Духовная культура Казахстана и этносоциокультурогенез. 42. Духовная культура Казахстана и этносоциокультурогенез
Языковая политика в Казахстане.
В Конституции Республики Казахстан гарантированы национальные и равные гражданские права представителей всех наций и народностей, проживающих в Казахстане, создание условий для развития их языка и культуры. Конституция закрепила за казахским языком статус государственного языка, а за русским статус языка межнационального общения. Кроме того, государство приняло на себя обязательство заботиться о развитии языков всех наций и народностей Казахстана. Закон «О языках Республики Казахстан», который был, принят в 1997 году, устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает, одинаковы уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.
Изменения в области образования.
После 1991 года определенный кризис испытывает система образования Казахстана. На 1 января 1993 года в республике было закрыто 303 детских сада на 154 тысячи мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений – школ и высших учебных заведений.
В 1991 году появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицей, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 году в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В законе РК «Об образовании», принятом 7 июня 1999 года в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1-4 кл.), основная (5-9 кл.), верхняя (10-12 кл.). В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно- практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы – интернаты для одаренных детей. В конце 1996 года принята государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.
В 2008-2009 годы школы страны перейдут на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.
Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологии, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.
Высшее образования.
На начало 2002-2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.
В октябре 2004 году состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005-2010 годы средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктизирована в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат–магистратура– докторантура.
Развитие науки.
1991 год является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.
Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса.
Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 году, стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное общество.
Научный потенциал Казахстана складывается из более 320 исследовательских центров, региональных и специальных институтов. В различных отраслях науки работают 900 докторов и 20 тысяч кандидатов наук. Флагманом в этой сфере является Министерство науки, Академии наук Республики Казахстан, в системе которых действуют 35 исследовательских институтов. Академическими научными исследованиями охвачены практически все области фундаментальной науки как технического и гуманитарного профиля.
Культурное наследие.
2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны».
В стране действуют более 40 театров различных жанров, которые осуществляют постановки на пяти языках, около тридцати организаций индустрии развлечений, два цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей.
Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов.
В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави.