От равных прав к равным возможностям (70 - е гг. XX в. - ?)
Согласно предложенной периодизации пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии начинается в 70-е гг. нашего столетия. Общество перестает рассматривать себя как унитарный социум, постепенно отказываясь от представления о том, что каждый его член обязан соответствовать принятому стандарту. Формируется новое понимание мира как сообщества, включающею различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества.
При таком понимании социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, аномальных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Идея интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникает иреализуется в контексте либерально-демократических реформ: общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому идругим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество, как мы показали, боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и "навешивание социального ярлыка".
В умах европейцев крепнет убеждение, что любое государство, стремящееся к справедливости иподчиняющееся международным нормам соблюдения прав человека должно руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Что касается детей с особыми потребностями, то такое государство обязано предоставить им соответствующую их потребности возможность обучения.
В докладе "Права человека и инвалидность" (1991) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО (раздел III"Предрассудки в отношении инвалидов и их дискриминация") отражена официальная позиция европейского сообщества: "Образование должно осуществляться, в пределах возможного, в общеобразовательных школах, без какого бы то ни было проявления дискриминации по отношению к детям и взрослым инвалидам. Однако этим критерием не всегда руководствуются из-за предвзятого отношения как властей и преподавателей, так и родителей остальных детей, и даже родителей детей-инвалидов. Таким образом, в большинстве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией".
3. Общее состояние государственной поддержки детей в Украине
В сложном комплексе проблем общественного развития Украины как независимого государства стержневым направлением выступает демократизация и гуманизация всех сфер жизни и деятельности граждан. Тем не менее, если демократические преобразования постепенно приобретают стойкий необратимый характер, то состояние гуманизации, правовой и социальной защиты, сохранение здоровья, всестороннего и гармонического развития детей отстает.
Наиболее заметно отставание проявляется в системе социальной защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Ситуация, что сложилась, характеризуется ухудшением не только количественных, но и качественных характеристик, в частности обострением проблемы здоровья. Лишь за последние года заболеваемость среди детей в Украине, которые в силу различных обстоятельств нередко приводит к инвалидности, возросла на 19,2 процента. Среди хронических неинфекционных заболевании, как прозвучало на коллегии Министерства образования и науки, доминируют психоневрологические (328,8 тис. болезни нервной системы и органов чувств (1,3 млн), вследствие чего у 15-20 процентовподростков происходит снижение психической и социальнойадаптации.
Для детей, которые живут и исключительно трудных социальных условиях (дети-инвалиды, сироты,больные, лети с ограниченными физическими или умственными возможностями развития и пр.) создана разветвленная сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений: детские сады, детские дома, школы-интернаты, школы продленного дня для приходящих детей, учебно-реабилитационные и медико-реабилитационные центры.
В 754 школах-интернатах и детских домах для различных категорий детей (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, умственно отсталые, с задержкой психического развития, с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата) содержатся, учатся и получают комплекс лечебно-коррекционных мероприятии 153,6 тыс. лиц, в том числе и дети-инвалиды, с ограниченными умственными возможностями в 391 школе-интернате (61,6 тыс. лиц).
Уже поступая в школу, около 80 процентов детей имеют те или иные отклонения в состоянии своего здоровья, свыше 10 процентов - задержку психического развития. Количество детей, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, представляет 1,2 миллиона. Как информирует Научный центр радиационной медицины АМН Украины, к началу третьего тысячелетия следует ожидать увеличения количества детей спсихофизическими недостатками.
В таких условиях наблюдается также возрастание детской инвалидности: если на протяжении 1993 г. пополнили группы детей-инвалидов 19 тыс., то в 1998 г. их училось 152 тыс. человек. Из них лишь каждым третий находится в специальном учебном заведении, получая вместе с обучением комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий.
В последнее время слабеет внимание общества к потребностям специальных учреждений, сокращается их сеть, ухудшается материально-техническое оснащение, разрываются ранее налаженные связи с производством. Практически не решается проблема трудоустройства выпускников.
Крайне неудовлетворительно специальные учреждения обеспечиваются учебной, методической литературой, дидактическими и нагляднымн материалами, специальным оснащением, что усложняет достижения конечной цели - социально-трудовой адаптации и интеграции выпускников в общество.
Достаточно острой остается и проблема полного охвата детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями специальным обучением. Значительный процент из них учится в массовой школе, где обучение и воспитание осуществляется без учета особенностей развития таких детей, не соблюдается охранительно-педагогический и лечебный режим, не обеспечивается коррекция присущих им недостатков развития. Затрудняющиеся освоить сложный программный материал и не получающие индивидуальной педагогической помощи, такие дети становятся «трудными», а педагоги всяческими усилиями стараются избавиться от них. Через неблагоприятные условия воспитания у учеников возникает ряд побочных отклонений, которые тяжело корригируются даже в условиях специального обучения.
Заостряется проблема трудоустройства выпускников специальных учебно-воспитательных учреждении. Ежегодно завершает обучение 6,5-7 тыс. выпускников с психофизическими недостатками, из них свыше 4 тыс. умственное отсталых. Одновременно плохо решается проблема оздоровления и медицинского обслуживания детей. Через постоянный недостаток средств в местных бюджетах для потребности образования практически прекращена закупка медицинского оборудования, медикаментов для лечения детей в условиях школы-интерната. Профсоюзные органы, медицинские учреждения самоустранились от решения проблемы оздоровления детей, вособенности аномальных, детей-сирот и тех, что по определенным причинам остались без заботы родителей.
Ухудшается кадровое обеспечение в спецшколах-интернатах. За последние года из школ-интернатов ушли 3,9 тыс. лучших педагогов. Не решен ивопрос обеспечения специальных дошкольных учреждений, школ-интернатов кадрами учителей-дефектологов.