Тема: Педагогический аспект профессиональной деятельности врача
«Врач должен быть независимым, как деятель, которому доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь».
Г.А. Захарьин*
Основные вопросы:
1. Характеристика профессии врача как специфической сферы деятельности в системе "человек - человек". Качества личности врача. Социальные и профессионально-педагогические функции врача.
2. Педагогический компонент в подготовке современного врача. Педагогические способности. Психолого-педагогические умения врача общей практики.
3. Педагогическое общение. Культура общения и стили поведения врача. Педагогический такт. Дидактогения.
4. Педагогическая валеология. Роль врача в обучении и воспитании больных, медицинского персонала, в работе с семьей пациента.
5. Просветительская деятельность врача по воспитанию ценности здоровья и формированию здорового образа жизни россиян.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Выдающиеся ученые - медики о роли педагогической подготовки врача.
2. Врач в медицинском коллективе.
3. Владение методами воспитательного воздействия в системе " врач - сестра - больной" как условие профессиональной подготовки врача.
4. Культура общения врача.
5. Просветительская деятельность врача в пропаганде здорового образа жизни.
6. Врач и его карьера
1.Целевые задачи:
Знать:
· Сущность педагогической деятельности врача как специфической сферы профессиональной деятельности в системе "человек - человек".
· Содержание педагогического компонента подготовки врача.
· Структуру педагогических способностей и психолого-педагогических умений врача.
· Модель педагогической деятельности.
· Понятия - стиль общения, педагогический такт, дидактогения.
· Основные принципы построения просветительской деятельности попропаганде здорового образа жизни и привычек здорового поведения среди населения.
Уметь:
· Объяснять использование методов воспитательного воздействия в системе "врач - сестра - больной - родственники пациента" как условие профессиональной подготовки врача.
· Применять психолого-педагогические умения врача в деятельности лечебного учреждения на клиническом этапе обучения и в ходе внедрения обучающих программ в работе с пациентом и его семьей.
Объекты изучения
Основные понятия:
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (И. Зимняя).
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельностью воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности.
В структуре педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой) различают:
· гностический;
· проектировочный;
· конструктивный;
· организаторский;
· коммуникативный компоненты.
Способности - развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной, учебно-познавательной деятельности, а с другой, обеспечивают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психологическими регуляторами, обусловливающими возможность их преобразования.
Педагогические способности (по В.А.Крутецкому):
Дидактические – способности адаптировать учебный материал, возбуждать познавательную активность; организовывать самостоятельную работу учащихся, формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.
Академические – способности к соответствующей области наук, глубокое знание предмета, потребность к проведению собственной исследовательской работы.
Перцептивные – способности к психологическим наблюдениям, умениям замечать изменения во внутреннем состоянии человека.
Речевые – способности ясно, четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики.
Организаторские – способности организовать коллектив и свою собственную работу.
Авторитарные – способность оказывать непосредственно эмоционально-волевое влияние на учащихся.
Коммуникативные – способность к общению, умение найти подход к человеку, установить целесообразные с точки зрения педагогики, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Прогностические – способности предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развития определенных качеств воспитанников в целостном процессе взаимодействия.
Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания другого человека.
Стиль общения – индивидуальная, стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в стиле руководства. Выделяют:
1. авторитарный;
2. демократический;
3. попустительский стили общения.
Общение педагогическое - взаимодействие людей, которое связано с педагогической деятельностью. Стили педагогического общения (по В. Кан-Калику):
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общения - дистанция.
4. Общение - устрашение.
5. Общение - заигрывание.
Педагогическая культура - динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
Дидактогения - неблагоприятные последствия педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия, т.е. нарушения педагогической этики.
Образ жизни человека - это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей поведения и жизнедеятельности, которая обусловлена его уровнем жизни, качеством, стилем и укладом жизни.
Оригинальные тексты:
· Дианкина М.С. К вопросу о формировании психолого-педагогической культуры в медицинском вузе//Ярославский психологический вестник. Вып.11. М. – Я., 2004. С.67.
· Утробина В.Г. Профессиональное общение как условие эффективной деятельности будущего врача / Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе. Республ. сб науч. тр.М.:РГМУ. 2003.
· Жук Г. Просветительская деятельность врача // Медицинская газета, 1997 №8
4. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· В каком соотношении находятся понятия: доктор, учитель, воспитатель?
