Развитие личности как педагогическая проблема
Проблема развития личности изучается разными науками: физиологией, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания и обучения.
В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме развития личности.
Ø В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностями, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с нормами общества, то он вынужден их скрывать или замещать.
Ø В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отводится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той средой, в которой человек прожил ранние годы жизни.
Ø В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления.
Ø Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные.
Ø Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:
• противоречия между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения;
• противоречия между требованиями общества к человеку и существующим уровнем его развития;
• противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми формами взаимоотношений и видами деятельности.
Названные противоречия характерны для всех этапов развития личности, однако на каждом из них они имеют свою специфику и разрешение их обусловливает переход на новую ступень развития личности. В педагогическом процессе указанные общие противоречия конкретизируются и приобретают более яркую форму.
Развитие личности происходит в обществе, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и усвоения его норм и правил. Этот процесс называется социализацией.
Ø Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни и имеющий свои особенности на дотрудовой, трудовой и послетрудовой стадиях.
Ø Воспитание, в отличие от социализации, является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым со стороны общества в лице педагогов.
Поэтому воспитание упорядочивает стихийные влияния на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Так, воспитание может ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую направленность.
Социализация личности происходит в процессе различных ситуаций, которые требуют определенного поведения человека и его активности. Эти обстоятельства в совокупности выступают факторами (условиями) социализации. А. В. Мудрик выделил три группы факторов социализации:
• макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей (космос, планета, страна, государство, природно-климатические условия жизни);
• мезофакторы, определяющие условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут (село, город) и пр.;
• микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей. К ним относятся семья, группа сверстников, школа, профессиональные коллективы и пр.
Действие разных факторов социализации неоднозначно на протяжении жизни человека. Так, в раннем и дошкольном возрастах наиболее значимым является влияние семьи, в подростковом - группы сверстников, в зрелом - трудового коллектива.
Ø Факторы социализации одновременно являются факторами формирования личности, составляя группу средовых факторов.
· Вместе с тем на формирование личности влияет такой фактор, как наследственность. По наследству передаются задатки человека, которые определяют его природную расположенность к тому или иному виду деятельности.
· Большинство отечественных ученых не отрицают влияния биологических и средовых факторов на формирование личности, но признают ведущим фактором деятельность и активность.
Это позволяет говорить о саморазвитии человека и возможностях его самовоспитания.
Ø Самовоспитание - это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [Сластенин].
Оно возникает на определенном этапе развития личности (чаще в подростковом возрасте), характеризует человека как субъекта воспитания, способного к самостоятельному выбору цели своего воспитания и средств ее достижения. С этого момента человек сам становится ответственным за свое развитие.
Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образования» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].
В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни.
В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Ø В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.
· Сторонники теории материального образования
(или энциклопедизма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я. А. Коменского о том, что выпускник должен быть энциклопедически образованным.
· Главной задачей формального образования (или дидактического формализма)
является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития выступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).
Критика рассмотренных выше подходов была дана в XIX в. К.Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспечения единства формального и материального подходов к отбору содержания образования.
Ø В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В.В. Краевским.
Это принципы:
· соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;
· единства содержания и организации образования;
· гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного
цикла и пр.);
· фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).
Ø Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;
• развитие общества;
• укрепление и совершенствование правового государства.
Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича УшинскогоКонстантин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры. По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. “Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский. Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы. С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой. Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение - ”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку. Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.
3 а д а ч а 3.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность с правом ответственности за поступок.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?