Упражнение № 5 «Путешествие в нирвану»

Цели: 1) развитие чувства эмпатии, доверия к людям; 2) снятие психического напряжения.

Группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек. Первые номера микрогрупп ложатся на столы (на спину) и закрывают глаза. Все остальные под легкую музыку медленно перемещаются вокруг центрального участника и прикасаются ладонями к разным частям его тела от головы до ног, выполняя поглаживающие движения. Прикосновения должны быть нежными, мягкими, неспешными, «оставляющими чувственный след», этичными. Через три минуты участники меняются местами до тех пор, пока все члены микрогрупп пройдут через плеяду прикосновений.

После завершения упражнения каждому участнику надо помочь плавно, не спеша подняться, поставить его в центр круга с закрытыми глазами. Потом все кладут ему на голову и плечи ладони и вместе осуществляют ниспадающие движение рук сверху вниз до его пят (или колен). Это завершающее упражнение «водопад» осуществляется трижды с каждым участником.

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Доверие»

Цели: 1) развитие чувства ответственности, эмпатии, доверия к людям; 2) снятие психического напряжения.

Группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек. Первые номера микрогрупп становятся в середину круга и закрывают глаза. Их руки крест на крест должны быть прижаты к груди. Все остальные члены микрогрупп стоят близко плотным кольцом и начинают по кругу (или от себя к участнику напротив) раскачивать центрального участника. При этом нельзя отрывать от него рук. Со временем амплитуда раскачивания должна быть максимальной. Упражнение считается удавшимся, если центральный участник буквально беззаботно падает из рук в руки, окружающих его товарищей. После завершения упражнения все тесным кольцом обнимают среднего участника и упражнение повторяется уже со следующим членом Т-группы.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Рисунок чувств»

Цели:1)экспрессивное выражение (опредмечивание) эмоционального состояния; 2) снятие эмоционального состояния.

Члены группы на ватмане (формат А4) цветными карандашами, фломастерами, красками выполняют абстрактные рисунки своего актуального эмоционального состояния. На работу отводится до 10 минут.

После выполнение задания, каждый «презентует» свой рисунок, рассказывая, что он на нем изобразил и почему. Члены группы сравнивают, есть ли похожие рисунки или их элементы, обсуждают, почему так получилось и есть ли в них выражение сходных чувств и состояний.

Рефлексия.

Упражнение № 8 «Рождение»

Цель:формирование установки к личностной динамике.

Участники делятся на пары и садятся в шеренгу попарно лицом друг к другу на коврики. Обувь необходимо снять. Руки кладут друг другу на плечи, ногами прикасаются к бедрам друг друга. Образуется труба. Каждый из участников по очереди в роли новорожденного должен не спеша ползком пролезть через импровизированный родовой канал. При этом члены группы могут его мягко подталкивать прижимать, поглаживать. Выбравшегося из «канала» участника встречает тренер со словами «Мы рады твоему рождению в этом мире Мы ждали тебя. А он в ответ должен крикнуть «Я вас всех люблю» и заменить одного из участников, сев на его место, а тот в свою очередь должен выполнять роль новорожденного.

Рефлексия.

Упражнение № 9 «Бег доверия»

Цель:закрепление чувства доверия к членам команды.

Члены Т-группы выходят из круга и строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии двух вытянутых рук, соприкасаясь пальцами (или держась за руки с тем, кто стоит напротив). Один из участников отходит на 5-7 метров от живого коридора участников, разгоняется и мчится сквозь строй. Участники размыкают руки перед его грудью. Далее он становится в строй и уже другой участник бежит сквозь строй. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники выполнят задание. Если участники боятся бежать, замедляют скорость перед строем, целесообразно повторить упражнение для всей Т- группы дважды.

Рефлексия упражнения и всего занятия.

Занятие № 4 «Освобождение самоактуализирующейся личности»

Цель:преодоление страхов и внутриличностных барьеров, мешающих самоактуализации.

Упражнение № 1 «Герб»

Цель:осознание собственных ценностей.

Тренер раздает группе листы белой бумаги (формат А-4) и цветные карандаши (фломастеры).

Каждому предлагается нарисовать свой герб. Герб должен состоять из пяти секторов (форма любая). В первом секторе надо нарисовать 2 – 3 вещи, которые Вы хорошо делаете. Во втором секторе надо изобразить наибольший Ваш успех в жизни. В третьем - поместить рисунок идеального дома (места) для Вашей души. Четвертый сектор должен содержать рисунок части тела человека, которую Вы считаете одной из самых привлекательных и красивых. В пятом секторе надо написать три слова (или три фразы), которые Вы бы хотели услышать про себя.

Участники тренинга выполняют рисунок в течение 7 минут, демонстрируют рисунки группе, задают друг другу вопросы, ведут обсуждение гербов.

Рефлексия.

Наши рекомендации