Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Структура контрольной работы.

Контрольная работа по дисциплине «История педагогики и философия образования» содержит 10 вариантов. Каждый вариант состоит из трех заданий.

Первое задание – написание конспекта, направлено на ознакомление с трудами выдающихся представителей педагогической мысли. Конспект должен занимать не более трех страниц. Если выбрана книга или учебник, то целесообразно законспектировать ее отдельную главу или параграф. Конспектирование предполагает письменное изложение основных положений работы. Конспектирование не должно быть слишком подробным. Главная задача – выделить основную мысль (центральный тезис) научного текста, показать логику ее развертывания, сформулировать основные положения.

Второе задание – это реферативная работа, выполненная на основе анализа педагогических проблем. Реферат(от лат. reffere – докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо (в данном случае – историко-педагогической) проблемы. Цельреферата – передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в изученных источниках.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов:

I этап – изучение литературы;

II – этап – создание и оформление текста реферата;

III этап – на основе письменного реферата составляется текст 5-10-минутного доклада, выносимого на защиту во время зачета. В докладе должны быть освещены цели и задачи реферативного исследования, краткое содержание и общие выводы.

Объем реферата определяется содержанием источников и может колебаться от 14 до 20 листов формата А4.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Традиционно он состоит из 3-х частей:

– вступления (как правило, приводятся краткие сведения об авторе, дается общая характеристика источников, определяются цель и задачи исследования и т.д.);

– основной части (приводятся все существенные положения, новые сведения, содержащиеся в источниках);

– заключения (приводятся выводы автора, обобщения и т.п.).

Третье задание – анализ суждения педагога, направлено на возможность использования своего жизненного, познавательного и педагогического опыта и предполагает необходимость самостоятельного суждения.

Порядок выбора варианта контрольной работы и сроки ее выполнения

Номер варианта выбирается по последней цифре шифра студенческой зачетной книжки. В случае отсутствия работы студенты не допускаются до зачета по дисциплине «История педагогики и философия образования».

Требования к оформлению работы

Работа выполняется на листах формата А4 в рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком или в печатном варианте. На титульном листе необходимо обозначить номер варианта.

Контрольная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием источников с указанием выходных данных.

Задания к контрольной работе

Вариант 1

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Аристотеля «Политика» (Книга VIII)

2. Напишите реферативную работу на тему: «Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо»

3. Перед Вами один из вопросов (quaestio) схоластической «философии образования»: «Может ли один человек учить другого? <…> Представляется, что (videtur quod) один человек не может учить другого, [поскольку] Господь говорит: “Не называйтесь учителями” (Мф 23; 8). <…> Но против (sed contra): апостол говорит (1 Тим 2, 7): “Я поставлен проповедником и Апостолом, учителем язычников в вере и истине”» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 117, 1). Анализируя формальный и содержательный аспекты вопроса, укажите на достоинства и недостатки схоластического метода обучения.

Вариант 2

1. Составьте конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского «Труд и его психологическое и воспитательное значение».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого».

3. Разделяете ли Вы следующее суждение Я.А. Коменского: «Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не трудней, чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячу страниц или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести» (Он же. Избр. пед. соч. М., 1939. С.37). Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию. Укажите философско-мировоззренческие основания данного суждения. Насколько актуально оно для современной педагогики?

Вариант 3

1. Составьте конспект научно-педагогической работы А. Дистервега «О природосообразности и культуросообразности в обучении».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Средневековый университет: генезис, структура, организация учебного процесса, методы обучения».

3. В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?» Согласны ли Вы с суждением писателя? Аргументируйте Ваше мнение. Укажите, какая концепция исторического развития лежит в основании толстовского парадокса.

Вариант 4

1. Составьте конспект научно-педагогической работы В.В. Розанова «Три главные принципа образования»

2. Напишите реферативную работу на тему: «Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева»

3. «Я полагаю, – писал И.Г. Песталоцци, – что нельзя и помыслить о том, чтобы народное образование продвинулось хотя бы на шаг вперед, пока не найдены методы обучения, которые, по меньшей мере до окончания учащимися начальной школы, сделают учителя простым механическим выполнителем метода, результаты которого должны проявить себя благодаря природе самого метода, а не искусству человека, применяющего его» (Он же. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1981. С.93). Разделяете ли Вы данную позицию? Насколько актуально сегодня это суждение? Насколько возможно (и необходимо ли) создание такого метода? Пожалуйста, аргументируйте Ваше мнение.

Вариант 5

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Л.Н. Толстого «Воспитание и образование».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Идея природосообразного воспитания и обучения Я.А. Коменского».

3. Основные идеологические постулаты советской педагогики выражены в следующих суждениях: (1) «Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель» (Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1977. С.265); (2) «Интересы коллектива выше интересов личности» (Там же. С.288). Разделяете ли Вы мнение выдающегося советского педагога? Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

Вариант 6

1. Составьте конспект научно-педагогической работы П.Ф. Лесгафта «Основные проявления ребенка и их значение»

2. Напишите реферативную работу на тему: «Проблема самоидентификации педагогики как науки. Ее отношение к философии, социологии и психологии».

