Методические рекомендации. Рассмотрите различные подходы к теории воспитания личности в коллективе

Рассмотрите различные подходы к теории воспитания личности в коллективе. Обратите внимание на дискуссии вокруг личности и педагогической деятельности А.С. Макаренко. Особое внимание уделите учению А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе: его позитивным и негативным моментам.

Задания

1. Подготовьте небольшое сообщение о педагогах внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе (Т.Н. Конникова, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов и др.).

2. Законспектировать:

А.С. Макаренко. Методика организации воспитательного процесса -М., 1977. С. 117-244.

Литература:

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. –М., 1985.

2. Макаренко А.С. Флаги на башнях. –М., 1986.

3. Красовицкий Д.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: какой она видится в конце XX столетия? // Педагогика, 1996, № 1, с. 61-68.

4. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко // Педагогика, 1994, № 2, с. 86-92.

5. Хиллиг Гетц. Макаренко и сталинизм: размышления и комментарии к дискуссионной теме // Педагогика, 1996, № 1, с. 68-76.

6. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. –М., 1986.

7. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы № 210 Ленинграда. -М., 1957.

8. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. –М., 1975.

Занятие 52

Тема: Отечественное образование в кон. ХХ – нач. ХХI вв.

Вопросы для обсуждения

1. Школьная система в России на рубеже ХХ-ХХI вв.

2. Новы формы и методы обучения в российской школе.

3. Проблемы отечественного высшего образования.

4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Болонская декларация.

Методические рекомендации

Рассмотрите школьную систему образования в России на рубеже XX-XXI вв., ее проблемы и необходимость перехода к ее модернизации. Проследите пути вхождения России в мировое образовательное пространство.

Задание

Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 80-90-х гг.

Литература:

1. Доктрина образования в России /Е.П.Белозерцев и др. -М., 1996.

2. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. -М., 1994.

3. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. -М., 1996.

4. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России // Педагогика, 2005, № 3, с. 107-116.

5. Фурсенко А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 года // Народное образование 2005, №1, с. 7-11.

6. Ковалёва Г. Результаты единого государственного экзамена // Народное образование 2005, №1, с. 46-59.

7. Новиков А. Содержание общего образования: от школы знаний к школе культуры // Народное образование 2005, №1, с. 39-45.

8. Клячко Т. Экономика диктует перемены в российском высшем образовании // Народное образование 2004, №10, с. 80-83.

9. Берулава М. Н. Высшее образование России в свете рыночных реформ // Педагогика, 2004, № 8, с. 96-100.

10. Загвязинский В.И. Стоит ли ломать российскую систему высшего образования? // Педагогика, 2004, № 10, с. 91-93.)

Занятие 53

Тема: Нормативно-правовое обеспечение образования

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика международных правовых актов.

2. Нормативно-правовое обеспечение образования в России.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

3. Декларация прав ребенка

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»

5. Организационно-документальное сопровождение учебно-воспитательного процесса: (методическое пособие)/ авт. и гл. ред. В.М. Лизинский ; редкол.: Е.В. Переславцева и др. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 160 с.

6. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство/ А.И. Гретченко, А.А. Гретченко; Междунар. ин-т бизнес-тренинга.- М.: Кнорус, 2009. – 432 с.

Занятие 54

Тема: Основы социальной педагогики

Вопросы для обсуждения

1.Сущность социальной педагогики, ее предмет, объект, основные категории. История становления социальной педагогики.

2.Роль факторов социализации в формировании личности.

3.Практическая деятельность школьного социального педагога.

Литература:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. -М., 1994.

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. –М., 2004.

3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства. –М., 2003.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. –М., 1997.

5. Методика работы социального педагога/Сост. Г.С. Семенов. –М., 2006.

6. Основы социальной педагогики/В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Т.Н. Кудашов и др. –М., 2002.

7. Отечественная социальная педагогика/Хрестоматия/Сост. Л.В. Мардахаев. –М., 2003.

8. Социальная педагогика//Под Ред. М.А. Галагузовой. –М., 2000.

9. Социальная педагогика//Под ред. В.А. Никитина. –М., 2000.

10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. -М., 2005.

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов/ А.В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

Занятие 55

Тема: Управление образовательными системами

Вопросы для обсуждения

1.Сущность, принципы и функции управления педагогическими системами.

2. Государственно-общественная и внутришкольная системы управления образованием.

3. Характеристика Международных нормативных документов (Декларация прав ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка, Болонская декларация).

4. Нормативно-правовая база образования в РФ (Национальная доктрина образования в РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ).

Литература:

1. Бочкарев В., Опалихин В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах//Воспитание школьников, 1995, № 3.

2. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих //Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 2. М., 1982.

3. Лысова Е.Б. Внутришкольное управление во Франции//Педагогика, 1995, №3.

4. Сидорова Н. А. Переход к инновационному управлению вузом // Экономика, Статистика и Информатика. - 2011. - № 3. - С. 11-12.

5. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие для студентов вузов/ М.А. Гончаров. – 3-е изд., стер.. – М.: Кнорус, 2010.-480 с.

6. Мижериков В.А. Управление общеобразовательным учреждением: словарь-справочник/ В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010.-384, [2] с.

Наши рекомендации