Словарь по педагогике 4 28 страница

учителей для начальных школ. Первая семинария была учреждена в 1779 г. при Московском университете. В ней готовили учителей для Московской и Казанской гимназий и нек-рых пансионов. Подлинная история учительских семина­рий начинается в 60-х гг. XIX в. с Проекта учительских семина­рий, разработанного К. Д. Ушинским.

Учительские институты— учебные заведения, готовившие учи­телей для средних

классов общеобразовательных школ. В Рос­сии первый учительский институт был открыт в 1817 г. при Глав­ном пед. институте в Петербурге и готовил учителей уездных и приходских училищ. В учебный план с 4-летним курсом обуче­ния входили: закон божий, русский язык, математика и начала физики, история, география, рисование и чистописание. У. и. были и в советской системе пед. образования. В них готовили учителей с правом преподавания в средних классах неполной средней школы.

Учительские школы— учебные заведения в дореволюционной России, готовившие

учителей для начальных училищ. В зависи­мости от принадлежности к содержащему их ведомству и целе­вого назначения они существенно различались по уровню, содержанию образования и методам преподавания. Наиболее прогрессивными были немногочисленные земские школы. Учи­тельские школы Ведомства православного исповедания стали возникать в 1884 г. и делились на церковно-учительские школы и второклассные учительские школы. В первых готовили учи­телей для одно- и двухклассных церковноприходских школ, а во вторых — учителей грамоты. Особое внимание обращалось на религиозное воспитание будущих учителей.

Учитель-фасилитатор— учитель, работающий в парадигме личностно-

ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; эмпатическое понимание (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков). Понятие введено К. Роджерсом.

Учителя странствующие— преподаватели и ученые, ходившие по городам и

деревням с целью обучения детей, а также прове­дения бесед и диспутов с населением. Странствующими учите­лями были: гуру в Индии, многие софисты и пифагорейцы в Древней Греции, риторы в Римской империи и др. В России странствующие учителя назывались мастерами грамоты.

Учреждение для несовершеннолетних специализированное—

учреждение соц. реабилитации несовершеннолетних, пред­назначенное для решения определенных соц. задач по отно­шению к несовершеннолетним в возрасте от 8 до 18 лет, тре­бующим специального пед. подхода. В такие учреждения на­правляются несовершеннолетние на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-пед. комиссии и с согласия не­совершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей. К таким учреждениям относят­ся: соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и соц. реа­билитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; соц. приюты для детей, обеспечиваю­щие временное проживание и соц. реабилитацию несовер­шеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной соц. помощи государства; цент­ры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей, предназначенные для их вре­менного содержания и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Учреждения дополнительного образования— тип образователь­ного

учреждения, реализующего дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художе­ственные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.

Учреждения специальные (коррекционные) образователь­ные—

учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

Ушинский Константин Дмитриевич(1823-1870) — великий рус­ский педагог.

Основные работы: «Человек как предмет воспита­ния», «Родное слово», «О пользе пед. литературы», «О народно­сти в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Дет­ский мир», «Родное слово» и др. Одной из центральных идей пед. системы У. является народность воспитания. Система вос­питания детей в каждой стране связана с условиями историчес­кого развития народа, с его нуждами и потребностями. Такая система воспитания развивает в детях ценные психол. черты и моральные качества: патриотизм, национальную гордость, лю­бовь к труду. Главный предмет изучения — родной язык как эн­циклопедия жизни народа. Необходимо строить систему воспи­тания с учетом возраста, психол. и физиологических особенно­стей ребенка. Цель воспитания — воспитание нравственного человека. Важнейшее средство — обучение. Пути: убеждение, формирование привычек, пример воспитателя (только личнос­тью можно воспитать личность, вредно часто менять воспитате­лей); формирование нравственных представлений о роли и зна­чении труда в истории общества и развитии человека. Принципы дидактикиУ.: посильностъ, последовательность, наглядность, ос­мысленность, основательность и прочность усвоения. Поддержи­вал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Виды учебных занятий на уроках:сообщение новых знаний, упраж­нения, повторение, учет знаний, письменные работы учащихся. Приемы, используемые на уроке:самостоятельная работа уча­щихся, перемена занятий и разнообразие методов, объяснитель­ное чтение. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый зна­чительно облегчил обучение детей чтению и письму. Высокие требования предъявлял к учителю, к-рый, по его мнению, д. б. не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством ответственности к делу вос­питания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать пед. мастерством и тактом. Одним из пер­вых разрабатывал основы пед. антропологии.

