Телесные контакты с матерью

Особенности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

Закономерности психического развития лиц с отклонениями в развитии

Специальная психология тесно связана с такими науками, как …

Нейропсихология

Специальная педагогика

Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей
2. Способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся
3. Единство наглядных, практических и других методов с целью создания специальной дидактической среды в процессе предметно-практического обучения

1) методы обучения

2)методы учения

3)специальные образовательные технологии

К задачам специальной педагогики, решаемым совместно со специальной психологией, относится …

изучение закономерностей и особенностей развития детей
и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности

Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста

1) дизонтогенез

2)ретардация

3)акселерация

Важными условиями нормального психического развития ребенка младенческого возраста являются …

Эмоциональное общение с взрослым

телесные контакты с матерью

К факторам, определяющим картину аномального развития, относятся …

время возникновения первичного дефекта

соотношение первичных и вторичных нарушений

Психологический анализ механизма нарушений психического развития сформулирован В. В. Лебединским и включает следующие параметры дизонтогенеза:

локализация нарушения, время поражения

анализ структуры дефекта, межфункциональных связей

Согласно патогенетической классификации М. С. Певзнер существуют следующие формы олигофрении :

с нарушениями анализаторов; с лобной недостаточностью

неосложненная; с нарушением нейродинамики


Основными нарушениями при задержке психического развития (ЗПР) являются …

замедление темпа формирования познавательной сферы

замедление темпа формирования личностной сферы


Согласно классификации Р. М. Боскис выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:

глухие, слабослышащие

позднооглохшие

К видам аутистических расстройств относят синдромы …

Аспергера

Каннера

Психопатии следует отличать от …

Психозов

психопатоподобных состояний

К категории со сложной структурой дефекта относят детей, у которых одновременно наблюдаются …

умственная отсталость и выраженные нарушения зрения и слуха

слепоглухота

С целью максимальной социализации и адаптации в обществе в старших классах школы 8 вида для умственно отсталых детей проводятся занятия по …

социально-бытовой ориентировке

У слабовидящих детей отмечается способность …

определять предметные и пространственные свойства окружающей среды

В специальной системе обучения языку в школе слабослышащих ведущими задачами являются …

расширение возможностей самостоятельного обогащения речи вне специального обучения

уточнение и активизация самостоятельно приобретенного речевого материала

Выберите форму речевой патологии по определению структуры дефекта.
1. Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, а среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы
2. Речевая патология, при которой первичным нарушением является расстройство темпо-ритмической стороны речи, а вторично страдает коммуникативная сфера
3. Нарушение речи, при котором ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем

1) алалия

2)заикание

3)дизартрия

К симптомам нарушения психического развития при ДЦП относятся нарушения …

эмоционально-волевой сферы

познавательной деятельности

Установите соответствие между ведущей системой обучения при РДА и ее определением.
1. Метод создания ситуаций, формирующих желаемое поведение в речи, в овладении учебными предметами и производственными навыками и т.д.
2. Программа, направленная на создание условий существования, соответствующих особенностям ребенка с РДА
3. Методика коррекции эмоционально-волевой сферы, в которой большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров

1) оперантное обучение

2)TEACC-программа

3)комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция

Специальный образовательный стандарт учитывает …

специфику социокультурных и этнокультурных условий проживания

степень выраженности нарушения и вызываемые им ограничения возможностей

Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, предусматривающий обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, опирается на …

сензитивные периоды

К отличительным особенностям использования классно-урочной системы в специальной школе по сравнению с общеобразовательной школой относятся …

организация уроков по смешанному или комбинированному типу

система пропедевтической работы

Соотнесите невербальное средство с его описанием.
1. Применение различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе
2. Система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы
3. Техническая аппаратура для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала

1) артпедагогика и арттерапия

2)моделирование

3)технические средства обучения (ТСО)


Соотнесите предметные области специальной педагогики и категории лиц с ограниченными возможностями
1. Олигофренопедагогика
2. Сурдопедагогика
3. Логопедия
4. Тифлосурдопедагогика

1) лица с нарушением интеллекта

2)лица с нарушениями слуха: глухими, позднооглохшими и слабослышащими

3)лица с нарушением речи

4)лица с нарушениями слуха и зрения: слепоглухими

По классификации, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией дефекта, к расстройствам деятельности мозга относят …

умственную отсталость

речевые нарушения

Компенсаторная перестройка включает механизмы …

Восстановления

Замещения

Социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) называются …

результат процесса активного приспособления к условиям среды

процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды

1. Целями специальной психологии являются …

определение причин, структуры, механизма нарушений развития

изучение индивидуально-типических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья

2. Специальная психология базируется на следующих методологических принципах …

детерменизма, развития

единства сознания и деятельности

3. Установите соответствие между общими, конкретными и частными целями специальной педагогики.
1. Цель специальной педагогики как науки
2. Цель специальной педагогики общего порядка
3. Цель специальной педагогики по отношению к категории неслышащих детей

