Апперцепция и антиципация

Апперцепция- опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому ит.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие.

Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют качество антиципации. Опосредованное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам. В процессе восприятия происходит актуализация этих образов, что необходимо для интерпретации покупающей в мозг информации. Актуализация мнемонических образов, предвосхищая реальное появление зрительных сигналов, подготавливает антиципирующее представление о них.

Антиципации- качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят. Опережающее опознание основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т.е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон.

Механизм антиципации связан с "акцептором действия" - опережающей подготовкой образца-представления действия и оценкой результатов действия в функциональных системах. В соответствии с представлениями в любом акте восприятия имеется предвосхищение. Восприятие - конструктивный процесс, в котором создаются предвосхищающие схемы для принятия информации. Поступающая извне информация модифицирует исходные предвосхищающие схемы и направляет дальнейшее исследование воспринимаемого объекта.

Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорпый (подсознательный), перцептивный, уровень представлении, речемыслительный (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980). На сенсомоторном уровне осуществляется прослеживание движения объекта, обусловленное предвидением хода развития процесса. Перцептивный уровень включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем панорамных образов. На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением, формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом, антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием, памятью и мышлением, т.е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия. Она обеспечивает преднастройку сенсорной системы к восприятию "слитной" картины мира, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, его континуальность, т.е. пространственно-временную слитность (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980;).

У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.

В исследованиях детей раннего возраста показано, что имеются врожденные механизмы антиципации, которые обеспечивают отбор и организацию новой сенсорной информации. В перцептивном поведении младенцев самого раннего возраста уже представлены элементарные формы антиципации. Начатые в раннем детском возрасте и систематически проводимые в течение длительного времени коррекциоппые занятия могут существенно расширить сферу зрительного опыта и тем самым в определенной мере компенсировать нарушения апперцепции и антиципации.

Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: "Предметы быта и жизнедеятельности человека"; 'Растительный и животный мир" и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображеиия; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним). Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображении и их частей с разной информативной значимостью. Контурные изображения, "зашумлеиные" другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.

Приемы работы с наглядным материалом. Основная стратегия - обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий:

- Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

- Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного инезаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.

- Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.

- Опознание изображении по неполному контуру.

- Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают изапоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простои способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги "окошечка", которое последовательно накладывается на те или

 
  Апперцепция и антиципация - student2.ru

иные части изображений.

Схема 56

Азбука для слепых (рельефный шрифт Брайля)

-

- Зрительный поиск контурных изображений, "зашумленных" другими контурами.

- Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.

- Опознание символических, стилизованных изображений.

В сложном акте восприятия сенсорные и мыслительные процессы взаимосвязаны. Первичный сенсорный анализ на уровне сетчатки завершается аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов зрительной перцептивной системы. Это определяет осознанность и осмысленность восприятия - понимание сущности иопределенного значения объекта, его отношения к другим объектам.

Целостность и структурность, антиципация развиваются на основе механизмов трансформации и реинтеграции мнемонических образов.

Трансформация - усиление одних и ослабление других частей образа; разъединение того, что в оригинале связано, объединение того, что дано отдельно, изменения формы и положения образа, и т.д. Это процесс образного воображения, который очень важно развивать при сужении сенсорно­го входа. Реинтеграция предполагает восстановление образа целого объекта (ситуации) на основе образа какой-либо части и является подлинным мнемоническим процессом. В качестве компенсаторного приема может выступать извлечение из памяти фрагментов образного материала и синтез из них целостного образа на уровне представлений.

Вовлечение в процесс восприятия детей с низким зрением таких мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, обобщение), которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушении осмысленности и обобщенности.

Приемы работы с наглядным материалом по формированию обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.

- Группировка изображении по одному отдельному признаку. Например, перед ребенком на столе в случайном порядке разбросаны двадцать геометрических фигур. От него требуется расположить фигуры так, чтобы они подходили друг другу либо по цвету, либо по форме. Если ребенок затрудняется выполнить это задание по словесной инструкции, то он выполняет его по образцу. Педагог последовательно дает ребенку образцы цвета и формы, в соответствии с которыми группируются фигуры.

- Группировка изображений по двум и более признакам.

- Сравнить два изображения одного класса, Найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.

- Сравнить два и более изображений разных классов. Выделить и обозначить словом свойства, характерные для каждого класса объектов. Отнесение изображений к разным классам.

- Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объему классы (род и вид). Обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и т. п.), по функциональным признакам (птицы перелетные - зимующие, рыбы пресноводные - морские, животные дикие - домашние и т. п.)

- Формирование понятийных обобщений группировка изображений по комплексу видовых признаков, группировка изображений по комплексу родовых признаков.

- Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки, однородных изображений, имеющих классовые различия, определение особенностей, характеризующих объект как отличающийся от всех других объектов.

- Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок запомнил) и по словесному заданию без образца.

- Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам

- Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).

Наши рекомендации