Ф

Файл(фр. file — ряд, вереница; a la file — подряд, один за другим, друг за другом). В

программировании — упорядоченный набор данных, имеющий уникальное имя и признак конца файла. Конкретная форма файла, или формат файла, зависит от опера­ционной системы, по правилам к-рой создается данный файл. Данные принято располагать одно за др., подряд. Если файл разделен на несколько частей, то каждая предыдущая часть име­ет ссылку на последующую, чтобы программа, создавшая этот файл, могла собрать все его части в единое целое. Файлы услов­но можно разделить на исполняемые и неисполняемые. Первые содержат в себе команды процессора, посредством к-рых он исполняет заданные в файле действия, вторые таких команд не содержат. Примеры исполняемых файлов: любая программа, саморазархивирующийся архив, вирусы. Неисполняемые фай­лы содержат текст, графику, звуки.

Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила к.-л.

изменения, явления.

Факторы развития личности— система факторов, опреде­ляющих собой психическое и поведенческое развитие ре­бенка. Основными Ф. развития личности ребенка высту­пают биологические и соц.: среда и воспитание. Ф. р. л. включают содержание обучения и воспитания, пед. под­готовленность учителей и воспитателей, методы и сред­ства обучения и воспитания и многое др., от чего зависит психол. развитие ребенка.

Факультативы — одна из форм организации обучения и его диф­ференциации;

организуются по выбору и желанию учащихся в соответствии с отводимыми на них учебными часами в учебном плане. Цель — расширение научно-теоретических знаний и практических навыков, развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся и их профориентация. Проводятся по специальным программам, согласованным с программами обязательных предметов, но не дублирующих их.

Фанаберия— спесь, надменность, чванство.

Фасилитатор(фацилитация) (от англ. facilitate — облегчать) — человек, к-рый делает

что-то возможным; развивающий у чело­века способность самому справляться с личными сложными ситуациями или стрессом.

Фасцинация— совокупность средств, помогающих принятию информации и

ослабляющие действие фильтров «доверия» и «недоверия».

Фас(ц)илитация социальная(от англ. facilitate — облегчать) — повышение

скорости или продуктивности деятельности челове­ка вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) др. человека (или группы людей), высту­пающего в качестве соперника или наблюдателя. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского фи­зиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Ме­де, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др. В ряде слу­чаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешиваю­щихся в действия человека людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название соц. шгибиции (подавления). Установлено, что возникновение фено­мена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выпол­нение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характе­ристик человека, а также от его отношения к присутствующим. Это явление учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса.

Феминность— совокупность соматических, психических и пове­денческих свойств,

присущих женщине.

Феномены влияния социально-психологические— явления, влияющие на

продуктивность деятельности человека и его пси­хическое самочувствие: фацилитация: усиление энергии челове­ка в присутствии др. людей; конформность: подверженность групповому давлению и изменению своего поведения под вли­янием др. лиц, группы; групповая нормализация: формирование усредненного стандарта-нормы; экстремизация: решение, при­нимаемое группой более рискованное, чем решение, принима­емое индивидуально, феномен «сдвига к риску»; подчинение ав­торитету (влияние меньшинства).

