Воспитание учащихся в коллективе. Этапы становления и пути формирования воспитательного коллектива

Рассмотрим основные характерные признаки воспитательного коллектива.

Первый. Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно-полезная деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа).

Второй. Воспитательный коллектив имеет четко выраженную структуру. Единый общешкольный коллектив включает в себя коллектив педагогов и коллектив детей.

Третий. Воспитательный коллектив имеет органы управления: общее собрание (или конференция), совет школы, ученический комитет, его комиссии и советы.

Четвертый. Всю жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличают сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, здоровый образ жизни, выражающийся в четком выполнении режима, гигиенически и педагогически продуманном распорядке жизни детей.

Пятый. Мажорный стиль (А. С. Макаренко) и тон жизни коллектива, создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение и нацеливающий на преодоление трудностей.

Шестой. Тесные связи в окружающем социуме - с коллективами базовых заводов, хозяйств, учреждений, которые обогащают школьный воспитательный коллектив социальным опытом и новыми традициями.

Седьмой. Постоянное обогащение и усложнение жизни воспитательного коллектива, совершенствование его структуры и системы органов самоуправления, повышение уровня активности и дисциплины его членов, наращивание полезных традиций, укрепление связей с другими коллективами

А. С. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правильном соотношении между первичным (контактным) и общим коллективом. После долгих поисков и экспериментов в качестве первичного коллектива им был создан разновозрастной отряд, члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе.

ЭТАПЫ:

На I этапе важным моментом также является выбор актива. Функция педагога здесь организаторская. В качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, выступает единоличное требование педагога к учащимся.

II этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению.

Для III этапа свойственно становление устойчивых гуманистических отношений в результате участия учащихся в делах, имеющих высокий нравственный смысл (дела для пользы людей, готовность к активной созидающей деятельности), что, несомненно, обогащает содержание коллективистских отношений.

Роль и значение семьи в воспитании ребенка. Виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения.

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и близкие родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

Выделяются 4 типа взаимоотношений родителей и детей в семье: диктат, попустительство, опека, сотрудничество.

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания.

В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Такое «обесценивание» последних - проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

Все это часто приобретает для молодых людей особое значение и приводит к семейным конфликтам, причем не только с родителями, но нередко также с братьями и сестрами.

Наши рекомендации