Примеры разработок практического и семинарского занятий
Образец
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
По учебной дисциплине «Основы конфликтологии»
Тема:«Анализ конфликтных ситуаций, возникающих в межличностном и внутригрупповом взаимодействии»
Время: 4 часа аудиторных занятий +12 часов СРС.
Цели занятия:
1. Закрепление знаний о феноменологии конфликта.
2. Освоение основных методик анализа межличностных и внутригрупповых конфликтов.
3. Формирование умений анализа конфликтных ситуаций, возникающих в межличностном и внутригрупповом взаимодействии на производстве, в педагогическом процессе, в семье, в неформальных отношениях.
Дидактическое обеспечение занятия:
Плакаты:
* схема-модель комплексной картографии межличностного конфликта (методика В.Н. Ковалева);
* схемы анализа педагогического конфликта (методика М.М. Рыбаковой);
* картография внутригруппового конфликта (методика Ш. Фейр и Х.Корнелиус);
* методика МАКС (В.А. Смехова).
Раздаточные материалы:
Карточки задания с конфликтными ситуациями (см. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. - Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006).
I. Задания на самоподготовку:
1. Повторить лекционный материал по темам: «Феноменология конфликта» [3, С. 9 – 18; С. 149 – 160; 9, С.30 - 32], «Основные концепции и теории конфликта» [3, С.19 – 75], «Источники (первопричины) конфликтов» [5, C.7 – 35; 9, С. 23 - 29], «Типы конфликтов и их характеристики» [4, C. 68 - 83], «Методы и методики анализа конфликтов» [7, C.96 – 106; С.92 - 98; 10, С.105 – 106; 6, С.23 - 45], «Динамика конфликта» [3, C.159 - 160; 9, С.43 - 53], «Стили, стратегии и тактики поведения людей в конфликтах» [6, С. 43 - 45].
2. Изучить методики анализа конфликтов(Х. Корнелиус, Э.Берна, В.А. Смехова, В.Н. Ковалева, М.М. Рыбаковой [2, С. 12 – 64; 9, 23 - 45])
3. Составить опорные конспекты по темам(объем каждого конспекта 2 - 3 страницы):
А) Структурные элементы конфликта [1, С. 45 – 68; 3, С.156 - 159].
Б) Конфликты в межличностных отношениях (виды, особенности, причины, подходы) [9, С.91 - 130].
В) Поведение людей в конфликте [3, С.190 – 208; 6, С. 43 – 45, 5., С. 37 - 44].
4. Осуществить исследование стилей поведения в конфликте 5 – 6 человек по методике К. Томаса (модификация Н.В. Гришиной) [187 - 192].
Примечание: Необходимо представить протоколы.
5. Составить описание двух конфликтных ситуаций (семейную и педагогическую). Описание выполнить на отдельных листах (Формат А-4). Объем описания одной ситуации не должен превышать одной страницы.
6. Самостоятельно осуществить анализ не менее 10 конфликтных ситуаций из пособия: Ковалев В.Н. , Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии.- Севастополь: ЧФ МГУ, 2006). При анализе обязательно использовать рекомендуемые выше методики или их комбинации. Задание выполняется устно, но рабочие записи заносятся в тетрадь по практикуму.
7. Выполнить задание тестового контроля (Смотри приложение А1).
II. Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 320 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - 2001. – 224 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 470 с.
5. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. – К.: МАУП, 2003. - 224 с.
6. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. – Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006 – 76 с.
7. Ковалев В.Н. Картографический анализ конфликтов в педагогическом процессе средней школы // Горизонты образования, 2003, №1 (2), С.96 – 106.
8. Ковалев В.Н. Ресурсный анализ межличностного конфликта // Горизонты образования, 2003, №2 (3), С.92 – 98.
9. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. – К.: МАУП, 2002. – 255с.
10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
11. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). – М., Изд. МПСИ, 2002. – 144 с.
III. Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Когда возникло понятие «конфликт?»
2. Дайте определение конфликта и объясните его основные отличия от кризиса, спора, стресса, фрустрации.
3. Перечислите основные структурные компоненты конфликта.
4. Охарактеризуйте основные фазы конфликта.
5. Перечислите основные стили поведения людей в конфликте по К.Томасу и Р.Киллмену.
6. В чем суть «Лесенки У. Юрии и Р. Фишера»?
7. В чем отличие взглядов на источник конфликтов в теории невротической личности Карен Хорни и концепции конфликта Альфреда Адлера и что в них общего?
8. Приведите примеры различных оснований классификации конфликта?
9. Запишите формулу конфликта и дайте ей пояснение.
10. Что такое инцидент?
11. Назовите конструктивные стороны конфликта.
12. Дайте определение конфликтной ситуации.
IY. Ход работы:
4.1. Инструктаж о правилах работы в группе:
1. Практическая работа осуществляется творческими группами (командами) по четыре - пять человек в каждой.
2. Основной метод работы – брейнсторминг (коллективная мозговая атака);
3. Правила работы членов творческих групп:
* принимаются любые, самые невероятные предложения по решению проблемы;
* высказываться лаконично, по существу;
* не перебивать друг друга;
* не критиковать. Вместо критики задавать уточняющие вопросы;
* эмпатия и толерантность должны быть основными правилами межличностной коммуникации;
* предлагает решение капитан команды. Члены группы могут дополнять его версию только после завершения его доклада;
* время на анализ и разрешение ситуации до 10 минут.
Творческая сессия
Группы работают над предложенными им конфликтными ситуациями, используя схемы анализа конфликтов и технологические модели их разрешения.
Защита проектов
* Выступления капитанов команд (руководителей творческих групп) по содержанию анализа конфликтных ситуаций.
* Обсуждение групповых решений и подведение итогов:
- выступают члены творческой группы, дополняя доклад капитана; высказывают альтернативные точки зрения (если таковые есть);
- вопросы, замечания, дополнения членов других творческих групп по проблемной ситуации первой команды.