· Какова социальная и профессиональная функции врача?
· В чем проявляется воспитательная деятельность врача, какова её цель?
· Раскройте смысл утверждения: "Врач как субъект педагогической деятельности".
· Найдите и выпишите высказывания ученых-писателей, общественных деятелей о профессии врача.
· Определите содержание педагогического компонента подготовки современного врача.
· В чем сущность педагогического общения?
· Каковы главные элементы культуры врача?
· Влияют ли различные стили общения врача и пациента на результат профессиональной деятельности? Подтвердите ответ результатами наблюдения (по предмету "Уход за больным").
· Какова роль эмпатии в общении врача и пациента?
· Составьте план беседы для учащихся лицея СГМУ по темам "Курение и его вред", "Нет наркотикам!".
Проблемная ситуация:
1. Во время встречи выпускников произошел следующий разговор. Вера - уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии - одно удовольствие: "Лекарства для детей - говорит она, - это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... 0на сыплет названиями лекарств, рецептами. Друзья смеются: "С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и о лекарствах". "Так это же моя работа, - улыбается Вера". Среди выпускников еще один будущий медик - Алла Петрова. Она будет стоматологом.
- Алла, почему ты пошла в стоматологию?
- Марина решила, ну и я с ней.
- И как, нравится?
- Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну хотя бы, английский и педагогика. Зачем зубному врачу нужен английский язык, а педагогика?! А, вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником.
- Из университета в техникум? Но зачем?
- Надоело учиться, а потом, я узнала, что техник может зарабатывать больше врача.
Вопросы и задания:
· Сравните две позиции в отношении выбора профессии.
· Какими критериями оценки труда пользуются девушки?
· Как Вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самоориентацию человека? Ответ аргументируйте.
2. Ребенок пяти лет боится сесть в стоматологическое кресло и плачет даже при одном виде стоматологических инструментов. Врач покрикивает на ребенка и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной – вот посмотри, как она жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму отправят домой». В соответствии с каким стилем общения вел себя врач? Как бы поступили Вы на месте врача?
Литература
Обязательная:
· Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.Гл. 5.
· Григорович Л.А., Марцинковская Г.Д. Педагогика и психология. М., 2001. Гл. 4.
· Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Учебное пособие. М.: Школа-пресс, 2000, Гл. 1 - 2.
· Кудрявая Н.В., Уколова Е.И., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под. ред. академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. Гл. 8-10
· Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1997.
· Урываев В.А. Комплексная самохарактеристика личности: Учеб. Пособие. Ярославль. ЯГМА. 2004.С. 53 – 57.
Дополнительная:
· Белых М.И. Педагогическая рефлексия подготовки современного врача // Ярославский психологический вестник. Вып.11. М. – Я.,2004. С. 77.
· Видт И.Е. Педагогическая культура. Становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. № 3. С.16
· Носкова С.В. Коммуникативная компетенция студентов-медиков: этнопедагогический аспект /Стратегии и практики коммуникации в современном обществе. Межвуз. науч. сб. Саратов: Издательство «Научная книга» 2004.
В.И.РАЗУМОВСКИЙ*
…Врач, признающий свои ошибки, обычно человек мужественный. Хирургические ошибки необходимо разделить на несколько видов:
1. Ошибки, происходящие от недостатка знаний и от технических погрешностей.
Ошибки, происходящие от неблагоприятной обстановки: недостатка в инструментарии (диагностическом и оперативном), отсутствие опыта у помощников и т. д. Ошибки эти неизбежны, но иногда и могут быть устранимы — откладывание операции, пересылка больного в другое место, к более компетентному хирургу и т. д.
Эмоциональные ошибки, зависящие до известной степени от психического состояния хирурга.
…Под эмоциональными ошибками я подразумеваю, когда наша эмоция во время операции поднимается (под влиянием неожиданного осложнения, грозящей больному смертельной опасности и т. п.) до степени аффекта, страха, угнетающим образом действующего на «поток» нашего сознания, с одной стороны, и на наши действия — с другой. Причем не только наше сознание, но даже координация наших движений могут быть нарушены. Степень аффекта обуславливается, несомненно, и индивидуальностью хирурга, его настроением в зависимости от физического состояния, жизненной обстановки и т.д.
