Функции педагога детского сада
Распределение учащихся по возрастным группам. Знакомство с группой воспитанников, педагогами учреждения дошкольного образования, помощником педагогов, режимом дня.
Знакомство с развивающей направленностью предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования и в группе.
Вопросы для беседы с заведующим учреждения дошкольного образования:
1. номер, ведомственная принадлежность учреждения дошкольного образования, его тип адрес продолжительность работы;
2. основные сведения о руководителях;
3. количество возрастных групп, их наполняемость;
4. педагогический состав, его образование и профессиональная подготовка;
5. основные направления работы дошкольного учреждения.
Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратить внимание на создание развивающей среды. Познакомиться с особенностями построения развивающей среды в дошкольном учреждении. Сделать вывод о реализации принципов построения развивающей среды.
Изучение состояния развивающей среды
Проанализировать состояние развивающей среды своей возрастной группы, используя предлагаемые критерии. Оценку провести по 3–х бальной шкале
1 балл – не соответствует критерию
2 балла – частично соответствует
3 балла – полностью соответствует
№ п\п | Состояние развивающей среды | Критерии оценки |
Дети могут свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности, реализации своих замыслов | ||
В группе созданы все условия для игр, занятий, как небольшими подгруппами, так и индивидуальных («уголки уединения») | ||
Пространство групповой комнаты, используемое для занятий, освобождено от казенно–школьной атрибутики | ||
Имеются игрушки для различных видов игр: сюжетно–ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, музыкальных. |
В выводе указать, обеспечивает ли предметная среда ребенку выбор занятий, соответствующих его интересам
1. Изучение профессиональных функций и профессиональных умений и качеств педагога учреждения дошкольного образования, важных для педагогического общения с детьми.
Беседа на тему: «Я и профессия педагога учреждения дошкольного образования».
3. Психолого-педагогический практикум на тему: «Наблюдательны ли Вы?».
К заданию 1.
1.Предложить педагогу группы ответить на вопросы анкеты: «Выявление профессиональных умений и качеств педагога, важных для педагогического общения с детьми»
Предложить воспитателю ответить на предложенные вопросы:
1. Считаете ли вы, что ребенок должен: а) делиться с вами своими мыслями и чувствами; б) говорить только то, что захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие игрушку или другой предмет, вы:
а) доверительно с ни побеседуете и представите самому принять нужное решение; б) предоставите самим детям разбираться в проблеме; в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятую вещь.
Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточенны и внимательным. Как вы поступите: а) похвалите его и всем детям покажите его работу; б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения; в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался»
3. Ребенок, придя в группу, не поздоровался с вами. Как вы поступите: а) предложите ему громко поздороваться; б) не обратите внимание; в) вступите с ним в общение, не упоминая о промахе.
4. Дети спокойно занимаются, у вас есть свободная минутка. Что предпочтете делать: а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают, занимаются; б) кому–то подскажите, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
5. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной: а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания; б) эмоции ребенка, его переживания – важные факторы, с помощью которых можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.
6. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок не опытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать; б) у ребенка много возможностей, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка; в) ребенок развивается неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и поэтому главное – заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.
Ваше отношение к активности ребенка: а) положительно – без нее невозможно вести обучение и воспитание, полноценное развитие; б) отрицательно – часто это мешает вести обучение и воспитание; в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.
7. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что это уже делал. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание; б) предложите выполнять задание; в) предложите другое задание.
8. Какая позиция по–вашему, более правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем; б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда -нибудь он об этом пожалеет в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Обработать анкету, подсчитав сумму баллов
Вариант ответа | Баллы за вопрос | |||||||||
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в |
Сделать вывод о склонности педагога к определенному стилю общения:
25–30 баллов – предпочтение к демократическому стилю;
20–24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10–19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
2. Пронаблюдать за работой педагога учреждения дошкольного образования, постараться определить какие функции реализуются в его деятельности наиболее успешно. Занести результаты наблюдения в дневник по следующей форме
Название функции | Содержание деятельности педагога | Отметка о реализации функции |
Функции педагога детского сада
1. Материнская функция (охрана и укрепление здоровья детей). Воспитатель должен создать наилучшие условия для физического развития детей, охраны их здоровья. Его заботой также является укрепление, закаливание детского организма. Эта функция так же проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в заботливом, ласковом отношении к детям. Она включает умение создавать условия для нормального протекания процесса жизнедеятельности, создавать психологически комфортный климат каждому ребенку.
