Организационное строение педагогического коллектива

При социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организа­ционные структуры. В этом случае под структурой понимают относитель­но устойчивые взаимосвязи между членами коллектива.

Формальная структура коллектива обусловлена официальным разде­лением труда, правами и обязанностями его членов. Каждый человек взаимодействует с другими членами трудового общества на основе опре­деленных правил, предписанных ему. Каждый учитель находится в офи­циальных деловых отношениях с коллегами, руководителями школы, ко­торые регламентируются должностными инструкциями и распоряжения­ми.

Нормальное функционирование коллектива, его формальная органи­зованная структура зависит от ряда условий. Результаты коллективного взаимодействия учителей определяются степенью организации совмест­ной деятельности, координацией функций, наличием различного рода оперативных графиков, системой контрольных мероприятий за ходом и результатом учебно-воспитательного процесса.

Неформальная организационная структура педагогического коллек­тива складывается на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами коллектива. Такие отношения возникают на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недове­рия, желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска. Ре­зультатом появления неофициальных отношений в коллективе являются такие признаки, как наличие дружеских компаний, неофициальное обще­ственное мнение, появление неформальных лидеров и др.

На развитие организационной структуры коллектива оказывает влияние ряд факторов. Рассмотрим влияние этих факторов с учетом спе­цифики педагогического коллектива.

В психологических исследованиях (А.И.Донцов, Р.Х.Шакуров) до­казано, что необходимым условием сплоченности коллектива выступает целевое единство, когда выполнение конкретных, частных задач подчиня­ется достижению общей цели деятельности.

В значительной мере организационная структура зависит от соци­ально-демографических и индивидуально-психологических особенностей членов педагогического коллектива. Хорошей основой для установления тесных деловых, межличностных отношений является высокая степень однородности (гомогенности) коллектива по таким признакам, как воз­раст, образование, уровень квалификации, профессиональные ценности. Такие коллективы отличаются высоким уровнем сплоченности, организо­ванности. Однако педколлективы достаточно разнородны по своему со­ставу, что является реальной основой для возникновения неформальных групп различной направленности. Это необходимо учитывать руководите­лям при организации и управлении педагогическим коллективом.

Организационная структура коллектива зависит также и от того, на­сколько принадлежность к нему удовлетворяет потребности, интересы его членов. К числу таких факторов относятся престиж коллектива, наличие друзей, морально-психологический климат в коллективе, традиции кол­лектива.

На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По ме­ре увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В коллективе, где более 30 человек, как пра­вило, возникают различные неформальные группы. В этой связи приобре­тает особое значение проблема педагогических коллективов сельских мало комплектных школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10-12 учителей, что существенно отличает характер руководства таким коллективом. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг дру­га, их отношения отличаются стабильностью, но в них ограничены воз­можности общения, взаимного обогащения. В больших коллективах скла­дывается сложная структура взаимоотношений, они подвижны, иногда конфликтны, но в таких коллективах больше вероятность появления ярких личностей.

3. Социально-психологический климат в педагогическом кол­лективе.

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уро­вень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Это понятие скорее метафориче­ское, чем научное. Благоприятный социально-психологический климат оз­начает, что человеку с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может себя проявить, «расцвести».

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих ха­рактер взаимоотношений между его членами в процессе совместной дея­тельности, общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции:

· Консолидирующая функция заключается в сплочении членов педколлектива;

· Стимулирующая функция состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива, его жизненной энергии;

· Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутри-коллективных отношений;

· Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаи­моотношений членов коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность.

Наши рекомендации