Фенотип— совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в

ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Феральные люди(«маугли», «дети джунглей») — существа, вырос­шие в изоляции от

людей и воспитанные среди животных, в ре­зультате чего навсегда утратившие возможность достичь нор­мального умственного и личностного развития (термин К. Лин­нея). Оставленные на произвол судьбы люди перестают быть людьми. Появление таких людей ярко подверждает соц. харак­тер человека, огромную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.

Фиглярство(от польск. figlarz — шутник) — кривляние, позерство.

Филогенез— процесс становления психических структур в ходе биологической

эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Философия воспитания— трактовка сущности воспитания, его принципов и

ценностей как взаимодействие общечеловеческо­го, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

Философия воспитания социального— научное направление, к-рое на основе

знаний об объективном состоянии и потреб­ностях общества, полученных социологией воспитания и соц.-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных вопросов, предлагает варианты их решения, к-рые и могут сделать успеш­ной интеграцию сил общества с целью повышения культурно­го уровня народа.

Философия образования— общая теория, рассматривающая об­разование с

позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, ан­тропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики.

Флегматик— см. Темперамент.

Флоренский Павел Александрович(Отец Павел) (1882-1937) — религиозный

мыслитель и ученый. Основные работы: «Фило­софия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Сложившись как философ при сопряжении культур — европейской и народной, светской и церковной, Ф. предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры, отстаивал духовную ценность Православия, в к-ром находят свое выражение все общечеловеческие чаяния. Культ человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими ценностями, неизбежно приво­дит: в области искусства — к культу крайнего индивидуализ­ма, в области науки — к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйства — к культу хищничества, в области поли­тики — к культу личности. Заложил основы философии гене­алогии, к-рая была для Ф. своеобразной педагогикой: исто­рия рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подо­шел к понятию духовного генотипа: «Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидо­вать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

Форма (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка

для его внутренней сущности, логики и со­держания; завершенная организация пед. процесса в единстве всех его компонентов. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых (воспитуемых), временем и местом обучения и вос­питания, порядком его осуществления.

Форма обучения эвристическая(П. Ф. Каптерев)— 1) есть такая Ф. о., по к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учени­ками под руководством учителя. Внешний вид этой фор­мы... вопросно-ответный; 2) Ф. о. э. ...неразрывно связан­ная с элементарным наглядным обучением, вполне сооб­разна с детской природой, по силам детям и сообразна с природой предметов, преподаваемых в народной школе; 3) Ф. о. э. по своему необыкновенно сильно возбуждаю­щему и развивающему умственные силы влиянию есть одно из главнейших средств... просвещения народа. Нуж­но, чтобы из наших учительских семинарий выходили «совершенные сократики». (Учителя, в совершенстве вла­деющие искусством преподавать по эвристической (со­кратической) методике.)

Формы организации воспитательного процесса— фор­мы, в рамках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллек­тивной и индивидуальной деятельности воспитанников; устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспита­тельного процесса, направленных на решение определен­ных пед. задач. Основания классификации:по направлениям воспитательной работы (формы эстетического воспита­ния, физического и т. д.); по количеству участников (групповые, массовые, индивидуальные), общие формы, приемлемые для любого содержания воспитательной ра­боты (лекции, вечера, конкурсы, утренники, праздники ит. п.).

Формы организации обучения — внешнее выражение со­гласованной деятельности учителя и учащихся, осуще­ствляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные за­нятия (см. соответствующие статьи словаря). К Ф. о. о. следует отнести и конференции, преследующие цель обоб­щить материал по к.-л. разделу программы и требующие большой подготовительной работы: проведение наблю­дений, обобщения материалов экскурсий, постановка опытов, изучение дополнительных литературных источ­ников и др.

Формирование личности— процесс развития и становления лич­ности под

влиянием воспитания, обучения, соц. среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений; любые изменения, новообразования, усложнение личности, без указания источников этих изменений.

Форум— широкое представительное собрание, съезд.

Фракталы, фрактальные объекты(множества) (в синергети­ке) — такие объекты,

к-рые обладают свойством самоподобия: малый фрагмент структуры такого объекта подобен др., более крупному фрагменту или даже структуре в целом.

