководители. Именно от их работы за­висит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Одна из важнейших задач классных руководителей — спо-собствование единению, сплочению семьи, установлению взаи­мопонимания родителей и детей, созданию комфортных, бла­гоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы зало­жена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Ихобъединяют общие заботы, проблемы, результат решения ко­торых существенным образом зависит от характера взаимодей­ствия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудни­чество членов классного коллектива.

Суть творческого сотруднического взаимодействия класс­ного руководителя и семьи заключается в том, что обе сторо­ны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскры­тии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации

в случае неудачи.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классно­го руководителя лежат принципы взаимного доверия и уваже­ния, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Света была в 5-м классе «изгоем». С ней даже за одну парту никто не хотел садиться.Девочка— из многодетной семьи, уматери появился маленький ребенок, и ей было не до Светы. Поэтому и выглядела она запущенно; волосы не помыты, коф­точка не постирана. ,. К тому же после операции на горле у нее была не очень четкая речь. Что сделала классный руководи­тель? Во-первых, посадила девочку с мальчиком, настроенным на приятие любого человека. А потом отправилась к матери. Мать только вздохнула:«Что же мне делать, ведь девчонка со­всем никуда: неумная, с двойкина тройку перебивается». Учи­тельницапосоветовала матери все-таки уделить дочери чуть больше внимания, чтобы та выглядела почище и чувствовала

себя поувереннее. На том и расстались. Посоветовалась класс­ный руководитель также с логопедом, и, хотя момент для бес­платной коррекции речи был упущен, попросила врача все-таки помочь. А потом как-то подметила; случается выход в театр — Света обязательно идет; и есть в ней какой-то врож­денный артистизм. Во время очередной групповой театрализо­ванной игры классный руководитель направила Свету в груп­пу, где собрались мягкосердечные девочки, попросила их:

«Помогите ей, чтобы не чувствовала себя неловко». Те прислу­шались, далиСвете роль Запятой. И она вдруг в этойроли блес­нула, ее Запятаябыла просто-таки неотразима. Одноклассни­цы потом говорили: «Меня таксегодня Света удивила. . . Я быникогда не придумала такого, что унее получилось». У детей в 5-м классе пока еще нет чисто личностного неприятиячело­века, они открыты кперемене точки зрения на вчерашнего из­гоя. Ты им только покажичто-то такое, чтобы их удивить. И вотэто случилось. Девочка оживилась. Оказалось, она кое-что уме­ет; скажем, так ловковырезает нужные дляигры фигурки, как это не удаетсяникому. И Света теперь — нарасхват, стала всемнужна, в каждой команде.

Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изу­чение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Для формирования сотруднических отношений важно пред­ставлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если органи­зована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направле­ния. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи ре­шать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя инте­ресы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Совместная деятельность детей, родителей ипедагогов мо­жет быть успешной, если:

— дети, родители, педагоги положительно настроенына со­вместную работу, желают действоватьсообща, осознаютее цели и находят в ней личностный смысл;

— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания ивозмож-

ностей участников работы распределены роли, функции,сфе­ры деятельности;

— создаются ситуации свободного выбора участниками раз­личных видов, способов, форм и своей позиции в совместной

работе;

— отсутствует навязывание, давление на детей и родителей;

действия, стиль педагога способствуют самореализации и само­выражению участников деятельности.

Наши рекомендации