Методология педагогики
В современном науковедении под методологией понимают, прежде всего, учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности[12].
Рассмотрим методологические принципы педагогики[13].
Принцип объективности обязывает объективно оценивать реальность. При этом важно исключить влияние пристрастий, личных взглядов, предубеждений и профессиональной некомпетентности.
Принцип системности – заключается в том, что явления рассматриваются как система, обладающая структурой, не сводимой к сумме своих элементов. Педагогические явления тесно связаны с другими – психологическими, управленческими, и то или иное педагогическое явление не может быть объяснено одной единственной причиной.
Принцип детерминизма, причинной обусловленности отражает объективно существующие причинно-следственные связи в происходящих явлениях. Данный принцип означает, что внутренний мир человека, с одной стороны, изменяется под влиянием внешних условий; с другой - внешние воздействия преломляются через внутренний мир личности.
Принцип развития– человек на всем протяжении жизненного пути подвергается постоянному воздействию окружающей среды и изменяется под ее влиянием. Особенности человека должны рассматриваться в непрерывном развитии. Данный принцип ориентирует на понимание психики человека как изменяющегося, развивающегося под влиянием различных факторов явления.
Принцип развития – основа научного и практического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений.
Принцип гуманности предполагает гуманное отношение к человеку, уважение его прав, свобод и человеческого достоинства.
Каждый из этих принципов активно применяется в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Методы педагогики (в том числе профессиональной педагогики) классифицируются следующим образом:
1) Методы теоретических и эмпирических исследований: наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности, психолого-педагогический эксперимент.
2) Методы педагогического воздействия: методы обучения и методы воспитания.
1) Метод (метод исследования) – обоснованный нормативный способ осуществления исследования. При этом методы могут применяться для решения практических, в том числе профессиональных, вопросов.
Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук.
Так, при проведении педагогического исследования используются общетеоретические методы - анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование; социологические методы - анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические методы - тестирование, тренинг; математические методы - ранжирование, корреляция.
Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические)[14].
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования.
Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отрицательных признаков и качеств явления.
Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ явления позволяет глубже его раскрыть.
Синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное целое).
Однако синтез – это не просто суммирование, а смысловое соединение, Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно связаны между собой.
Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения – критерий. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. В ходе сравнения используются также анализ и синтез.
Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (данный метод противоположен абстрагированию).
Обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, то есть обобщение исследуемого.
Моделирование – изучение процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся, в частности, такие методы сбора и накопления данных, как наблюдение, беседа, анкетирование и другие.
Наблюдение – метод, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, отслеживает их изменение; данный метод состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их специфических изменений. Невмешательство – важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки.
Особо следует сказать об использовании наблюдения за внешними признаками поведения в ходе визуальной диагностики, часто осуществляемой сотрудником ОВД.
Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания и психологического исследования. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство в ситуацию исследователя.
Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента.
Опрос – метод, при котором опрашиваемый отвечает на ряд поставленных ему вопросов. Опрос может быть устным и письменным.
Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет более глубоко, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует от сотрудника ОВД специальной подготовки (например, умения интерпретировать признаки невербального поведения).
Письменный опрос (анкетирование) позволяет охватить большое количество людей одновременно. Недостатком анкетирования является то, что невозможно учесть реакции отвечающих на содержание вопросов и изменить их.
Метод опроса активно используется при проведении опроса граждан участковым или инспектором ГИБДД.
Также важно сказать о том, что применение опроса сотрудником ОВД может быть проблематичным. Одной из основных причин этого является нежелание населения идти на контакт с представителями правоохранительной деятельности. Поэтому важно осуществление психолого-педагогического воздействия на граждан.
Моделирование – исследование процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под моделью при этом понимается система знаков или объектов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.
Анализ результатов деятельности - метод, элементами которого является исследование каких-либо объектов – следов деятельности, документов, публикаций, записей и так далее.
Биографический метод заключается в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих значение в жизни человека с момента его рождения до старости.
Метод обобщения независимых характеристик позволяет увидеть личностные особенности человека (охарактеризовать) с разных сторон, используя различные мнения.
Методы педагогического исследования позволяют, в частности, делать вывод о степени образованности, воспитанности человека, его педагогической запущенности, что может представлять значимую информацию для осуществления ряда профессиональных функций (например, профилактики преступлений).
Помимо методов познания (исследования) выделяют также методы оказания педагогического воздействия.
Методы педагогического (психолого-педагогического) воздействия на личность:
1) методы формирования сознания (убеждение, внушение, рассказ, беседа, пример и др.);
2) методы формирования поведения (соревнование, соперничество, упражнение, приучение);
3) методы мотивирования и стимулирования деятельности и поведения (поощрение, наказание, стимуляция, одобрение, порицание, критика, общественное мнение);
4) методы самовоспитания личности (самоубеждение, самовнушение, самокритика, самоконтроль, самопоощрение и др.).
Методы педагогического воздействия на личность находят свое применение в рамках воспитательной, управленческой, образовательной деятельности сотрудников, а также в деятельности по осуществлению правового воспитания граждан, предупреждении и профилактики преступлений и правонарушений.