Для здоровых эмоций необходим ряд подходящих условий: уверенность в себе, хорошие физические качества (органы чувств, координация движений, иногда даже тренировка и т. д.).
А как многое зависит от настроения врача-хирурга. Как же поднять это самочувствие, чтобы человек, лечащий другого, был уверен в своих силах?
Настроение хирурга при беспрерывной смене отрадных и мрачных впечатлений, счастливых и печальных исходов его операций представляется до крайности изменчивым. С подавленным состоянием надо бороться. Лучшим (профилактическим и терапевтическим) средством, по-моему, является общение с товарищами-хирургами, как частное, так и заседания ученых обществ, съездов. Да и большую роль играет непосредственное окружение хирурга: семья, друзья и т. д. Для хирурга хорошая семейная обстановка важнее, чем при всякой другой профессии.
По личному опыту знаю, что очень хорошее средство также музыка. После тяжелых хирургических переживаний я нередко ухожу в оперу или на концерт. И после нескольких актов настроение изменялось к лучшему. Лучше я и спал. Бессонница очень неблагоприятно отражается на операционной деятельности. На другой день я оперировал в лучшем настроении. Хорошее отвлекающее средство представляют также физические упражнения, легкий спорт, даже научная работа и чтение классиков.
...Вообще, оперировать надо в добром настроении, избегая перед операцией неприятных сообщений, разговоров, откладывая таковые на послеоперационное время. Самый порядок операций имеет значение: наиболее тяжелые должны быть сделаны первыми (исключая, конечно, септические). Но в начале операционного сезона (после отпуска) я обычно поступал иначе: делал сначала подряд несколько операций, в которых хороший исход наиболее обеспечен…
(Источник: Непроторенными дорогами: Сб. очерков о крупнейших ученых-врачах, работавших в Саратове. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1981. – С. 17-19).
Вопросы:
1. Какие хирургические ошибки выделяет В.И. Разумовский? Как они соотносятся с врачебными ошибками вообще?
2. Как Вы считаете, почему от настроения врача зависит результат лечения?
М.А. БУЛГАКОВ*
СТАЛЬНОЕ ГОРЛО
Итак, я остался один. Вокруг меня - ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось: она воет на самом деле. Вечера здесь необыкновенно длинны, лампа под синим абажуром отражалась в черном окне, и я мечтал, глядя на пятно, светящееся на левой руке от меня.
Мечтал об уездном городе - он находился в сорока верстах от меня. Мне очень хотелось убежать с моего пункта туда.
Там было электричество, четыре врача, с ними можно было посоветоваться, во всяком случае не так страшно. Но убежать не был никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете...
"...Ну, а если привезут женщину и у нее неправильные роды? или, предположим, больного, а у него ущемленная грыжа? Что я буду делать? Посоветуйте, будьте добры. Сорок восемь дней тому назад я кончил факультет с отличием, но отличие само по себе, а грыжа сама по себе. Один раз я видел, как профессор делал операцию ущемленной грыжи. Он делал, а я сидел в амфитеатре. И только холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже. Каждый вечер я сидел в одной и той же позе, налив чаю: под левой рукой у меня лежали все руководства по оперативному акушерству, сверху маленький Додерляйн. А справа десять различных томов по оперативной хирургии, с рисунками. Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай...
И вот я заснул: отлично помню эту ночь - 29 ноября, я проснулся от грохота в двери. Минут пять спустя я, надевая брюки, не сводил молящих глаз с божественных книг оперативной хирургии. Я слышал скрип полозьев во дворе: уши мои стали необычайно чуткими. Вышло, пожалуй, еще страшнее, чем грыжа, чем поперечное положение: младенца привезли ко мне в Никольский пункт-больницу в одиннадцать часов ночи, девочку. Сиделка глухо сказала:
- Слабая девочка, помирает... Пожалуйте, доктор, в больницу .. .
Помню, я пересек двор, шел на керосиновый фонарь у подъезда больницы, как зачарованный смотрел, как он мигает. Приемная уже была освещена, и весь состав моих помощников ждал меня уже одетый и в халатах. Это были: фельдшер Демьян Лукич, молодой еще, но очень способный человек, и две опытных акушерки - Анна Николаевна и Пелагея Ивановна. Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным и назначенным заведовать Никольской больницей.
