Предложить детям нарисовать свою воспитательницу
Процедура проведения: чистые стандартные листы бумаги, цветные карандаши (не менее 6 цветов)
Инструкция детям: нарисуйте свою воспитательницу (по выбору и желанию)
При выполнении отметить: последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек, стирание деталей, комментарии ребенка, эмоциональные реакции.
Критерии анализа детского рисцнка:
– расположение изображения на листе бумаги;
– наличие основных элементов, количество деталей при изображении взрослого;
– разноцветность, тональность (холодные и теплые тона);
– комментарии ребенка к рисунку.
Положительное эмоц–ое отношение | Негативное эмоц–ое отношение |
Желание, удовлетворение, с которым ребенок выполняет рисунок | Рисует сначала различные объекты и в последнюю очередь воспитателя |
Тщательная прорисовка линий фигуры, наличие в ней основных элементов (голова, шея, туловище, ноги, пальцы и т.д) второстепенные детали (украшения) | Торопливость и неаккуратность при рисовании; фигура прорисована нечетко, изображение схематично, отсутствие основных элементов (руки, рот и т.д) |
Большая гамма цветов, цвета теплых тонов (красный, желтый, оранжевый) | Использование тонов холодного спектра (синий, фиолетовый, зеленый) Черный цвет означает антипатию к взрослому. |
Центральное изображение фигуры на листе в полный рост, на переднем плане. Изображение воспитателя с детьми. | Фигура расположена в нижней части листа, изображение не во весь рост, маленькая по величине, далеко от детей. Себя не рисует. |
Комментарии: объясняет смысл изображенного, рассказывает, почему так нарисовал. | Отказывается комментировать рисунок или отказывается рисовать |
1. Изучение способности педагога к децентрации.
Знакомство с оформлением интерьера дошкольного образовательного учреждения.
Психолого-педагогический практикум на тему: «Самооценка профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности».
К заданию 1.
Предложите педагогу группы закончить высказывания так, как, на его взгляд, закончил бы один из его детей.
Затем те же самые вопросы задать ребенку. Записать ответы по схеме:
Предлагаемые высказывания | Ответы ребенка | Ответы воспитателя |
1. Мне бывает очень радостно, когда ….. | ||
2. Я очень грущу, когда…. | ||
3. Мне бывает страшно, когда…. | ||
4.Мне бывает стыдно, когда …. | ||
5. Я бываю очень удивлен, когда… |
Сравнить ответы, сделать вывод о способности воспитателя к децентрации. Чем больше ответов совпадет, тем выше уровень.
К заданию 2.
Изучить художественное оформление помещений дошкольного учреждения по вопросам:
1. Как вы оцениваете соответствие оформления учреждения требованиям эстетики и педагогики?
2. Соответствует ли внешний вид детей и персонала эстетическим требованиям?
3. Каков стиль эстетического оформления интерьера, окраска помещений, подбор занавесей, мебели, использование зелени?
4. Используется ли в оформлении помещений декоративные украшения, скульптура, произведения детского творчества?
5. используется ли в оформлении произведения изобразительного и народно–прикладного искусства, их отбор, художественная ценность.
Дайте оценку художественного оформления, сформулируйте ваши рекомендации по его улучшению
Изучение психологического комфортности пребывания детей в группе учреждения дошкольного образования. Определение эмоционального состояния ребенка в учреждении дошкольного образования (старший дошкольный возраст).
Задание 1.
Учащиеся наблюдают за работой педагога группы, настроением детей в группе.
Каждая учащаяся обследует 3–4 детей старшего дошкольного возраста в форме индивидуальной беседы. Ответы фиксируются в таблице.
№ п\п | Вопросы к ребенку | Ответы на вопросы детей | ||
… | …. | …. | ||
Нравиться ли тебе ходить в детский сад? | ||||
Что интересного в детском саду? | ||||
Какое настроение бывает у тебя в детском саду? | ||||
Любишь ли ты оставаться дома? | ||||
Как к тебе относятся воспитатели? | ||||
Нравиться ли тебе играть в воспитателя? |
Вопросы для анализа высказываний детей:
– Хотят ли дети посещать детский сад или предпочитают оставаться дома? Почему?
– Кого из воспитателей они больше любят, за что они его ценят?
– Каково отношение к детскому саду, устойчиво ли оно, в силу каких причин складываются эти отношения?
Задание 2.
Предложить тем же детям карточки со схематичным изображением лиц, выражающих разное эмоциональное состояние. Рассмотреть их, объяснить, что обозначает изображение, спросить у ребенка:
– Какое настроение бывает у тебя чаще всего, когда ты в детском саду? (если не может определить, уточнить в каких видах деятельности чаще бывает то или иное настроение, зависит ли это от воспитателя, который с ними работает, от чего зависит настроение). Данные занести в таблицу.
Ф. И. ребенка | Положит. эмоциональное. состояние | Спокойное уравновешенное состояние | Негативное эмоциональное состояние |
Психологический комфорт | Психологический дискомфорт |
Сделать общий вывод о преобладающем эмоциональном состоянии обследуемых детей.
Задание 3.
Предложить педагогу группы ответить на вопросы теста.
Уважаемый педагог, ответьте на предложенные вопросы, проставьте любой значок напротив утверждения, сделав свой выбор.
Вопросы | Да | Нет |
1. Уверены ли дети вашей группы, что их каждое утро ждут в группе, им рады? | ||
2. Имеют ли дети возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки? | ||
3. Имеют ли дети право на выбор деятельности? | ||
4. Имеют ли дети право на отказ от коллективной (совместной) деятельности? | ||
5. Могут ли выбирать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками? | ||
6. Имеют ли право на свой индивидуальный темп работы? | ||
7. Имеют ли возможность удовлетворять свою активность, в том числе и двигательную? | ||
8. Есть ли у детей необходимое жизненное пространство для реализации потребностей, как в общении, так и в уединении? | ||
9. Ощущает ли каждый ребенок себя членом «семьи–группы» и может ли предложить что–то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать? | ||
10. Ощущает ли каждый ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду? | ||
11. Ощущает ли каждый себя достойным человеком? | ||
12. Ощущают ли дети себя виноватыми, если что–то не получилось? | ||
13. Ощущают ли зависимость от настроения старших, воспитателей? | ||
14. Уверен ли каждый ребенок в том, что послушание его главное достоинство в детском саду? | ||
15. Понимают ли дети, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда7 | ||
16. Понимают ли дети, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю? |
Проанализировать полученные результаты. Если педагог на большинство вопросов с 1 по 11 ответил утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то дети в группе испытывают эмоциональное благополучие. Если наоборот, то об эмоциональном благополучии говорить не стоит.
Опираясь на данные наблюдения и беседы с детьми, сделать общий вывод об эмоциональном самочувствии детей, отмечая:
– Какое эмоциональное настроение преобладает в течение дня?
– Про кого из детей можно сказать: « Им хорошо в учреждении дошкольного образования»
– Поведение каких детей дают основания в этом усомниться?
– Реакции и эмоции каких детей явно свидетельствуют о том, что им пока дискомфортно в учреждении дошкольного образования?
– Есть ли дети, которые держаться отдельно от коллектива?
– В каких видах деятельности дети чувствуют себя радостно?
– Как дети проявляют свои эмоции?
– Какие приемы использует воспитатель в случае проявления у ребенка отрицательных эмоций?
– Как влияет настроение воспитателя на эмоциональное самочувствие детей?
– какие факторы создают положительное эмоциональное самочувствие у детей.
1.Изучение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста