По разделу «Теория обучения»

1 вариант

Тема № 1,2. Теория обучения как педагогическая дисциплина. Обучение, функции обучения

1. Определите понятия «дидактика», «преподавание».

2. Дидактическая концепция, в которой доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя называется … .

3. Перечислите задачи дидактики.

4. Как соотносятся понятия «педагогика» и «дидактика».

5. Что является движущей силой обучения?

6. Перечислите достоинства объяснительно-иллюстративного способа обучения.

7. Перечислите недостатки проблемного обучения.

2 вариант

Тема № 1,2. Теория обучения как педагогическая дисциплина. Обучение, функции обучения

1. Научное обоснование целям, содержанию, методам, приемам, формам организации учебного процесса дает … .

2. Определите понятия «учение», «педагогическое наблюдение».

3. Дидактическая концепция, предполагающая построение процесса обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка называется … .

4. Как соотносятся понятия «обучение» и «педагогический процесс»?

5. Как проявляется целостность учебного процесса?

6. Перечислите основные недостатки объяснительно-иллюстративного способа обучения.

7. Перечислите достоинства проблемного обучения.

Примерные ответы и критерии оценивания

Тема № 1,2. Теория обучения как педагогическая дисциплина. Обучение, функции обучения

1 вариант

  Ответы Ко-во баллов за правильный ответ
1. Дидактика – это научная теория об обучении и образовании личности Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.  
2. традиционной
3. Теоретическая – описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации. Практическая – разработка более совершенной организации процесса обучения.    
4. Дидактика – отрасль педагогики, предметом которой являются закономерности процесса обучения.  
5. Противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.  
6. Экономичность, эффективность управления, менее сложное усвоение трудного материала  
7. Большие затраты времени, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся  

2 вариант



  Ответы Ко-во баллов за правильный ответ
1. Дидактика
2. Учение – это Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Педагогическое наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал      
3. педацентрической
4. Обучение – один из сопроцессов, который наряду с воспитанием и развитием реализуются в педагогическом процессе.  
5. Обучение содержит множество взаимосвязанных компонентов: цель, учебную информацию, средства, формы деятельности, способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности учащихся. Системообразующим фактором является цель.    
6. Учащиеся не учатся самостоятельно и продуктивно мыслить, мало возможности для индивидуального подхода  
7. Развитие продуктивного мышления, высокий интерес к учению, творческий характер деятельности учащихся, прочность результатов учения.    

«отлично» 9-8 б.

«хорошо» 7-6 б.

«удовлетворительно» 5 б.

«неудовлетворительно» 4 -0 б.

1 вариант

Тема № 3.Принципы обучения

1. Верно ли утверждение: «Принципы обучения – это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся»? Обоснуйте свое мнение.

2. Верно ли утверждение: «Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип – продолжение правила»? Обоснуйте свой ответ.

3. Выберите общепризнанные дидактические принципы.

Сознательность, активность, оптимизация, научность, действенность.

4. К какому принципу вы отнесете правило «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводя их к поисковому, творческому, познавательному труду»?

Наглядности, научности, доступности, прочности, связи теории с практикой.

5. Какой принцип реализует данное правило: «Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мысли учащихся на всех уроках»?

2 вариант

Тема № 3. Принципы обучения

1. Верно ли утверждение: «Под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения»? Обоснуйте свое мнение.

2. Верно ли утверждение: «Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая их принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип»? Обоснуйте свой ответ.

3. Выберите общепризнанные дидактические принципы.

Одобрение, наглядность, систематичность, самоконтроль, прочность.

4. К какому принципу вы отнесете правило «Как можно чаще используйте вопрос «Почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно. Понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения»?

Сознательности и активности, наглядности, доступности, научности, связи теории с практикой.

5. Какой принцип реализует данное правило: «Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими»?

Примерные ответы и критерии оценивания

Тема № 3.Принципы обучения

1 вариант

  Ответы Ко-во баллов за правильный ответ
1. Нет
2. Нет
3. Сознательность, активность, научность 1,5
4. научности
5. Системности и последовательности

2 вариант

  Ответы Ко-во баллов за правильный ответ
1. да
2. да
3. наглядность, системность, прочность 1,5
4. Сознательности и активности
5. достопности

«отлично» 5,5 б.

«хорошо» 5 - 4 б.

«удовлетворительно» 3,5 -3 б.

«неудовлетворительно» 2,5 -0 б.

Вопросы для экзамена

1. Объект и предмет педагогической науки.

2. Задачи педагогики.

3. Педагогика в общей системе научного знания. Система педагогических наук.

4. Категориальный аппарат педагогики.

5. Педагогические системы.

6. Педагогический процесс, его компоненты.

7. Дидактика как наука. Основные дидактические концепции.

8. Процесс обучения как целостная система.

9. Преподавание и учение, их единство.

10. Функции обучения.

11. Принципы и правила обучения.

12. Содержание общего и профессионального образования, его компоненты, принципы формирования.

13. Государственный образовательный стандарт.

14. Методы и приемы обучения. Классификации методов бучения.

15. Педагогические технологии.

16. Формы организации учебного процесса.

17. Урок как основная форма организации учебного процесса в современной школе.

18. Организация самостоятельной работы.

19. Сущность воспитания и его особенности.

20. Воспитывающая среда.

21. Субъекты воспитания.

22. Закономерности и принципы воспитания.

23. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.

24. Виды воспитания.

25. Система методов воспитания.

26. Средства и формы воспитательного процесса.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

Наши рекомендации