Фельдшер распахнул торжественно дверь, и появилась мать. Она как бы влетела, скользя в валенках, и снег еще не стаял у нее на платке. В руках у нее был сверток, и он мерно шипел, свистел. Лицо у матери было искажено, она беззвучно плакала. Когда она сбросила свой тулуп и платок и распутала сверток, я увидел девочку лет трех. Я посмотрел на нее и забыл на время оперативную хирургию, одиночество, мой негодный университетский груз, забыл все решительно из-за красоты девочки. С чем бы ее сравнить? Только на конфетных коробках рисуют таких детей - волосы сами от природы вьются в крупные кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это страх, - ей нечем было дышать "она умрет через час", - подумал я совершенно уверенно, и сердце мое болезненно сжалось...
Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет. Эту расцветку я сразу понял и оценил. Я тут же сообразил, в чем дело, и первый раз диагноз поставил совершенно правильно, и главное, одновременно с акушерками - они-то были опытны: "У девочки дифтерийный круп, горло уже забито пленками и скоро закроется наглухо..."
- Сколько дней девочка больна? - спросил я среди насторожившегося молчания моего персонала.
- Пятый день, пятый, - сказала мать и сухими глазами глубоко посмотрела на меня.
- Дифтерийный круп, - сквозь зубы сказал я фельдшеру, а матери сказал: - Ты о чем же думала? О чем думала?
И в это время раздался сзади меня плаксивый голос:
- Пятый, батюшка, пятый!
Я обернулся и увидел бесшумную, круглолицую бабку в платке. "Хорошо было бы, если б бабок этих вообще на свете не было", - подумал я в тоскливом предчувствии опасности и сказал:
- Ты, бабка, замолчи, мешаешь - Матери же повторил: - О чем ты думала? Пять дней? А?
Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени.
- Дай ей капель, - сказала она и стукнулась лбом в пол, - удавлюсь я, если она помрет.
- Встань сию же минуточку, - ответил я, - а то я с тобой и разговаривать не стану.
Мать быстро встала, прошелестев широкой юбкой, приняла девчонку у бабки и стала качать. Бабка начала молиться на косяк, а девочка все дышала со змеиным свистом. Фельдшер сказал:
- Так они все делают. Народ - Усы у него при этом скривились набок.
- Что ж, значит, помрет она? - глядя на меня, как мне показалось, с черной яростью, спросила мать.
- Помрет, - негромко и твердо сказал я.
Бабка тотчас завернула подол и стала им вытирать глаза. Мать же крикнула мне нехорошим голосом:
- Дай ей, помоги! Капель дай!
Я ясно видел, что меня ждет, и был тверд.
- Каких же я ей капель дам? Посоветуй. Девочка задыхается, горло ей уже забило. Ты пять дней морила девчонку в пятнадцати верстах от меня. А теперь что прикажешь делать?
- Тебе лучше знать, батюшка, - заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом, и я ее сразу возненавидел.
- Замолчи! - сказал ей. И, обратившись к фельдшеру, приказал взять девочку. Мать подала акушерке девочку, которая стала биться и хотела, видимо, кричать, но у нее не выходил уже голос. Мать хотела ее защитить, но мы ее отстранили, и мне удалось заглянуть при свете лампы-"молнии" девочке в горло. Я никогда до тех пор не видел дифтерита, кроме легких и быстро забывшихся случаев. В горле было что-то клокочущее, белое, рваное. Девочка вдруг выдохнула и плюнула мне в лицо, но я почему-то не испугался за глаза, занятый своей мыслью.
- Вот что, - сказал я, удивляясь собственному спокойствию, - дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного - операции. И сам ужаснулся, зачем сказал, но не сказать не мог. "А если они согласятся?" - мелькнула у меня мысль.
- Как это? - спросила мать.
- Нужно будет горло разрезать пониже и серебряную трубку вставить, дать девочке возможность дышать, тогда, может быть, спасем ее, - объяснил я.
Мать посмотрела на меня, как на безумного, и девочку от меня заслонила руками, а бабка снова забубнила:
- Что ты! Не давай резать! Что ты? Горло-то?!
- Уйди, бабка! - с ненавистью сказал я ей. - Камфару впрысните, - сказал я фельдшеру.
Мать не давала девочку, когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно.
- Может, это ей поможет? - спросила мать.
- Нисколько не поможет.