3. Прокомментируйте следующую цитату из платоновского диалога: «Каждому из этих предметов [грамоте, игре на кифаре, гимнастике] ты учился не как будущему своему мастерству (τέχνη), а лишь ради своего образования (παιδεία), как это подобает… свободному человеку» (Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. С.421). Каковы социокультурные предпосылки подобного понимания образования? Какие ценностно-целевые основания античной педагогики можно выявить из анализа данного высказывания?

Вариант 7

1. Составьте конспект научно-педагогической работы С.Т. Шацкого «Школа для детей или дети для школы».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Педагогические воззрения Дж. Локка»

3. Прокомментируйте тезис Э. Торндайка: «Искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или иные реакции». Выскажите аргументы за и против. Насколько актуально данное положение для современной гуманистической педагогики?

Вариант 8

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Дж. Дьюи «Опыт и образование».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Теория образования и воспитания Платона».

3. «Бывает так, что дети считаются прекрасно, коммунистически воспитанными, но если один товарищ сделал что-нибудь нехорошее, то класс его педагогу не выдаст. Если уж такое противоречие может иметь место, то я имею право усомниться в правильной линии воспитателя» (Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1977. С.134). Согласны ли Вы с выдающимся отечественным педагогом? Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

Вариант 9

1. Составьте конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «О народном образовании и индустрии».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

3. В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс на написание работы на тему «Способствовали ли науки и искусства совершенствованию нравов?». В результате, лучшим сочинением были признаны «Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо. Вам предлагается в кратком эссе ответить на тот же вопрос с позиций человека XXI века. В случае как положительного, так и отрицательного ответа на вопрос Дижонской академии, следует привести аргументы, которые не обнаруживаются в «Рассуждениях…». Аргументацию Руссо также следует привести и прокомментировать на предмет ее актуальности для нашего времени.

Вариант 10

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Я.А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед»

2. Напишите реферативную работу на тему: «Русская педагогическая мысль XX века за рубежом».

3. В окончательном виде идеология прогресса, на которой основывалась педагогика Просвещения, предполагает присутствие следующих принципиальных тезисов: «1) наличие в истории закона, обеспечивающего поступательное движение к «совершенству и счастью человеческой расы»; 2) что такой процесс совершенствования отождествляется с ростом научного знания; 3) что наука и технология является принципиальным источником для прогресса морали и политики» (Сапрыкин Д.Л. Regnum Hominis (Имперский проект Френсиса Бэкона). М., 2001. С.68–69). Насколько эти положения актуальны для ценностно-целевых оснований современного образования? В случае несогласия с данными тезисами предложите иные ценностно-целевые основания для современного образования. Аргументируйте Вашу позицию.

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

1) Генезис и этапы развития педагогики как науки

2) «Восточная» и «западная» традиции образования и воспитания в социокультурном контексте

3) Зарождение педагогической теории в Древней Греции. Вклад греческой философии образования в развитие западного образовательного дискурса. Теория «пайдейи» у Платона и Аристотеля.

4) Система воспитания и образования в Древнем Риме. Цицероновская концепция «гуманизма» как образовательная парадигма.

5) Патристика: становление христианской культурно-педагогической традиции как доминирующей идеологии средневекового образования. Роль Церкви в создании системы средневекового образования.

6) Схоластика как антитетический метод исследования и преподавания. Достоинства и недостатки схоластики.

7) Средневековый университет: генезис, структура, организация учебного процесса, методы обучения. Миссия университета в западной культуре.

8) Образовательные программы эпохи Возрождения. Вопросы воспитания и обучения периода Реформации. Контрреформация в образовании: иезуиты.

9) Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона и идеология «знания-силы». «Магистральный» и «инициативный» методы обучения. Место педагогики в бэконовской классификации наук.

10) Философско-мировоззренческие основы педагогики Я.А. Коменского. Идея природосообразного воспитания и обучения. Идея технологизации образования.

11) Эмпирико-сенсуалистские и психологические основы педагогики Дж. Локка. Воспитание джентльмена. Влияние естественно-правовой концепции Дж. Локка на педагогику эпохи Просвещения.

12) Понятия «природа» и «общество» в педагогике Ж.-Ж. Руссо. Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо.

13) Деятельность В.Н. Татищева в области развития профессионального образования в России. Основные этапы становления и развития науки и просвещения в концепции истории образования В.Н. Татищева. Утилитарное основание его классификации наук.

14) Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв.

15) Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.

16) Философские аспекты педагогики Ф.А.В. Дистервега. Принцип культуросообразности.

17) К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки.

18) Психолого-антропологическое направление в российской педагогике XIX в.

19) Представители социально-философского направления в российской педагогике ХIX в.

20) Педагогическая теория А.С. Макаренко. Образование и политика в Советской России

21) Русская философия образования XX века за рубежом.

