Предложить детям нарисовать свою воспитательницу

Процедура проведения: чистые стандартные листы бумаги, цветные карандаши (не менее 6 цветов)

Инструкция детям: нарисуйте свою воспитательницу (по выбору и желанию)

При выполнении отметить: последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек, стирание деталей, комментарии ребенка, эмоциональные реакции.

Критерии анализа детского рисцнка:

– расположение изображения на листе бумаги;

– наличие основных элементов, количество деталей при изображении взрослого;

– разноцветность, тональность (холодные и теплые тона);

– комментарии ребенка к рисунку.

Положительное эмоц–ое отношение Негативное эмоц–ое отношение
Желание, удовлетворение, с которым ребенок выполняет рисунок Рисует сначала различные объекты и в последнюю очередь воспитателя
Тщательная прорисовка линий фигуры, наличие в ней основных элементов (голова, шея, туловище, ноги, пальцы и т.д) второстепенные детали (украшения) Торопливость и неаккуратность при рисовании; фигура прорисована нечетко, изображение схематично, отсутствие основных элементов (руки, рот и т.д)
Большая гамма цветов, цвета теплых тонов (красный, желтый, оранжевый) Использование тонов холодного спектра (синий, фиолетовый, зеленый) Черный цвет означает антипатию к взрослому.
Центральное изображение фигуры на листе в полный рост, на переднем плане. Изображение воспитателя с детьми. Фигура расположена в нижней части листа, изображение не во весь рост, маленькая по величине, далеко от детей. Себя не рисует.
Комментарии: объясняет смысл изображенного, рассказывает, почему так нарисовал. Отказывается комментировать рисунок или отказывается рисовать

1. Изучение способности педагога к децентрации.

Знакомство с оформлением интерьера дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогический практикум на тему: «Самооценка профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности».

К заданию 1.

Предложите педагогу группы закончить высказывания так, как, на его взгляд, закончил бы один из его детей.

Затем те же самые вопросы задать ребенку. Записать ответы по схеме:

Предлагаемые высказывания Ответы ребенка Ответы воспитателя
1. Мне бывает очень радостно, когда …..    
2. Я очень грущу, когда….    
3. Мне бывает страшно, когда….    
4.Мне бывает стыдно, когда ….    
5. Я бываю очень удивлен, когда…    

Сравнить ответы, сделать вывод о способности воспитателя к децентрации. Чем больше ответов совпадет, тем выше уровень.

К заданию 2.

Изучить художественное оформление помещений дошкольного учреждения по вопросам:

1. Как вы оцениваете соответствие оформления учреждения требованиям эстетики и педагогики?

2. Соответствует ли внешний вид детей и персонала эстетическим требованиям?

3. Каков стиль эстетического оформления интерьера, окраска помещений, подбор занавесей, мебели, использование зелени?

4. Используется ли в оформлении помещений декоративные украшения, скульптура, произведения детского творчества?

5. используется ли в оформлении произведения изобразительного и народно–прикладного искусства, их отбор, художественная ценность.

Дайте оценку художественного оформления, сформулируйте ваши рекомендации по его улучшению

Изучение психологического комфортности пребывания детей в группе учреждения дошкольного образования. Определение эмоционального состояния ребенка в учреждении дошкольного образования (старший дошкольный возраст).

Задание 1.

Учащиеся наблюдают за работой педагога группы, настроением детей в группе.

Каждая учащаяся обследует 3–4 детей старшего дошкольного возраста в форме индивидуальной беседы. Ответы фиксируются в таблице.

№ п\п Вопросы к ребенку Ответы на вопросы детей
…. ….
Нравиться ли тебе ходить в детский сад?      
Что интересного в детском саду?      
Какое настроение бывает у тебя в детском саду?      
Любишь ли ты оставаться дома?      
Как к тебе относятся воспитатели?      
Нравиться ли тебе играть в воспитателя?      

Вопросы для анализа высказываний детей:

– Хотят ли дети посещать детский сад или предпочитают оставаться дома? Почему?

– Кого из воспитателей они больше любят, за что они его ценят?

– Каково отношение к детскому саду, устойчиво ли оно, в силу каких причин складываются эти отношения?

Задание 2.

Предложить тем же детям карточки со схематичным изображением лиц, выражающих разное эмоциональное состояние. Рассмотреть их, объяснить, что обозначает изображение, спросить у ребенка:

           
  Предложить детям нарисовать свою воспитательницу - student2.ru   Предложить детям нарисовать свою воспитательницу - student2.ru   Предложить детям нарисовать свою воспитательницу - student2.ru

– Какое настроение бывает у тебя чаще всего, когда ты в детском саду? (если не может определить, уточнить в каких видах деятельности чаще бывает то или иное настроение, зависит ли это от воспитателя, который с ними работает, от чего зависит настроение). Данные занести в таблицу.

Ф. И. ребенка Положит. эмоциональное. состояние Спокойное уравновешенное состояние Негативное эмоциональное состояние
       
  Психологический комфорт Психологический дискомфорт

Сделать общий вывод о преобладающем эмоциональном состоянии обследуемых детей.

Задание 3.

Предложить педагогу группы ответить на вопросы теста.

Уважаемый педагог, ответьте на предложенные вопросы, проставьте любой значок напротив утверждения, сделав свой выбор.

Вопросы Да Нет
1. Уверены ли дети вашей группы, что их каждое утро ждут в группе, им рады?    
2. Имеют ли дети возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?    
3. Имеют ли дети право на выбор деятельности?    
4. Имеют ли дети право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?    
5. Могут ли выбирать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?    
6. Имеют ли право на свой индивидуальный темп работы?    
7. Имеют ли возможность удовлетворять свою активность, в том числе и двигательную?    
8. Есть ли у детей необходимое жизненное пространство для реализации потребностей, как в общении, так и в уединении?    
9. Ощущает ли каждый ребенок себя членом «семьи–группы» и может ли предложить что–то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?    
10. Ощущает ли каждый ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?    
11. Ощущает ли каждый себя достойным человеком?    
12. Ощущают ли дети себя виноватыми, если что–то не получилось?    
13. Ощущают ли зависимость от настроения старших, воспитателей?    
14. Уверен ли каждый ребенок в том, что послушание его главное достоинство в детском саду?    
15. Понимают ли дети, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда7    
16. Понимают ли дети, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?    

Проанализировать полученные результаты. Если педагог на большинство вопросов с 1 по 11 ответил утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то дети в группе испытывают эмоциональное благополучие. Если наоборот, то об эмоциональном благополучии говорить не стоит.

Опираясь на данные наблюдения и беседы с детьми, сделать общий вывод об эмоциональном самочувствии детей, отмечая:

– Какое эмоциональное настроение преобладает в течение дня?

– Про кого из детей можно сказать: « Им хорошо в учреждении дошкольного образования»

– Поведение каких детей дают основания в этом усомниться?

– Реакции и эмоции каких детей явно свидетельствуют о том, что им пока дискомфортно в учреждении дошкольного образования?

– Есть ли дети, которые держаться отдельно от коллектива?

– В каких видах деятельности дети чувствуют себя радостно?

– Как дети проявляют свои эмоции?

– Какие приемы использует воспитатель в случае проявления у ребенка отрицательных эмоций?

– Как влияет настроение воспитателя на эмоциональное самочувствие детей?

– какие факторы создают положительное эмоциональное самочувствие у детей.

1.Изучение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Наши рекомендации