Тогда мать зарыдала.
- Перестань, - промолвил я. - Вынул часы и добавил: пять минут даю думать. Если не согласитесь, после пяти минут сам уже не возьмусь делать.
- Не согласна! - резко сказала мать.
- Нет нашего согласия! - добавила бабка.
- Ну, как хотите, - глухо добавил я и подумал: "Ну, вот и все! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасен". И только что подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил:
- Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?
- Нет! - снова крикнула мать.
Внутри себя я думал так: "Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку". А говорил иное:
- Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют.
- Нет! Нет!
- Ну, что же, уведите их в палату, пусть там сидят.
Их увели через полутемный коридор. Я слышал плач женщин и свист девочки. Фельдшер тотчас же вернулся и сказал:
- Соглашаются!
Внутри у меня все окаменело, но выговорил я ясно: - Стерилизуйте немедленно нож, ножницы, крючки, зонд!
Через минуту я перебежал двор, где, как бес, летала и шаркала метель, прибежал к себе и, считал минуты, ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах. Я никогда не видел, как делают трахеотомию. "Э, теперь уж поздно", - подумал я, взглянул с тоской на синий цвет, на яркий рисунок, почувствовал, что свалилось на меня трудное, страшное дело, и вернулся, не заметив вьюги, в больницу.
В приемной тень с круглыми юбками прилипла ко мне, и голос заныл:
- Батюшка, как же так, горло девчонке резать? Да разве же это мыслимо? Она, глупая баба, согласилась. А моего согласия нету, нету. Каплями согласна лечить, а горло резать не дам.
- Бабку эту вон! - закричал я и в запальчивости добавил: - Ты сама глупая баба! Сама! А та именно умная! И вообще никто тебя не спрашивает! Вон ее!
Акушерка цепко обняла бабку и вытолкнула ее из палаты.
- Готово! - вдруг сказал фельдшер.
Мы вошли в малую операционную, и я, как сквозь завесу, увидал блестящие инструменты, ослепительную лампу, клеенку... В последний раз я вышел к матери, из рук которой девочку еле вырвали. Я услыхал лишь хриплый голос, который говорил: "Мужа нет. Он в городе. Придет, узнает, что я наделала, - убьет меня!"
- Убьет, - повторила бабка, глядя на меня в ужасе.
- В операционную их не пускать! - приказал я.
Мы остались одни в операционной. Персонал, я и Лидка - девочка. Она, голенькая, сидела на столе и беззвучно плакала. Ее повалили на стол, прижали, горло ее вымыли, смазали йодом, и я взял нож, при этом подумал "Что я делаю?" Было очень тихо в операционной. Я взял нож и провел вертикальную черту по пухлому белому горлу. Не выступило ни одной капли крови. Я второй раз провел ножом по белой полоске, которая выступила меж раздавшейся кожей. Опять ни кровинки. Медленно, стараясь вспомнить какие-то рисунки в атласах, я стал при помощи тупого зонда разделять тоненькие ткани. И тогда внизу раны откуда-то хлынула темная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. Фельдшер тампонами стал вытирать ее, но она не унималась. Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны, но ничего не выходило. Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь. В злобном отчаянии я сунул пинцет наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь. Рану мы отсосали комками марли, она предстала передо мной чистой и абсолютно непонятной. Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло. И к концу второй минуты я отчаялся его найти "Конец, - подумал я, - зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей..." Акушерка молча вытерла мой лоб. "Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать", - так подумал я, и мне представились глаза матери. Я снова поднял нож и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку. Ткани разъехались, и неожиданно передо мной оказалось дыхательное горло.
- Крючки! - сипло бросил я.
Фельдшер подал их. Я вонзил один крючок с одной стороны, другой - с другой, и один из них передал фельдшеру. Теперь я видел только одно: сероватые колечки горла. Острый нож я вколол в горло - и обмер. Горло поднялось из раны, фельдшер, как мелькнуло у меня в голове, сошел с ума: он стал вдруг выдирать его вон. Ахнули за спиной у меня обе акушерки. Я поднял глаза и понял, в чем дело: фельдшер, оказывается, стал падать в обморок от духоты и, не выпуская крючка, рвал дыхательное горло "все против меня, судьба, - Подумал я, - теперь уж, несомненно, зарезали мы девочку, - и мысленно строго добавил: - Только дойду домой - и застрелюсь..." Тут старшая акушерка, видимо, очень опытная, как-то хищно рванулась к фельдшеру и перехватила у него крючок, причем сказала, стиснув зубы:
- Продолжайте, доктор...