1-достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимой жизни

2-коррекция и компенсация недостатка педагогическими средствами; абилитация и реабилитация

3-овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха

4. К задачам специальной педагогики, решаемым совместно с общей педагогикой, относится …
интеграция в образовании

5. Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста

1-дизонтогенез

2-ретардация

3-акселерация

6. Важными условиями нормального психического развития ребенка младенческого возраста являются …

эмоциональное общение с взрослым

телесные контакты с матерью

7. Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, в аномальном развитии нужно различать две группы симптомов:

Вторичные

Первичные

8. Анализ временного параметра дизонтогенеза предполагает изучение следующих факторов:
сензитивные периоды психической функции

длительность формирования функции в онтогенезе

9. К группе врожденных факторов, приводящих к умственной отсталости, относятся …
внутриутробные инфекции

вирусные заболевания

10. Сложные варианты ЗПР сопровождают энцефалопатические расстройства, к которым относятся …
апатико-адинамические расстройства

церебрастенические явления, аффективные нарушения

11. Современная классификация детского церебрального паралича основывается на следующих факторах …
клинической характеристике ДЦП

степени тяжести ДЦП

12. Сущность дизонтогенеза при аутизме составляет триада нарушений, к которым можно отнести …
сам аутизм, ритуальность поведения

расстройство коммуникативной функции речи

13. Современная классификация психопатий включает следующие типы

гипертимический, эпилептоидный

14. К комплексным нарушениям развития относят …
слепота и системное нарушение речи

глухота и ДЦП

15. С целью максимальной социализации и адаптации в обществе в старших классах школы 8 вида для умственно отсталых детей проводятся занятия по …
социально-бытовой ориентировке

16. У слабовидящих детей отмечается способность …


определять предметные и пространственные свойства окружающей среды

17. К особенностям познавательной деятельности и речевого развития слабослышащих детей относят …

конкретность мышления

затрудненность словесного общения

18. Установите соответствие между нарушением письменной речи, характеризующимся специфическими ошибками (письма и чтения), и их определением.
1. Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций
2. Нарушение чтения, при котором отмечается полная неспособность к овладению процессом чтения
3. Частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью высших психических функций

1-Дислексия

2-алексия

3-дисграфия

19. К симптомам нарушения психического развития при ДЦП относятся нарушения …
эмоционально-волевой сферы

познавательной деятельности

20. Установите соответствие между ведущей системой обучения при РДА и ее определением.
1. Метод создания ситуаций, формирующих желаемое поведение в речи, в овладении учебными предметами и производственными навыками и т.д.
2. Программа, направленная на создание условий существования, соответствующих особенностям ребенка с РДА
3. Методика коррекции эмоционально-волевой сферы, в которой большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров

1-оперантное обучение

2-TEACC-программа

3-комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция

21. Освоение не только общего среднего образования, но и получение высшего профессионального образования возможно для лиц …
с нарушением опорно-двигательного аппарата

с нарушением речи

22. Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, предусматривающий обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, опирается на …

сензитивные периоды

23. К групповым формам проведения уроков в специальной школе относятся …

дифференцированно-групповые

бригадные

24. Установите соответствие между аудиовизуальными средствами обучения и целями их использования.
1 Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры
2. Средства визуализации речи, например, динамические графики, профили артикуляции
3. ПК как средство преобразования среды жизнедеятельности и обучения

1-зрительное восприятие учебного материала

2-диагностика и коррекция правильного произношения

3-моделирование учебных задач и ситуаций, контроль и самоконтроль

25. Установите соответствие между определениями и понятиями.
1. Сфера педагогической теории и практики, решающая индивидуальные, сложные, нестандартные педагогические задачи социализации и самореализации человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и социальной активности
2. Интегративная самостоятельная научная область, опирающаяся на ряд научных отраслей и охватывающая проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования детей и взрослых с нарушением физического и умственного развития, подготовки к труду и самостоятельной жизни в обществе
3. Коррекция неблагоприятной среды и образовательных условий, в которых ребенок без значительных физических и психических нарушений ощущает дискомфорт, нуждаясь в психолого-педагогической помощи и поддержке

1-специальная педагогика

2-дефектология

3-коррекционная педагогика

26. По классификации, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией дефекта, к расстройствам деятельности мозга относят …
речевые нарушения

27. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется …
социализацией

28. Современное понятие реабилитации подразумевает …

участие в данном процессе специалистов разных областей медицины, психологии, педагогики, социальных работников

комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-экономических мер

1. Целями специальной психологии являются …

определение причин, структуры, механизма нарушений развития

изучение индивидуально-типических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья

