Классификация музыкальных инструментов

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

Имени Янки Купалы»

Педагогический факультет

Фурса Елена Станиславовна

БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат

студентки 2 курса группы СЗП-144

заочной формы обучения

Преподаватель Куровская Светлана Николаевна

Гродно, 2016 г.

Содержание:

1. Классификация музыкальных инструментов.

2. Белорусские народные инструменты и их история.

3. Системы и методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

4. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

5. Методические рекомендации по организации детского оркестра.

6. Разработки упражнений, игр, занятий по приобщению дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». В «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в 1-2 вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.

Методические рекомендации по организации детского оркестра

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов разновидностей детского оркестра: шумовой, включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда; ансамбль, состоящий из одинаковых или однотипных инструментов; смешанный оркестр, включающий в себя разные группы инструментов.

Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр.

Комплектование смешанного оркестра: цитр-6-8; металлофонов-5-7; аккордеонов-1-2; триол-2-3; кастаньет-2-3; треугольников-2-3: барабанов, бубнов, тарелок - по одному инструменту. Размещение детей в оркестре: детей рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева-высокие. Ударные размещаются сзади, произвольно.

Шумовой оркестр можно организовать с младшими детьми, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли такта, отмечать метр музыки.

В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки как: колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка.

Важно подбирать тембры инструментов, которые выразительно бы подчеркивали характер музыки, элементы изобразительности.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.

Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.)

Прежде чем создать смешанный оркестр, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например, металлофонов, цитр.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов, определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии. Чтобы определить соотношение длительностей звуков прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят её на музыкальном инструменте.

В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образны детских музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.

Классификация музыкальных инструментов

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые. В свою очередь инструменты подразделяются на виды: беззвучные и звучащие.

Беззвучные: изображение музыкальных инструментов с немой клавиатурой. Такой вид развивает творческое воображение.

Звучащие:неопределенно звучащие, с фиксированным звуком или мелодией, мелодические инструменты.

Ударные: звук возникает при ударе рукой, палочкой, встряхивание (бубен, барабан, румба ит.д.)

Струнные:звук возникает от прикосновения пальцами или медиатором к струне (арфа, цитра).

Духовые: звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента (флейта, триола).

Клавишно-язычковые: звук возникает, когда нажимают клавишу (баян, гармонь, аккордеон).

Ударно-клавишные: звук вызывает удар молоточка по пластинам, когда нажимают клавишу (пианино).

Электро-музыкальные: работают от сети и батареек («Пиле», «Фаэми»).

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Наши рекомендации