Функции педагога детского сада

Распределение учащихся по возрастным группам. Знакомство с группой воспитанников, педагогами учреждения дошкольного образования, помощником педагогов, режимом дня.

Знакомство с развивающей направленностью предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования и в группе.

Вопросы для беседы с заведующим учреждения дошкольного образования:

1. номер, ведомственная принадлежность учреждения дошкольного образования, его тип адрес продолжительность работы;

2. основные сведения о руководителях;

3. количество возрастных групп, их наполняемость;

4. педагогический состав, его образование и профессиональная подготовка;

5. основные направления работы дошкольного учреждения.

Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратить внимание на создание развивающей среды. Познакомиться с особенностями построения развивающей среды в дошкольном учреждении. Сделать вывод о реализации принципов построения развивающей среды.

Изучение состояния развивающей среды

Проанализировать состояние развивающей среды своей возрастной группы, используя предлагаемые критерии. Оценку провести по 3–х бальной шкале

1 балл – не соответствует критерию

2 балла – частично соответствует

3 балла – полностью соответствует

№ п\п Состояние развивающей среды Критерии оценки
Дети могут свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности, реализации своих замыслов  
В группе созданы все условия для игр, занятий, как небольшими подгруппами, так и индивидуальных («уголки уединения»)  
Пространство групповой комнаты, используемое для занятий, освобождено от казенно–школьной атрибутики  
Имеются игрушки для различных видов игр: сюжетно–ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, музыкальных.  

В выводе указать, обеспечивает ли предметная среда ребенку выбор занятий, соответствующих его интересам

1. Изучение профессиональных функций и профессиональных умений и качеств педагога учреждения дошкольного образования, важных для педагогического общения с детьми.

Беседа на тему: «Я и профессия педагога учреждения дошкольного образования».

3. Психолого-педагогический практикум на тему: «Наблюдательны ли Вы?».

К заданию 1.

1.Предложить педагогу группы ответить на вопросы анкеты: «Выявление профессиональных умений и качеств педагога, важных для педагогического общения с детьми»

Предложить воспитателю ответить на предложенные вопросы:

1. Считаете ли вы, что ребенок должен: а) делиться с вами своими мыслями и чувствами; б) говорить только то, что захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие игрушку или другой предмет, вы:

а) доверительно с ни побеседуете и представите самому принять нужное решение; б) предоставите самим детям разбираться в проблеме; в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятую вещь.

Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточенны и внимательным. Как вы поступите: а) похвалите его и всем детям покажите его работу; б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения; в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался»

3. Ребенок, придя в группу, не поздоровался с вами. Как вы поступите: а) предложите ему громко поздороваться; б) не обратите внимание; в) вступите с ним в общение, не упоминая о промахе.

4. Дети спокойно занимаются, у вас есть свободная минутка. Что предпочтете делать: а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают, занимаются; б) кому–то подскажите, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами.

5. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной: а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания; б) эмоции ребенка, его переживания – важные факторы, с помощью которых можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.

6. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок не опытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать; б) у ребенка много возможностей, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка; в) ребенок развивается неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и поэтому главное – заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.

Ваше отношение к активности ребенка: а) положительно – без нее невозможно вести обучение и воспитание, полноценное развитие; б) отрицательно – часто это мешает вести обучение и воспитание; в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.

7. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что это уже делал. Ваши действия:

а) не обратите на это внимание; б) предложите выполнять задание; в) предложите другое задание.

8. Какая позиция по–вашему, более правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем; б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда -нибудь он об этом пожалеет в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Обработать анкету, подсчитав сумму баллов

Вариант ответа Баллы за вопрос
а
б
в

Сделать вывод о склонности педагога к определенному стилю общения:

25–30 баллов – предпочтение к демократическому стилю;

20–24 балла – склонность к авторитарному стилю;

10–19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

2. Пронаблюдать за работой педагога учреждения дошкольного образования, постараться определить какие функции реализуются в его деятельности наиболее успешно. Занести результаты наблюдения в дневник по следующей форме

Название функции Содержание деятельности педагога Отметка о реализации функции
     

Функции педагога детского сада

1. Материнская функция (охрана и укрепление здоровья детей). Воспитатель должен создать наилучшие условия для физического развития детей, охраны их здоровья. Его заботой также является укрепление, закаливание детского организма. Эта функция так же проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в заботливом, ласковом отношении к детям. Она включает умение создавать условия для нормального протекания процесса жизнедеятельности, создавать психологически комфортный климат каждому ребенку.

