Подготовка детей к школе

Одной из задач дошкольного учреждения является под­готовка детей к школе. Переход ребенка в школу - каче­ственно новый этап в его развитии. Этот этап связан с из­менением «социальной ситуации развития», с личностны­ми новообразованиями, которые Л.С.Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готов­ность к школе. Эти два термина связаны между собой при­чинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошколь­ном учреждении должна осуществляться общая и специаль­ная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успеш­ность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, пись­мо, окружающий мир).

В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Между обозначенными направлениями подготовки и го­товности существует тесная, взаимообусловливающая ре­зультат связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе.

Рассмотрим, каковы содержание и особенности каждо­го направления.

Изучение программы первого класса школы показыва­ет, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, кото-

Специальная рый уже Располагает определенным за-

пасом знаний по школьным предметам, подготовка л. —

„ .„„_„- научился читать. Учитель будет опирать-

к школе

ся на эти познания ученика и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют осно­ву для начала обучения по специальным предметам.

Однако было бы неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное на­копление знаний. Чем больше знает (запомнил), тем луч­ше будет учиться? К сожалению, все не так просто. У ре­бенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил (3. М. Истомина). Но одной памяти для успешного обуче­ния мало. Важнее наличие умений сравнивать, анализи­ровать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. необходим определенный уровень развития познаватель­ных процессов. Умение считать до 100 еще не говорит о будущих успехах по математике. И даже умение читать (складывать буквы в слова) еще не гарантия хороших ре­зультатов по чтению и письму.

Важны осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способ­ность выделять и удерживать учебную задачу. Исследова­тели Л.Е.Журова, Т.В.Тарунтаева, Н.Ф.Виноградова, Г. А. Корнеева, А. Н. Макарова и др. установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выст­роенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыс­лительной деятельности. Следует также развивать у ребен­ка любознательность, познавательные интересы и способ­ность осознанно воспринимать новую информацию.

При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требу-

„«.т.™ ет умений самостоятельно и ответствен- иощая подго- - _ _

товка детей к н0 выполнять учебные обязанности, быть школе организованным и дисциплинированным,

произвольно управлять своим поведени­ем и деятельностью, знать и соблюдать правила культур­ного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к шко­ле приводит к формализации процесса обучения, к сниже­нию внимания к решению главной задачи - формирова­ния личности ребенка. Нередки случаи, когда при хоро­шей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не спе­циальной готовности к обучению в школе, а общей.

Прежде всего надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утом­ляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работо­способность будет падать - все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следу­ет заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В содержании социальио-психологической, нравственно- волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельнос­ти. Исследованиями К. П. Кузовковой, Г. Н. Годиной уста­новлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрес­ти характер довольно устойчивых проявлений в разнообраз­ной деятельности. Возможно и формирование ответствен­ности (К. С. Климова). Старшие дошкольники способны от­ветственно относиться к заданиям, которые им предлага­ет взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А.Стародубова, Д.В.Сергеева, Р. С. Буре) и практики, успешно формируются к концу до­школьного возраста.

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И.Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Т. А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.М.Истомина).

Готовность к новому образу жизни пред­полагает умение устанавливать положительные взаимоот­ношения со сверстниками (Т. А. Репина, Р. А. Иванкова, Р. Б. Стеркина), знание норм поведения и взаимоотношений (В. Г. Нечаева, Т. И. Пониманская), умение общаться с деть­ми и взрослыми (М. И. Лисина, А. Г. Рузская). Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования Е. В. Субботско- го, Т. И. Пониманской, Л. А. Пеньевской, в дошкольном дет­стве можно заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нрав­ственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Готовность к учению логично формировать путем сбли­жения дошкольных и школьных форм организации и мето­дов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, система­тичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую установку на обяза­тельность обучения; аналогичными могут быть и отдель­ные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдель­ные требования к детям: отвечать по-одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задание воспи­тателя (учителя) и др. Однако еще раз подчеркнем, что пре­вращать занятие в урок недопустимо.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к шко­ле важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р. С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: воз­можность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания; возможность эти трудности преодоле­вать и получать положителмхую оценку взрослого (см.: «Вос­питание в процессе обучения на занятиях в детском саду». - М., 1987). Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш. А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. «Отметка представляет собой педагогичес­кую Бабу Ягу, переодетую в Добрую Фею», - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат со­подчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.