22) Реформаторская и экспериментальная педагогика XX в., ее основные направления в оппозиции к традиционному образованию.

23) Социальная педагогика XX в. Проблема самоидентификации педагогики как науки. Ее отношение к философии, социологии и психологии

24) Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии.

25) Миссия образования в философско-педагогическом дискурсе XX в.: А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет, М. Шелер.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

· Джуринский А.Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2011. – 875 с.

· Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность. Москва: Канон+ , 2011 – 319 с.

· История педагогики и образования : учебник для вузов / З. И. Васильева и др.; под ред. З. И. Васильевой. - 7-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2013. - 427 с

· Попов В. А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

· Чапаев Н. К. Философия и история образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.К. Чапаев, И.П. Верещагина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013 – 288 с.

Дополнительная литература

· Абеляр П. Пролог к «Да и Нет» // Он же. История моих бедствий. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – С.106–122.

· Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Coda, 1997. – 343 с. [См. главы «Мир как школа» и «Слово и книга»].

· Аристотель. Политика // Он же. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С.375–644.

· Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. – М.: Наука, 1991. – 414 с.

· Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. – Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 416 с.

· Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. – М.: Памятники исторической мысли, 2008. – 459 с.

· Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Он же. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1977. – С.81–522. (См.: Книга I, «Посвящение королю» в Книге II, Книга VI, гл. 4).

· Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1977. – 575 с. [См.: «Афоризмы об истолковании природы, или О царстве человека», «Новая Атлантида»].

· Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М.: Наука, 1989. – 352 с. (См. раздел I, гл. 2).

· Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1940. – С.148–280.

· Гербарт И.Ф. Психология. – М.: Территория будущего, 2007. –

288 с.

· Декарт Р. Правила для руководства ума // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.77–153.

· Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.250–296.

· Демоз Л. Психоистория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

· Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1956. – С.227–235.

· Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1956. – С.55–212.

· Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 c.

· Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Он же. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. – С.244–264.

· Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. – М.: Московский философский фонд, 2001. – 359 с.

· История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. –

512 с.

· Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. – М.: РОССПЭН, 2007. – 264 с.

· Кант И. О педагогике // Он же. Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. – М.: Чоро, 1994. – С.399–462.

· Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Он же. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С.296–317.

· Коменский Я.А. Великая дидактика // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

· Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С.174–191.

· Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 223 с.

· Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.

· Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

· Локк Дж. Мысли о воспитании // Он же. Сочинения в 3-х т.: Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С.407–608.

· Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.

· Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С.261–359.

· Марру А.-И. История воспитания в Античности. – М.: ГКЛ, 1998. – 425 с.

· Миньков В. А. Идеи рационализма в педагогике Англии конца XIX века. – Москва: Флинта, 2013. – 96 с.

· Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х т. Т. I. – М.: Голос, 1992. – 384 с. (См. главы XXV, XXVI).

· Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть 1. – СПб.: Алетейя, 2000. – 429 с.

· Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть 2. – СПб.: Алетейя, 2000. – 496 с.

· От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Маргулис. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 531 с.

· Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С.61–212.

· Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С.295–321.

· Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I. – М.: Мысль, 1994. – 860 с. [См.: «Апология Сократа», «Горгий», «Менон»].

· Платон. Государство // Он же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.:

Мысль. – С.79–420.

· Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, 1994. – 702 с. [см. жизнеописание Ликурга].

· Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 420 с.

· Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 485 с.

· Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.

· Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1981. – C.19–592.

· Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.:Педагогика, 1981. – С.20–42.

· Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука, 1977. – 383 с. [См. письмо LXXXVIII].

· Смит Р. История гуманитарных наук. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 392 с.

· Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.

· Сухомлинский В.А. Избранные работы. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.

· Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах // Он же. Избранные произведения. – Л.: Наука, 1979. – С.51–132.

· Тертуллиан. О свидетельстве души // Он же. Избранные сочинения. – М.: Прогресс, Культура, 1994. – С.83–89.

· Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 544 с.

· Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Джон Б. Уотсон. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – С.9–248.

· Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (ред. К. Сент-Илер и Л. Модзалевский). – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.

· Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – С.194–256.

· Ушинский К.Д. Труд и его психологическое и воспитательное значение // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С.8–26.

· Феномен досуга в античном мире / Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет; коллективная монография под ред. проф. Э.Д.Фролова. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2013. – 464 с.

· Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. – СПб.: Наука, 2009. – 349 с.

· Фребель Ф. Воспитание человека // Он же. Будем жить для наших детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С.27–86.

· Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. – СПб.: Наука, 2007. – 677 с.

· Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972. – 471 с.[ см. «Об ораторе»].

· Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.7–32.

· Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – C.15–56.

· Шмонин Д.В. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 277 с. [см гл. 2.3 «Ratio studiorum» и педагогическая система иезуитов].

· Эразм Роттердамский. О необходимости раннего научного воспитания детей. О методе обучения // Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1995. – С.33–62.

Наши рекомендации