Профессиональном образовании

…Недостаточно иметь только хороший разум,

но главное - это хорошо применять его

Декарт

В жизни российского общества произошло событие исключи-; тельной важности. Оно должно изменить и общество, и педагога, и ученика, поменять сложившиеся субъектные позиции. Закон РФ «Об образовании» во главу всей образовательной деятельности поставил ученика (в широком смысле), объявив тем самым его субъектом образования. Это он, конкурентный ученик, студент, слушатель, является заказчиком на высокий результат образования, на высокое его качество, которое обеспечивало бы каждому ребенку и взрослому бесконфликтное существование с окружающим миром, понимание происходящего вокруг, соответствие субкультуры и культуры общества, овладение цивилизованными способами взаимодействия с природой — экологической культурой. Российское образовательное пространство громадно и громоздко, инертно и разнообразно. Его наполнение состоит из тех, кто этой новой законодательной нормы не заметил и продолжает работать исключительно по-прежнему; тех, кто не понял ее реальной значимости, и пытается что-то изменить в своей деятельности весьма фрагментарно; тех, кто понял, но представив грандиозность изменений, которые необходимо провести, чтобы эту новую норму обеспечить, не находит средств (материальных и духовных), оставляя все, как прежде; тех, кто воспринял ее с ликованием, ибо и прежде работал в соответствии с ней, называясь новатором, и, обманувшись в очередной раз в ожидании признания и поддержки, по-прежнему преодолевает сопротивление тех, кто закон не выполняет. Последних стало явно больше, но новаторская практика продолжает носить вредный титул «передового опыта», оставляя равнодушным массового, среднего педагога, который имеет право не быть передовым, но не имеет права, как в любой другой профессии, не дотягивать до профессиональной нормы, отставать от нее. Цепочка: общество — педагог — ученик, получила команду «Кругом!»: ученик — педагог — общество. Но не хватает гибкости, подвижности ее осуществить, разворот идет крайне медленно и пробуксовывает на оси, которой при любом состоянии (прежнем, новом или промежуточном) является педагог: его внутренняя позиция, цели, содержание, методы. Именно он обеспечивает результат, именно он обусловливает — каким быть новому поколению, ибо тиражирует не только содержание своего предмета, но и свой тип мышления. Современные реформы обречены на дополнительные препятствия из-за неадекватности изменений в сознании людей, результатом которых должно быть понимание, убежденность и изменение конкретных действий. Эта функция системы образования, если она для жизни, для деятельности, и если именно так воспринимает и обеспечивает ее общество.

Совершенно очевидно — демократические отношения обществом не освоены ни на каком уровне: ни на самом верхнем, ни на всех последующих. Овладение ими, как овладение любой технологией, требует не только знания, но и многократных упражнений, действий в созданных специалистами моделях, главная среди которых — модель субъекта образования. Если рассматривать его в соответствии с окружающим миром (системно), состоящим из составных частей, по их причастности к окружающему миру, то, вероятно, пора отказаться от усеченного представления о субъекте как о биосоциальной системе, принятого в российском педагогическом сообществе, и признать равнозначность, третьей составляющей — духовной, той, что над бытием, над обыденным, той, которая укрепляет «стержень сознания», вселяет веру, надежду, любовь, отводит абсолютное место абсолютной свободе в мыслях, творчестве, разумности. Если все это педагог в ученике увидит и признает, его технологии будут сквозь инновационными. Педагогические инновации как поиск нового внутри, как включение в действие неиспользованного ранее потенциала имеют своим источником духовную составляющую субъекта. Признание ее не на словах, а на деле — в конкретных действиях конкретного преподавателя экономики или маркетинга в корне изменяет, реформирует педагогическое взаимодействие. И тогда педагогический процесс имеет иные цели, иное содержание, иные методы и, стало быть, иной результат, т.е. иные технологии и модели. Овладеет ими педагог — усвоят студенты, растиражируют на все общество. Если именно так заявит себя система образования — средства для нее найдутся. Если обнаружится ее действенная полезность, она будет признана как элемент жизнедеятельности общества — исчезнет несоответствие между тезисом: «Наше образование — одно из лучших в мире», и типичной реакцией на него зарубежных коллег: «Так что же вы так живете?»

Суммируя все сказанное, можно ответить на вопрос: кто он, обучающийся? По своей внутренней структуре — сложная система, гармонично сочетающая элементы индивид («био») — личность («социо») — человек («дух»), устойчивая, если между элементами обеспечивается соответствие, а несоответствия не достигают уровня конфликта и следующего за ним внутреннего столкновения, катастрофы. Это возможно, когда уровень признания значимости человека разумного достаточен для гармоничного сочетания в нем индивида и личности. Кроме того, обучающийся — безусловно, субъект. Его субъектность главенствует во взаимосвязях, во взаимодействиях: ученик — педагог — общество. Он заказчик, он тот самый «кирпичик», от которого зависит прочность всего здания, называемого «обществом».

Значимость формирования субъектной позиции будущего менеджера трудно переоценить. Эта важнейшая ценность предполагает самостоятельность, ответственность за полученное право управлять, разумность в принятии решений, человечность в экономических преобразованиях, гуманизм и демократичность в социальных отношениях. Вместе с тем нельзя не отметить сложность данного процесса, его неосвоенность массовой педагогической практикой. В высшей школе субъектная позиция менеджера формируется трудно и сможет состояться при наличии особых педагогических технологий, называемых инновационными, сочетающими в себе гармонию целей, содержания, методов.

Наши рекомендации