Организация исследования
Опытно - практическая часть работы проводилась на базе гимназии 1551, корпус 2 во время преддипломной практике в течение месяца. Для этого была отобрана группа учеников (10 человек) из 9-х классов.
Во всех классах занятия проводились в обычном порядке. В учебный процесс отобранной группы были включены специальные упражнения, направленные на повышение уровня технического мастерства передач мяча в движении.
Для выявления эффективности разработанного комплекса упражнений в начале и в конце практической работы проводилось контрольное тестирование.
Для определения уровня техники передач мяча в движении в футболе на уроках физической культуры использовали следующие тесты:
1. Передача мяча на месте (в одно касание, 2 мин)
Оборудование: футбольный мяч, секундомер.
Описание теста: ученики встают в две колонны лицом друг к другу на расстоянии 7-10 м; у ног первого ученика одной из команд находится мяч. Он делает передачу первому игроку другой команды, и становится в конец своей колонны. Ученик, которому адресована передача, обрабатывает мяч и возвращает его следующему игроку, из противоположной команды; и также становится в конце своей колонны и так далее.
Критерии оценки: количество точных передач за 2 мин. Учитывается лучший результат из 2-х попыток.
2. Передачи мяча между фишками (5 попыток)
Оборудование: 5 футбольных мячей, 5 фишек.
Описание теста: ученики встают в две колонны по парам в конце зала; у ног каждого ученика одной из команд находится мяч. Посередине, вдоль линии движения расставляются фишки. По свистку оба ученика начинают движение, передавая мяч друг другу. Во время передачи мяч должен пройти между фишками. Добежав до последней фишки, ученики возвращаются обратно. Каждая пара выполняет по 5 повторов.
Критерии оценки: количество точных передач между фишками. Учитывается суммарный результат 5 повторов.
3. Квадрат (2мин)
Оборудование: футбольный мяч, секундомер.
Описание теста: ученики разбиваются на команды по 5 человек. По углам очерченного квадрата размером 10x10 м (или 15х 15м) располагаются 4 игрока. В середине квадрата водящий. Игроки передают по любому направлению друг другу мяч только в пределах квадрата. Потерявший мяч меняется местами с водящим. Играют в течение 2 мин.
Критерии оценки: общее время владения мячом командой.
Примечание: Учитывался средний результат двух команд.
Результаты контрольных испытаний (тестов) до и после опытно-практической работы учащихся 9 классов представлены в табл. 2, 3 и на рисунках 1-4.
Содержание опытно-практической работы
Упражнения по обучению техники передач мяча
На предварительном этапе обучения следует определить степень спортивной подготовленности занимающихся с помощью тестов или визуальным путем, наблюдая за тем, как ученики играют в подвижные игры. Исходя из этого, составить план подготовки и подобрать упражнения и игры, позволяющие решать определенные задачи.
В рамках школьного физического воспитания рекомендуют придерживаться определенной технологии формирования умений и навыков игры.[20]
Вначале дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. Их умение останавливать мяч сводится к ловле мяча ногой или стопой. Они понимают, что представляет собой ведение мяча, но оно у них не очень хорошо получается, т.к. школьники это делают в режиме «ударить» и «догнать».
На следующем этапе дети должны научиться бить и передавать мяч обеими ногами, контролировать его боковой стороной стопы и увеличивать контроль за мячом во время его ведения. Следует обучать детей некоторым правилам ударов по мячу, ведению его и удержанию. Предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом, нежели обычной игре в футбол или его разновидности.
На последней ступени уделяется особое внимание передаче мяча, его ловле и ведению и более специфическим приемам удара по мячу, его остановке боковой стороной ноги и игре головой.
Наилучшие результаты дает использование в учебно-тренировочном процессе комплексных упражнений игрового характера.
Для успешного обучения технического мастерства важно систематически повторять игровые комбинации, при выполнении которых следует направлять внимание на технически правильное выполнение приемов в соответствии с различными сопутствующими факторами. Постоянное использование таких упражнений, воспроизводящих условия игры, способствует формированию автоматизма в выполнении приемов.
По мере овладения индивидуальными тактическими действиями переходят к освоению групповых взаимодействий. Здесь важно, чтобы игроки научились понимать друг друга.
Освоение надёжной, точной, а главное своевременно сделанной передачи имеет важнейшее значение. В упражнениях по обучению передачи мяча очень важно, что они выполняются в движении с непрерывным множеством изменений направлений движений. Игроки не стоят и не ждут, когда к ним придет мяч. Они должны предвидеть точку контакта с мячом в пространстве. При этом присутствует так же обучение технике приема и передачи мяча, на чем задания не заканчиваются. Игрокам предлагается постоянная смена направлений движения по угловым траекториям, что приводит к обучению смены направления движения. Чем больше используется угловых траекторий в движении при выполнении упражнений, тем больше творческих решений. Задача же учителя состоит в том, чтобы школьники, выполняя передачу, делали это естественно, пластично и раскрепощено. Здесь учителю необходимо запастись терпением и поискать наилучший подход к ребятам, чтобы уже на этом этапе обучения привить им вкус к хорошей - точной и своевременной передаче мяча, объяснить им, что это основа технических приёмов. [16]
Для решения конкретных задач обучения техники передач мячамы представляем комплекс упражнений.
Комплекс упражнений
1. Короткие передачи мяча внутренней и внешней сторонами стоп. Две группы игроков строятся в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 7-11 м. Первый игрок из первой группы выполняет передачу мяча первому из второй группы и по широкой дуге устремляется вперёд, занимая место в конце противоположной колонны.
2. Короткие передачи мяча в движении. Построение то же, что и в упражнении 1. Первый номер из первой группы, стартуя, выполняет передачу мяча первому из второй группы и стремительно перемещается в конец своей колонны. Каждый игрок должен осуществить приём и передачу мяча прежде, чем забегать в конец своей группы.
3. Ответные передачи мяча в движении. Три группы игроков построены в колонны по одному симметрично тремя лучами; первые номера располагаются в углах равностороннего треугольника на расстоянии 7-11 м друг от друга. Мяч находится у первого игрока одной из групп. Он выполняет передачу мяча игроку соседней группы и, направляясь следом, пристраивается в конец этой группы. Каждый игрок осуществляет остановку и передачу мяча, поочерёдно передвигаясь по часовой стрелке по периметру треугольника в направлении своей передачи и занимая место в конце соответствующей соседней группы.
4. Короткие передачи при передвижении лицом и спиной вперёд. Игроки строятся парами на расстоянии 1,5-3,5 м друг от друга. Прочерчивают две параллельные линии в 15-25 м одна от другой. Мяч - у одного из игроков. Одновременно оба партнёра начинают движение от стартовой к противоположной линии, совершая передачу мяча друг другу в ноги. Достигнув противоположной линии, они начинают движение в обратном направлении, не поворачиваясь. Таким образом, каждый отрабатывает передачу мяча, передвигаясь сначала лицом вперёд, а затем вперёд спиной.
5. Короткая передача мяча с лёта. Две группы игроков в колоннах по одному стоят лицом друг к другу на расстоянии 6-8 м. Первый номер первой группы держит мяч в руках. Он мягко набрасывает мяч первому номеру второй группы, а сам быстро бежит в конец этой группы. Первый номер второй группы, выполнив приём мяча с лёта, осуществляет передачу его игроку первой группы так, чтобы тот поймал мяч руками, а сам бежит в конец первой группы. Так игроки одной группы набрасывают мяч, игроки другой - совершают передачу мяча с лёта. Затем происходит смена ролей.
6. Короткие передачи мяча в «квадрате» внутренней и внешней сторонами стоп. Четыре игрока с мячами стоят на расстоянии 7-11 м друг от друга, располагаясь в углах квадрата лицом к пятому, который находится без мяча в центре квадрата. Первый игрок с мячом выполняет передачу мяча игроку, стоящему в центре, тот останавливает мяч и тут же передачей возвращает первому. Затем стоящий в центре поворачивается лицом к следующему партнёру для получения передачи. Упражнение продолжается либо определённое время, либо до определённого количества передач, после чего игроки меняются местами.
7. Короткие передачи мяча в «квадрате» в движении. Пять игроков располагаются в углах квадрата со стороной 7-10 м. В одном из углов квадрата находятся двое игроков. Один из них, владеющий мячом, выполняет передачу партнёру, стоящему в ближнем углу, и бежит вслед за мячом, чтобы сменить получившего передачу. Тот в свою очередь останавливает мяч, совершает передачу его следующему партнёру, бежит к нему и т.д. Таким образом, каждый отрабатывает приём (остановку) мяча и передачу по всему периметру квадрата.
