Методы педагогического исследования

Понятие методологии педагогики.

Методы педагогического исследования.

Методологические подходы и принципы в развитии системы образования.

Структура педагогического исследования.

Методические рекомендации написания дипломной работы.

Методические рекомендации к написанию магистерского диплома

Рекомендации по подготовке презентации и доклада к защите.

Практическая работа. Подготовка к (зачету или экзамену). Технологической карты будущего дипломного исследования.

Источники:

1. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008

2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М..1999.

3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.и доп. – М., 2004.

4. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012.

5. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

6. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений/ В.В. Краевский, Е.Б. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010 – 280 с.

Лекция № 1

Понятие методологии педагогики

Методология(от греч. methodos -путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие):

1. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

2. учение о научном методе познания;

3. совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки -это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.

Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, мы установили, что педагогика связана с философией, психологией, естественными и другими науками, т.е. эти науки, прежде всего философия, обеспечивают методологическую основу.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня:

· философский,

· общенаучный

· конкретно-научный

· технологический.

Философский уровень составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии разных наук, в том числе педагогики:

· Экзистенциализм (философия существования): основное понятие - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. В современном мире происходит деформация личности, теряется ее своеобразие. Выход из этого положения возможен в том случае, если индивид научится творить себя сам. Поэтому цель обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся творить себя как личность. Экзистенциализм является философским основание индивидуализации обучения.

· Неотомизм - учение, согласно которому мир двойственен, состоит из духовного и материального мира. Духовный мир имеет более высокую ценность, это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Материальный мир - низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука, которая не способна раскрыть сущность мира. Поэтому ведущая роль в воспитании принадлежит религии, как источник счастья и смысла жизни.

· Позитивизм - признает верным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. Объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества, социальными противоречиями. Обществознание - мифология, признают лишь математику и естествознанию

· Неопозитивизм - главное не знания, а методы их приобретения.

· Прагматизм - познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. Нет объективно научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности.

· Диалектический материализм - законы движения и развития природы, общества, мышления. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию. Личность формируется в деятельности.

Общенаучный уровень:в основе лежат концепции и научный подходы, применяемые во многих науках. Подходы: системный, личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, антропологический.

Конкретно-научный: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной дисциплине.

Технологический: методика, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Методы педагогического исследования

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

Методы педагогического исследования- это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

1. Теоретические: позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснять и предсказывать явления, перейти от абстрактного к конкретному.

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явлений.

Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления и смысловое (абстрактное) целое.

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении, прежде всего, необходимо определить основу сравнения - критерий.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (противоположен абстрагированию).

Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого.

Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.( индукция: от частного к общему; дедукция: от общего к частному).

2. Эмпирические (практические):

Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления.

· по временной организации: непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени)

· по объему: сплошное и выборочное (направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов)

· по способу получения сведений: непосредственным (прямым) - регистрируются непосредственно увиденные факты во время наблюдения; косвенным (опосредованным) - наблюдается результат.

· по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное (наблюдатель является членом исследуемой группы); не включенное (со стороны).

· по условиям проведения: полевые и лабораторные.

· по плановости: неформализованное (свободное) и формализованное (по программе).

· по частоте применения: постоянные, повторные, однократные, многократные.

· по способу получения информации: прямое (проводит сам) и косвенное (описание другими людьми).

Беседа - позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Требования:

· предварительная подготовка

· умение вызвать собеседника на откровенность

· нецелесообразность постановки вопросов "в лоб"

· четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Разновидность беседы - интервьюирование (заранее намеченные вопросы).

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Типы анкет:

· открытые – требующие самостоятельного конструирования ответа

· закрытые – выбрать один ответ

· полузакрытые – есть возможность добавить свои ответы к готовым

· именные

· анонимные

· полные

· урезанные

· пропедевтические

· контрольные

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тест – стандартизированная процедура измерения (надежность – устойчивость результатов тестирования, валидность – соответствие целям диагностики, дифференцирующей силой заданий).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.

· Лабораторный и естественный

· Констатирующий и формирующий

· Длительный и кратковременный

Изучение документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

· Письменные документы

· Статистические данные

· Иконографическая документация

· Фонетические

· Технические

Изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики. Изучается массовый опыт (ведущие тенденции), отрицательный опыт (ошибки, недостатки), передовой опыт (новое, эффективное).

Шкалирование – позволяет превратить качественные факторы в количественные ряды.

Шкалирование, при котором, оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.

Метод обобщения независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей (опрос о личности школьника учителей, классного руководителя, родителей, сверстников).

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодаления обнаруженных недостатков.

Социометрия – оценивать структуру малой группы и статус отдельной личности в группе.

Математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала:применяют для обработки данных, помогают оценивать результаты эксперимента и др.

Лекция № 3

Наши рекомендации