Фрейд Зигмунд(1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог,

создатель психоанализа. Разработал метод лечения невроза (первоначально в соавторстве с И. Брейером), заклю­чающийся в поиске бессознательной психической травмы, ле­жащей в основе невроза. Понимал невроз как порождение не­разрешенных внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму. Энергия влечений (либидо), для к-рой оказываются заблокированными нормальные выходы, реализу­ется в патологических (отклоняющихся от нормы) формах. Ос­новной конфликт личности Ф. видел в конфликте психики между сознанием и бессознательным. Особое значение Ф. придавал сновидениям, к-рые открывают ход в потаенные слои человечес­кой личности. Такова же, по его мнению, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. Разработанный им впоследствии способ лечения больных при помощи психоана­лиза, основан на толковании ассоциаций, сновидений, ошибоч­ных действий больного. Специфическую роль Ф. отводил сексу­альности, к-рая существует с рождения и представляет собой «энергетический фонд» личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т. е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Ф. сформулировал структурную концепцию личности. Это послужило основой его психол. трактовки культуры. Позднее ученый обратился к явлениям массовой психологии, для к-рой характерно подчинение групповому лидеру. Он обнаружил в ситуациях подчинения такие психические процессы, к-рые могут иметь признаки параноидального бреда. Мифологизировал свое учение, сведя влечения человека к борьбе Эроса и Танатоса (стремление к жизни или смерти).

Френология(от греч. phren — ум, душа, сердце, logos — учение) — учение Ф. Галя о

локализации отдельных психических способ­ностей человека в различных участках головного мозга, якобы различаемых, диагностируемых непосредственным ощупывани­ем черепа. В конце XIX в. Ф. широко использовалась для диаг­ностики свойств ума и характера. Современная психология не использует Ф. в системе методических средств исследования личности.

Фрондерство— одно их проявлений трудновоспитуемость воспи­танников,

выражающееся в недовольстве, проявляемом глав­ным образом по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.

Фрустрация(от англ. frustration — переживание расстройства пла­нов, уничтожения

замыслов, крушения надежд, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи) — острое аффектное состояние расстройства, вызываемое объективно непреодоли­мыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное пере­живание неудачи. Ф. может выражаться в гнетущем напряже­нии, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии, чувства вины, гнева т. п. Характерным результатом Ф. являет­ся отказ от неудавшейся деятельности. Возникает тогда, когда степень неудовлетворения выше порога терпения.

Фундаментализация образования— концептуальное изучение законов мира,

выработка фундаментальных смыслов бытия, на основе к-рых осуществляются все связи явлений бытия, про­никновение в сущность мира, выработка в процессе познания путей и методов познания, заключающихся в онтологических уровнях знания.

Функции педагогического процесса— назначение, роль, ради к-рых возник и

существует организованный и целенаправлен­ный пед. процесс. К ним относят:образовательную, воспитыва­ющую, развивающую и социализирующую. Образовательная Ф. реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей. Содержание воспитывающей Ф. заключа­ется в формировании системы ценностных ориентации и отноше­ний в процессе воспитания и обучения. Содержание развивающей Ф. представляет собой развитие и формирование познаватель­ных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей. Социализирующая Ф. п. п. проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

Функции социальные образования и воспитания— назначение, роль, к-рую

выполняет воспитание в общественной жизни. К ним относят: гуманистическую, культурологическую, духовного воспроизводства, профессионально-экономическую и функцию под­готовки подрастающего поколения к семейной жизни.

Функции управления—1. законченный цикл действий, отража­ющих определенное

содержание управленческих воздействий; 2. особые виды действий субъекта менеджмента с информаци­ей; 3. операции, действия субъекта управления, соответствую­щие стадиям управленческого цикла: целеполагание, мотивиро­вание, планирование, организация, контроль; Ф. у. учебно-вос­питательной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на: целевые, соц.-пед., организационно-пед., инструк­тивно-методические, административно-хозяйственные.