Подготовка к новому образу жизни происходит в по­вседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-воле­вой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает так­же сформированность мотива учения. Известно,что интерес к школе у детей проявляется очень рано. Проис­ходит это под влиянием наблюдений за старшими деть- ми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привле­кательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети даже старше­го дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому что мне купят ранец»; «Потому что там мой брат учится»; «Мы будем там как большие ребята играть на поле в футбол» и т. п. Среди этих мотивов нет главного - мотива учения («Хочу многому научиться»; «Хочу научиться читать, пи­сать, решать задачи» и т. п.). Лишь появление таких моти­вов может свидетельствовать о психологической, мотива- ционной готовности ребенка к обучению в школе. Фор­мируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знании и подкрепляются по­ложительной оценкой взрослых.

Итак, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя ин­ститутами воспитания - семьей и дошкольным учреждени­ем. Только совместными усилиями можно получить желае­мый результат. Но диагностику готовности должны про­водить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным ме­тодикам. Если же этим ответственным делом занимается дилетант - человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребенку вред, недооце­нив или переоценив уровень его развития.

В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским г, садом и школой. Эта работа имеет сле-

реемственность дуЮщие направления: содержание, ме- между дошколь- ^ формьт обучения. НЬТМ УЧВСЖ /тени-

„ Детский сад и школа составляют еди-

pu и школой « "

ныи совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем ли­ниям. План включает в себя две части: содержание совмес­тной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Воспитатель подготовительной группы и учитель пер­вого класса знакомятся с работой друг друга, с условия­ми, в которых находятся и будут находиться дети. Вос­питатель помогает учителю узнать детей, их индивиду­альные особенности, склонности, интересы. Наблюдая детей в течение нескольких лет, воспитатель может по­советовать учителю, какие методы воспитания и обуче­ния наиболее приемлемы по отношению к тому или ино­му ребенку. Он расскажет о положительных и отрицатель­ных сторонах семейного воспитания. Такая информация, если она не носит предвзятого характера, будет очень полезна учителю, сократит для него время знакомства с новыми учениками. Учителю полезно самому пона&лю- дать за детьми еще в тот период, когда они посещают дошкольное учреждение, соотнести свои впечатления с мнением воспитателя, обсудить их. Учитель же поможет воспитателю заметить, на какие стороны подготовки де­тей к школе следует обратить особое внимание.

Планом совместной работы могут предусматривать­ся взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, мето­дами работы, участие в педагогических советах, взаим­ное консультирование, совместное проведение родитель­ского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошколь­ном учреждении и программы первого класса школы и др. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут пер­воклассниками. Воспитатели, любящие детей, как прави­ло, долго не теряют своих питомцев из виду и наблюда­ют за их успехами не только в первом классе.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между дет­ским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

Вторая часть плана - ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовитель­ной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Но если даже не все дети поступят именно в эту школу, такая экскурсия будет полезна для них. Пер­вое посещение можно провести 1 сентября. Дети вместе с воспитателем наблюдают за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. Может быть, среди первоклассников будут знакомые дошколятам бывшие выпускники детского сада. После посещения школы мож­но поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году. Создавшийся эмоциональный на­строй поддержит организованная воспитателем встреча детей в детском саду с начинающими школьниками.

Новое посещение школы может уже непосредственно быть связано с содержанием учебной работы в школе. При этом совсем необязательно сразу вести детей на урок. Луч­ше познакомить их с библиотекой. А в дальнейшем при­водить туда детей систематически - брать книги и читать в детском саду, иногда предлагать тихо посидеть в читаль­ном зале и посмотреть, как читают книги ученики. Мож­но посетить спортивный зал во время урока и понаблю­дать за учениками, а потом когда-то провести там физ­культурное занятие. Если в школе есть актовый зал, где проходят спектакли для детей, можно посетить и их. По­лезно также зайти с детьми в пустой класс, разрешить им посидеть за партой. В мае беседу с детьми о школе может провести учитель. Вся эта работа равномерно распреде­ляется в течение года. Ее не должно быть много. Нужно оставить детям возможность что-то еще узнавать и потом. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект но­визны, неожиданности, привлекательности.

Задания

1. Объясните взаимосвязь понятий «подготовка» и «готовность» детей к школе.

2. Что входит в понятие специальной готовности детей к школе?

3. Раскройте содержание работы воспитателя по обеспечению пси­хологической готовности детей к школе.

4. По книге Р. С. Буре «Готовим детей к школе» определите пози­цию автора в вопросе подготовки детей к школе. Составьте таблицу готовности к школе детей своей группы.

5. Составьте годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между детским садом и школой.

Раздел шестой

Наши рекомендации