Фельдшер со стуком упал, ударился, но мы не глядели на него. Я вколол нож в горло, затем серебряную трубку вложил в него. Она ловко вскользнула, но Лидка осталась недвижимой. Воздух не вошел к ней в горло, как это нужно было. Я глубоко вздохнул и остановился: больше делать мне было нечего. Мне хотелось у кого-то попросить прощенья, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет. Стояло молчание. Я видел, как Лидка синела. Я хотел уже все бросить и заплакать, как вдруг Лидка дико содрогнулась, фонтаном выкинула дрянные сгустки сквозь трубку, и воздух со свистом вошел к ней в горло, потом девочка задышала и стала реветь. Фельдшер в это мгновение привстал, бледный и потный, тупо и в ужасе поглядел на горло и стал помогать мне его зашивать.
Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок, и одна из них мне сказала:
- Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию.
Я подумал, что она смеется надо мной, и мрачно, исподлобья глянул на нее. Потом распахнулись двери, повеяло свежестью. Лидку вынесли в простыне, и сразу же в дверях показалась мать. Глаза у нее были как у дикого зверя. Она когда я услышал звук ее голоса, пот потек у меня по спине, я только тогда сообразил, что было бы, если бы Лидка умерла на столе. Но голосом очень спокойным я ей ответил:
- Будь поспокойнее. Жива. Будет, надеюсь, жива. Только, пока трубку не вынем, ни слова не будет говорить, так не бойтесь.
И тут бабка выросла из-под земли и перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок. Но я уж не рассердился на нее. Повернулся, приказал Лидке впрыснуть камфару и по очереди дежурить возле нее. Затем ушел к себе через двор. Помню, синий свет горел у меня в кабинете, лежал Додерляйн, валялись книги. Я подошел к дивану одетый, лег на него и сейчас же перестал видеть что бы то ни было; заснул и даже снов не видел.
Прошел месяц, другой. Много я уже перевидал, и было уже кое-что страшнее Лидкиного горла. Я про него и забыл. Кругом был снег, прием увеличивался с каждым днем. И как-то, в новом уже году, вошла ко мне в приемную женщина и ввела за ручку закутанную, как тумбочка, девчонку. Женщина сияла глазами. Я всмотрелся - узнал.
- А, Лидка! Ну, что?
- Да хорошо все.
Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась, но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов.
- Все в порядке, - сказал я, - можете больше не приезжать.
- Благодарю вас, доктор, спасибо, - сказала мать, а Лидке велела: - Скажи дяденьке спасибо!
Но Лидка не желала мне ничего говорить. Больше я никогда в жизни ее не видел. Я стал забывать ее. А прием мой все возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек. Мы начали в девять часов утра и кончили в восемь часов вечера. Я, пошатываясь, снимал халат. Старшая акушерка-фельдшерица сказала мне:
- За такой прием благодарите трахеотомию. Вы знаете, что в деревнях говорят? Будто вы больной Лидке вместо ее горла вставили стальное и зашили. Специально ездят в эту деревню глядеть на нее. Вот вам и слава, доктор, поздравляю.
- Так и живет со стальным? - осведомился я.
- Так и живет. Ну, а вы доктор, молодец. И хладнокровно как делаете, прелесть!
- М-да... я, знаете ли, никогда не волнуюсь, - сказал я неизвестно зачем, но почувствовал, что от усталости даже устыдиться не могу, только глаза отвел в сторону. Попрощался и ушел к себе. Крупный снег шел, все застилало. Фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного - спать.
(Источник: М.А. Булгаков Записки юного врача. Спб, 2002 )
Вопросы:
1. Какие противоречивые чувства испытывал врач перед началом своей первой операции и почему?
2. Какие качества, необходимые врачу, продемонстрировал главный герой до операции и во время нее?
3. Какие трудности ждут каждого начинающего врача в своей профессиональной деятельности, включающей не только лечение больного, но и взаимоотношение с его родственниками?
А.И. ГЕРЦЕН*ДОКТОР КРУПОВ(Отрывок из повести о душевных болезнях)