2. Развивающаяфункция (воспитывающая и обучающая). Воспитатель в процессе своего взаимодействия с детьми должен стремиться формировать у них ценностные основы отношения к действительности. Он дает ребенку возможность почувствовать себя первооткрывателем, испытать чувство радости от экспериментирования, формирует интерес к событиям общественной жизни в стране, родном городе, деревне, вызывает стремление бережно относиться к природе, ее богатству, проникнуться ее красотой, побуждает первые представления о Родине, способствует возникновению сопереживания, нравственного сознания, самосознания личности, чувства личной ценности, самоуважения. Воспитатель организует деятельность детей, в процессе которой формируются ценные мотивы поведения, личностные качества, творчество. Воспитательная функция включает в себя и создание благоприятного для развития каждого ребенка микроклимата.

Обучающая функция выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются знания, умения и навыки. Причем, когда речь идет о знаниях, имеется ввиду не только расширение объема и углубление стабильных знаний об окружающем мире, но и приобретение развивающих знаний. Главная цель обучения дошкольников не передача готовых знаний, а формирование способностей, интереса к самостоятельному их приобретению. Развивающая функция предполагает реализацию образовательной программы дошкольного учреждения.

3. Диагностическая и коррекционная функция. Воспитатель должен уметь использовать элементарные средства диагностики уровня интеллектуального и личностного развития ребенка, знать способы прогнозирования психического развития детей и осуществлять активную коррекцию имеющейся среды развития ребенка. Воспитатель должен предварительно изучить каждого ребенка, его индивидуальности, с помощью специальных психологических и социально–психологических методик. Очень важно выявить и те затруднения, которые испытывает ребенок в значимых для него видах деятельности, в установлении взаимоотношений с окружающим. Разобравшись, можно грамотно и успешно осуществить коррекционную работу, связанную с исправлением уже имеющихся недостатков, нежелательных отклонений в развитии ребенка.

4. Коммуникативная функция. Эта функция проявляется в стиле взаимоотношений между воспитателями, воспитателями и детьми, родителями. Она включает умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, регулировать общение и взаимоотношения в группе детей.

5. Конструкторско–организаторская функция. Эта функция включает умение создавать условия для успешного развития и воспитания ребенка, планировать воспитательно–образовательный процесс, владеть набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществлять их отбор и применять в соответствии с имеющимися условиями, творчески участвовать в преобразовании среды ребенка, проектировать развитие ребенка в системе воспитательно–обучающего воздействия.

6. Координирующая функция. Реализация этой функции состоит в объединении и согласовании содержания и направлений педагогических воздействий на ребенка. Воспитатель осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя и других сотрудников дошкольного учреждения. Согласовывает свою деятельность с воспитателем–напарником, методистом, медицинским персоналом в рамках образовательного процесса всего дошкольного учреждения, систематически сотрудничает с родителями и лицами, их заменяющими.

7. Функция профессионального самосовершенствования. В деятельности воспитателя важная роль отводится самообразованию и самовоспитанию. Широкий круг знаний помогает профессиональному росту воспитателя. То, на чем остановиться воспитатель в процессе самообразования, во многом зависит от его интересов, направленности, ценностных ориентаций, установок, уровня профессиональной подготовленности, опыта. Это лично обуславливает деятельность. Профессиональный рост педагога, его творчество тесно связано с тем, насколько активно в процессе самообразования он удовлетворяет потребность в психологических знаниях, насколько развиты эти потребности –аккумуляторы творческого потенциала педагога.

К заданию 2.

Побеседовать с педагогом группы с целью выявления его отношения к своей профессии. Ответы зафиксировать в таблице.

Вопросы к педагогу Ответы воспитателя
Что побудило Вас стать воспитателем?  
Любите ли Вы свою работу?  
Есть ли у вас специальное педагогическое образование? Если «да», то какое?  
Помните ли Вы свой самый счастливый день работы с детьми? Чем он вам памятен?  
Был ли в вашем педагогическом опыте случай, когда ребенок поставил вас в затруднительное положение? Как вы из него вышли? Какие выводы сделали из этой ситуации?  
Какие трудности вы испытываете в своей профессиональной деятельности, с кем или чем они связаны?  
Испытываете ли вы чувство удовлетворения от своей работы? Вы в дальнейшем предполагаете трудиться в качестве воспитателя или в перспективе хотели бы стать зам зав., заведующей, преподавателем колледжа, зав. отдела образования?  
Что вы желаете учащимся колледжа специальности дошкольное образование, решившим посвятить свою жизнь воспитанию самых маленьких граждан нашей страны.  

1. Изучение индивидуального стиля деятельности педагога учреждения дошкольного образования и его влияния на развитие личности дошкольника и группы в целом:

А типы воспитателя;

Наши рекомендации