8. Ритмичная смена ног при выполнении передачи мяча. Три игрока располагаются в углах треугольника на расстоянии 3-6 м. Один из них, без мяча (первый), стоит лицом к двум другим. Оба эти игрока поочерёдно, но непрерывно осуществляют передачи мяча первому, а тот возвращает мяч им в одно касание попеременно и ритмично, используя обе ноги.
9. Остановка мяча и короткая передача. Четыре игрока находятся в углах квадрата со стороной 8-12 м. Двое из них владеют мячами и совершают передачи партнёрам, стоящим напротив. Те останавливают мячи и быстрой передачей возвращают обратно. Всем необходимо соблюдать последовательность и своевременность передач, избегая удара своим мячом по другому мячу.
10.Быстрая передача и остановка мяча. Четыре игрока располагаются в углах квадрата со стороной 6-10 м, у двоих из них - по мячу. Оба начинают выполнять передачу мяча партнёру одновременно по часовой стрелке. Прежде чем осуществить передачу, игроки должны остановить мяч. Со временем следует переходить к передаче в одно касание, чтобы мячи были в движении непрерывно.
11.Короткие передачи и основы позиционной игры. Восемь или более игроков берутся за руки на всю длину вытянутых рук, образуя как можно более широкий круг. Один игрок (водящий) остаётся в центре. Остальные начинают выполнять передачу мяча друг другу не размыкая рук, но так, чтобы игрок, находящийся в центре круга, не мог завладеть мячом. Он имеет право передвигаться только шагом. Игрок, виновный в потере мяча из-за неточной передачи, становится водящим.
12.Короткие передачи мяча в движении по кругу. По окружности центрального круга в спортивном зале (или в другом месте) располагаются от 6 до 10 игроков. В центре круга находятся двое ребят с мячами (водящие). Игроки начинают движение по кругу в одном направлении лёгким бегом, а двое водящих, расположившись на некотором расстоянии друг от друга, по очереди снабжают бегущих мячами. Игроки, выполнившие приём мяча, не прекращая движения, осуществляют быструю ответную передачу.
13.Совершенствование точности передачи мяча. В углах квадрата со стороной 10 м установлены четыре стойки. Один игрок стоит в центре квадрата, четверо других располагаются за его границами, совершая передачи мяча друг другу и не имея права заходить в квадрат. Но мяч должен передаваться через территорию квадрата. Игрок в центре квадрата, наоборот, не имеет права покидать квадрат, он стремится перехватить каждую передачу мяча.
14.Отработкасвоевременности и быстроты выбора способа передачи. В квадрате 12 х 12 м четверо или пятеро футболистов играют против одного защитника, стремясь не потерять мяч. Они могут передвигаться в любом направлении в квадрате, а защитник стремится перехватить передачу.
15.Обучение передаче мяча «в стенку. Две группы игроков строятся в колонны по одному на расстоянии 16-20 м напротив друг друга, а двое занимающихся располагаются между ними примерно посередине площадки. Игрок из каждой группы направляет мяч одному из находящихся в середине, который в одно касание осуществляет ответную передачу. Получив ответную передачу, игрок из группы останавливает мяч и бежит в конец противоположной колонны. Следующий игрок выполняет то же задание, но отдаёт мяч другому «центральному», разыгрывая «стенку» в ином направлении.
Основное место при обучении и совершенствовании тактических действий занимают упражнения в кругу, квадрате, прямоугольнике различных размеров — «Трое против двоих», «Четверо против троих», «Четверо против двоих», «Пятеро против четверых» и т. д. С их помощью приобретается умение правильно выбирать место, организовывать защиту против численно превосходящего противника, совершенствуется взаимопонимание между игроками. Размеры круга, квадрата, прямоугольника увеличивают в зависимости от количества участвующих в упражнении.
Такого рода упражнения лежат в основе современного футбола. Такие «интеллигентные» упражнения заставляют игрока непрерывно думать или, по крайней мере, быть постоянно во внимании. Они учат правильным взаимодействиям друг с другом в различных размерах пространства и времени, способствуют формированию автоматизма в выполнении приемов.
При систематическом выполнении комплекса данных упражнений через небольшой промежуток времени уже будут видны результаты, такие как точность в передачах, правильная техника приема мяча, улучшение координации и периферических способностей.