2. Специальная психология базируется на следующих методологических принципах …

детерменизма, развития

единства сознания и деятельности

3. Установите соответствие между общими, конкретными и частными целями специальной педагогики.
1. Цель специальной педагогики как науки
2. Цель специальной педагогики общего порядка
3. Цель специальной педагогики по отношению к категории неслышащих детей

1-достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимой жизни

2-коррекция и компенсация недостатка педагогическими средствами; абилитация и реабилитация

3-овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха

4. К задачам специальной педагогики, решаемым совместно с общей педагогикой, относится …
интеграция в образовании

5. Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста

1-дизонтогенез

2-ретардация

3-акселерация

6. Важными условиями нормального психического развития ребенка младенческого возраста являются …

эмоциональное общение с взрослым

телесные контакты с матерью

7. Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, в аномальном развитии нужно различать две группы симптомов:

Вторичные

Первичные

8. Анализ временного параметра дизонтогенеза предполагает изучение следующих факторов:
сензитивные периоды психической функции

длительность формирования функции в онтогенезе

9. К группе врожденных факторов, приводящих к умственной отсталости, относятся …
внутриутробные инфекции

вирусные заболевания

10. Сложные варианты ЗПР сопровождают энцефалопатические расстройства, к которым относятся …
апатико-адинамические расстройства

церебрастенические явления, аффективные нарушения

11. Современная классификация детского церебрального паралича основывается на следующих факторах …
клинической характеристике ДЦП

степени тяжести ДЦП

12. Сущность дизонтогенеза при аутизме составляет триада нарушений, к которым можно отнести …
сам аутизм, ритуальность поведения

расстройство коммуникативной функции речи

13. Современная классификация психопатий включает следующие типы

гипертимический, эпилептоидный

14. К комплексным нарушениям развития относят …
слепота и системное нарушение речи

глухота и ДЦП

15. С целью максимальной социализации и адаптации в обществе в старших классах школы 8 вида для умственно отсталых детей проводятся занятия по …
социально-бытовой ориентировке

16. У слабовидящих детей отмечается способность …


определять предметные и пространственные свойства окружающей среды

17. К особенностям познавательной деятельности и речевого развития слабослышащих детей относят …

конкретность мышления

затрудненность словесного общения

18. Установите соответствие между нарушением письменной речи, характеризующимся специфическими ошибками (письма и чтения), и их определением.
1. Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций
2. Нарушение чтения, при котором отмечается полная неспособность к овладению процессом чтения
3. Частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью высших психических функций

1-Дислексия

2-алексия

3-дисграфия

19. К симптомам нарушения психического развития при ДЦП относятся нарушения …
эмоционально-волевой сферы

познавательной деятельности

20. Установите соответствие между ведущей системой обучения при РДА и ее определением.
1. Метод создания ситуаций, формирующих желаемое поведение в речи, в овладении учебными предметами и производственными навыками и т.д.
2. Программа, направленная на создание условий существования, соответствующих особенностям ребенка с РДА
3. Методика коррекции эмоционально-волевой сферы, в которой большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров

1-оперантное обучение

2-TEACC-программа

3-комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция

21. Освоение не только общего среднего образования, но и получение высшего профессионального образования возможно для лиц …
с нарушением опорно-двигательного аппарата

с нарушением речи

22. Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, предусматривающий обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, опирается на …

сензитивные периоды

23. К групповым формам проведения уроков в специальной школе относятся …

дифференцированно-групповые

бригадные

24. Установите соответствие между аудиовизуальными средствами обучения и целями их использования.
1 Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры
2. Средства визуализации речи, например, динамические графики, профили артикуляции
3. ПК как средство преобразования среды жизнедеятельности и обучения

1-зрительное восприятие учебного материала

2-диагностика и коррекция правильного произношения

3-моделирование учебных задач и ситуаций, контроль и самоконтроль

25. Установите соответствие между определениями и понятиями.
1. Сфера педагогической теории и практики, решающая индивидуальные, сложные, нестандартные педагогические задачи социализации и самореализации человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и социальной активности
2. Интегративная самостоятельная научная область, опирающаяся на ряд научных отраслей и охватывающая проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования детей и взрослых с нарушением физического и умственного развития, подготовки к труду и самостоятельной жизни в обществе
3. Коррекция неблагоприятной среды и образовательных условий, в которых ребенок без значительных физических и психических нарушений ощущает дискомфорт, нуждаясь в психолого-педагогической помощи и поддержке

1-специальная педагогика

2-дефектология

3-коррекционная педагогика

26. По классификации, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией дефекта, к расстройствам деятельности мозга относят …
речевые нарушения

27. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется …
социализацией

28. Современное понятие реабилитации подразумевает …

участие в данном процессе специалистов разных областей медицины, психологии, педагогики, социальных работников

комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-экономических мер

o

Наши рекомендации