Функция— обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий

(операций).

Фуркация в образовании(от позднелат. furco — разделяю) — по­строение учебного

плана в старших классах средней общеобра­зовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.) с преимущественным вниманием к оп­ределенной группе учебных предметов. Выделение двух циклов называется бифуркацией, трех и более — полифуркацией.

X

Характер(от греч. charakter— печать, чеканка) — совокупность устойчивых

психических черт личности, влияющая на все сторо­ны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отноше­ние к окружающему миру, др. людям, труду, самому себе, выража­ющая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Основы представления о X. как о типе соц. поведения заложил Платон, к-рый, исходя из сво­ей теории строения души, описал 5 главных типовX.: нормаль­ный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4—3 вв. до н. э.). X. тес­но связан с др. сторонами личности человека, в частности с тем­пераментом, к-рый определяет форму выражения X., наклады­вая на него своеобразный отпечаток.

Харизма(от греч. charis — подарок) — наделение личности свой­ствами, вызывающими

преклонение перед ней и безоговороч­ную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возникает в экстре­мальных исторических обстоятельствах. Харизматическому ли­деру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринима­ется как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость). Опре­деленной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда присущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета.

Холерик — см. Темперамент.

Холистский принцип(от греч. holos — целый, весь) — методоло­гический принцип

целостности: целое больше суммы составля­ющих его частей. Этот принцип начинает широко использо­ваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целостный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. д.

Храбрость — черта характера, проявляющаяся в способности лич­ности преодолевать

чувство страха в ситуации опасности и рис­ковать собой ради достижения цели.

Хрестоматия— сборник систематически подобранных в учебных целях или для

самообразования текстов по к.-л. отрасли знания.

Хронотоп— специфические наборы пространственных и времен­ных констант коммуникативных ситуаций, напр.: хронотоп ва­гонного попутчика, больничной палаты и т. д.; исследуются в проксемике.

Ц

Целостность педагогического процесса— взаимосвязь и

взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов пед. процесса, так и в связях пед. процесса с явлениями внешней среды.

Цель—1. один из элементов поведения, сознательной деятельно­сти, к-рый

характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей способов ее дости­жения; 2. осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека.

Целеполагание педагогическое— сознательный процесс выяв­ления и постановки

целей и задач пед. деятельности; потреб­ность учителя в планировании своего труда, готовность к изме­нению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной дея­тельности с воспитанниками.

Целесообразность педагогическая— мера пед. вмешательства, разумная

достаточность пед. влияния. Предоставление самосто­ятельности и возможностей для самовыражения самому воспи­таннику.

Цель воспитаниякак общественного явления — теоретическое обобщение и

выражение потребностей общества в определен­ном типе личности, идеальных требований к ее сущности, ин­дивидуальности, свойствам и качествам, умственному физичес­кому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Вфилософии выделяют три подхода к выбору Ц. в.Иде­алистический: Ц.в. определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, к-рое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности. Имманен­тная философия утверждает: Ц.в. определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход: Ц.в. зависят от потребностей общества в человеке с определенными каче­ствами, от ценностей данного общества и соответствуют уров­ню общественного развития.

Цель воспитаниякак пед. явления — ожидаемые изменения в че­ловеке (или группе

людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспи­тательных акций и действий.

Цель образования— образовательный идеал, задаваемый соц. заказом. Три

наиболее устойчивые модели:экстенсивная — пере­дача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе; продуктивная — подготовить уча­щихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит зани­маться и той структуре занятости, к-рые поддерживают разви­тие соц. общности и его собственное развитие; интенсивная — на основе развития универсальных качеств учащегося развить у него готовность не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собствен­ных творческих потенций.

Цель педагогическая— предвидение педагогом и учащимися ре­зультатов их

взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соот­носятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

Цель педагогического исследования— выявление причинно-следственных

Наши рекомендации