Рождение университета
1.Сословно-идеологическая система образования средневековья. Монастырские школы.
2.Формирование схоластики как метода обучения.
3. Рождение университетов.
4. Христианская педагогическая традиция: сущность и основные представители.
Литература
1. Августин, блаж. Исповедь. – М.: ДАРЪ, 2007. – 576 с.
2. Августин, блаж. Об учителе // Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т.1: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006. – С. 142 – 148.
3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья / сост. В. Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО Аспект Пресс, 1994. – Т.1. – 400с.
4. Безрогов, В.Г. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 375с.
5. Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан // Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т.1: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006. – С. 222 – 236.
6. Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 432с.
7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. А. И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.
8. Латышина, Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 526с.
Тема 4. Образовательная парадигма в контексте механицизма.
1. Становление идеологии активизма.
2. Ренессансные гуманистические академии и ученые общества как новые типы научно-образовательных учреждений.
3. Достоинства и недостатки педагогической системы иезуитов.
4. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона и идеология «знания-силы».
5.Метафизические и физические основания взглядов Р. Декарта на воспитание «благородного человека» (honeste homme).
6. Философско-методологические основания педагогической системы Я.А. Коменского.
Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров (гриф МО). –М., 2011
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для пед.уч.зав. /Под ред.З.И. Васильевой.–М., 2009.–413 с.
4. Корнетов Г.Б. История педагогики: учебное пособие для пед.уч.зав. –М., 2008.–293 с.
5. Попов В.А.История педагогики и образования: пособие для пед.уч.зав. —М., 2010.
6. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 томах /Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2008.
Тема 5. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами
1. Характерные черты эпохи Просвещения. Проблемы институциональной организации образования.
2. Понятия «природа» и «общество» в педагогике Ж.-Ж. Руссо, его идея «естественного» и «свободного» воспитания.
3. Генезис натуралистического подхода к проблеме образования.
4. Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница.
5.«Мысли о воспитании» Дж. Локка.
Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров (гриф МО). –М., 2011.
3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 432 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав./Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2007. –512 с.
Тема 6. Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма.
1.Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.
2. Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта.
3. Идея дошкольного образования Ф. Фребеля.
4. Идея воспитания ребенка в контексте «философии тождества» Ф.В. Шеллинга.
5. Философские аспекты педагогики Ф.А.В. Дистервега.
Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров (гриф МО). –М., 2011
3. Корнетов Г.Б. История педагогики: учебное пособие для пед.уч.зав. –М., 2008.–293 с.
5. Попов В.А.История педагогики и образования: пособие для пед.уч.зав. —М., 2010.
6. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 томах /Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2008.
Тема 7. Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в.
1. Опыт и эксперимент как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи.
2. Социальной педагогики Э. Дюркгейма.
3. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона.
4. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассета.
5. Критика образования как репрессивного социального института в философии М.Фуко.
Литература
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для пед.уч.зав.– М., 2008.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав./Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2007. –512 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.