2. Развивающаяфункция (воспитывающая и обучающая). Воспитатель в процессе своего взаимодействия с детьми должен стремиться формировать у них ценностные основы отношения к действительности. Он дает ребенку возможность почувствовать себя первооткрывателем, испытать чувство радости от экспериментирования, формирует интерес к событиям общественной жизни в стране, родном городе, деревне, вызывает стремление бережно относиться к природе, ее богатству, проникнуться ее красотой, побуждает первые представления о Родине, способствует возникновению сопереживания, нравственного сознания, самосознания личности, чувства личной ценности, самоуважения. Воспитатель организует деятельность детей, в процессе которой формируются ценные мотивы поведения, личностные качества, творчество. Воспитательная функция включает в себя и создание благоприятного для развития каждого ребенка микроклимата.
Обучающая функция выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются знания, умения и навыки. Причем, когда речь идет о знаниях, имеется ввиду не только расширение объема и углубление стабильных знаний об окружающем мире, но и приобретение развивающих знаний. Главная цель обучения дошкольников не передача готовых знаний, а формирование способностей, интереса к самостоятельному их приобретению. Развивающая функция предполагает реализацию образовательной программы дошкольного учреждения.
3. Диагностическая и коррекционная функция. Воспитатель должен уметь использовать элементарные средства диагностики уровня интеллектуального и личностного развития ребенка, знать способы прогнозирования психического развития детей и осуществлять активную коррекцию имеющейся среды развития ребенка. Воспитатель должен предварительно изучить каждого ребенка, его индивидуальности, с помощью специальных психологических и социально–психологических методик. Очень важно выявить и те затруднения, которые испытывает ребенок в значимых для него видах деятельности, в установлении взаимоотношений с окружающим. Разобравшись, можно грамотно и успешно осуществить коррекционную работу, связанную с исправлением уже имеющихся недостатков, нежелательных отклонений в развитии ребенка.
4. Коммуникативная функция. Эта функция проявляется в стиле взаимоотношений между воспитателями, воспитателями и детьми, родителями. Она включает умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, регулировать общение и взаимоотношения в группе детей.
5. Конструкторско–организаторская функция. Эта функция включает умение создавать условия для успешного развития и воспитания ребенка, планировать воспитательно–образовательный процесс, владеть набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществлять их отбор и применять в соответствии с имеющимися условиями, творчески участвовать в преобразовании среды ребенка, проектировать развитие ребенка в системе воспитательно–обучающего воздействия.
6. Координирующая функция. Реализация этой функции состоит в объединении и согласовании содержания и направлений педагогических воздействий на ребенка. Воспитатель осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя и других сотрудников дошкольного учреждения. Согласовывает свою деятельность с воспитателем–напарником, методистом, медицинским персоналом в рамках образовательного процесса всего дошкольного учреждения, систематически сотрудничает с родителями и лицами, их заменяющими.
7. Функция профессионального самосовершенствования. В деятельности воспитателя важная роль отводится самообразованию и самовоспитанию. Широкий круг знаний помогает профессиональному росту воспитателя. То, на чем остановиться воспитатель в процессе самообразования, во многом зависит от его интересов, направленности, ценностных ориентаций, установок, уровня профессиональной подготовленности, опыта. Это лично обуславливает деятельность. Профессиональный рост педагога, его творчество тесно связано с тем, насколько активно в процессе самообразования он удовлетворяет потребность в психологических знаниях, насколько развиты эти потребности –аккумуляторы творческого потенциала педагога.
К заданию 2.
Побеседовать с педагогом группы с целью выявления его отношения к своей профессии. Ответы зафиксировать в таблице.
Вопросы к педагогу | Ответы воспитателя |
Что побудило Вас стать воспитателем? | |
Любите ли Вы свою работу? | |
Есть ли у вас специальное педагогическое образование? Если «да», то какое? | |
Помните ли Вы свой самый счастливый день работы с детьми? Чем он вам памятен? | |
Был ли в вашем педагогическом опыте случай, когда ребенок поставил вас в затруднительное положение? Как вы из него вышли? Какие выводы сделали из этой ситуации? | |
Какие трудности вы испытываете в своей профессиональной деятельности, с кем или чем они связаны? | |
Испытываете ли вы чувство удовлетворения от своей работы? Вы в дальнейшем предполагаете трудиться в качестве воспитателя или в перспективе хотели бы стать зам зав., заведующей, преподавателем колледжа, зав. отдела образования? | |
Что вы желаете учащимся колледжа специальности дошкольное образование, решившим посвятить свою жизнь воспитанию самых маленьких граждан нашей страны. |
1. Изучение индивидуального стиля деятельности педагога учреждения дошкольного образования и его влияния на развитие личности дошкольника и группы в целом:
А типы воспитателя;