Университет как цех ремесленников

Лекция

Methodik (altgriechisch methodos) - путь, ведущий к определенной цели.

Didaktik (altgriechisch didaskein) - получающий; теория образования и обучения.

Дидактика отвечает на вопросы "Что? Зачем?", методика на вопрос "Как?".

Виды речевой деятельности

* Чтение

* Аудирование

* Письмо

* Говорение

* Перевод

Говорение было в центре.

Средства реализации видов речевой деятельности

* Грамматика

* Лексика

* Фонетика

* Орфография

Фонетика как отдельная дисциплина появилась в конце XIX века. До этого фонетикой как таковой никто не занимался.

Компетенция это способность к выполнению каких-либо действий.

Иноязычная коммуникативная компетенция

* Языковая, лингвистическая

* Речевая, прагматическая

* Социокультурная

* * Социолингвистическая

* * Предметно-тематическая

* * Общекультурная

* * Страноведческая

* Компенсаторная

* Учебно-познавательная

Лингводидактическое целеполагание

Формирование вторичной языковой личности

* обладающей способностью говорить и писать грамматически, лексически, орфографически и фонетически правильно, прагматически и социокультурно адекватно, бегло и содержательно

* Равнозначное обучение всем компонентам иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Языковая личность это человек с точки зрения его готовности совершать речевые поступки, создавать и понимать тексты на родном или втором (неродном) языке.

ВСЯ ЭТА ТЕРМИНОЛОГИЯ ИДЕТ ОТ ЩЕРБЫ.

Уровни владения ИЯ

"Gemeinsamer Eurpopaerischer Referenzrahmen fuer Sprachen: Lernen, lehren, beurteilen. (Europarat, StarSburg, 2001)

"European Framework of Reference for Languages.

Общеевропейская система компетенций владения иностранным языком.

* A1, A2 - Anfaenger

* B1 - fortgeschrittene Anfaenger (ZdaF = B1)

* B2 - Fortgeschrittene (ZMP = B2)

* C1 - weit Fortgeschrittene (C1)

* C2 - Niveau eines Muttersprachlers (GDS)

Возникновение университета

Средневековый университет

Болонский Университет. 1088. Первый университет. Университеты - явление сугубо европейское.

Карл Великий и его соратники создают первые институты и формы (ре)трансляции языка и знаний.

Институты образования:

1. Церковные и монастырские школы

2. Университеты

Предпосылки возникновения университета, экспансия знаний, объем которых не умещался в рамках школьной программы (напр. достижения схоластики в искусстве рациональной аргументации, развитие новых - для средневековой Европы - областей познания: медицины и юриспруденции)

В средние века были три специальности: богословие, медицина, юриспруденция (право каноническое и право светское).

Традиционно средневековое образование ограничивалось церковными школами, которые стнановились все более популярны из-за расслоения средневекового общества: которому нужны были образованные администраторы, юристы, нотариусы, медики и священники. Были вновь открыты античные авторы и римское право, понадобились новые переводы Аристотеля, и для удовлетворения этих новых нужд возникла новая форма образования, а также студенческие гильдии и университеты (общины).

Этимология понятия

universitas docentium - сообщество обучающих

universitas litterarum - общность наук

universitas magistrorum et scholarium - сообщество / общность обучающих и обучаемых

Условия поступления в университет (имматрикуляции)

(отчисление - эксматрикуляция)

1. Хорошее знание латыни, так как все обучение - чтений лекций, упражнения и диспуты, велось на латыни.

2. Рождение в законном браке. Незаконорожденность считалась бесчестием.

* В средний века поступление в университет не ставилось в зависимость от денег (вступительный взнос для имущих, латынь - капитал бедняков)

* Церковь следила за тем, чтобы способные юноши и не обладающие достаточными средствами люди могли поступить и получить образование

Структура университета

1 ступень: facultas artium / Факультет свободных искусств - низший факультет университета, обязательный для каждого студента.

2 ступень: "высшие факультеты" - теологии, медицины, юриспруденции.

Facultas artium

Обучение на факультете - обязательная предпосылка для обучения "высшим" наукам, факультет общего образования с пропедевтической функцией, пропедевтический факультет. (Вводный факультет)

Артисты - акробаты слова и жанглеры понятиями, изучали понятия вещей, имена и слова о мире.

Возраст поступления - 15 лет.

Семь свободных искусств (см. фото)

Академические степени

Бакалавр (Baccalaureus Artium) - выпускник тривиума

Лиценциат (lecentiatus - допущенный) - бакалавр с правом замещать должность преподавателя среднего учебного заведения

Магистр - выпуск

ник квадривиума

Доктор - выпускник трех факультетов с правом преподавать в университете

Университет как цех ремесленников

* Перенесение принципа цеховой организации из сферы физической деятельности в духовную

* Цех ремесленников (от ученика к подмастерью и к мастеру, цеховые привелегии)

Цеха обучаемых и обучающих - объединение профессоров и студентов по факультетам-организациям, то есть по группам людей, способных преподавать ту или иную дисциплину.

Artes- ("= ремесло"; путь от школяра к бакалавру и магистру, наличие обычаев и прав, записанных в уставах; специфический характер духовной деятельности, большая самостоятельность в виде академической свободы - правовой привилегии, не подлежали юрисдикции совета города, своя тюрьма (карцер); административная и материальной автономией, которая даровалась документами папы или государя)

Наши рекомендации