Раздел X. Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX века
Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления в оппозиции к традиционному образованию. Опыт (experience) и эксперимент (experiment) как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи. Идея интеграции образования и производства. Проблема ценностно-целевых оснований педагогики в философии образования Дж. Дьюи. Педагогические идеи Э. Торндайка в контексте психологии бихевиоризма.
Социальная педагогика и проблема самоидентификации педагогики как науки. Критика Э. Дюркгеймом естественного воспитания, основанного на психологии индивида. Необходимость историзма в науке о воспитании, обусловленность ценностно-целевых оснований педагогики социальными структурами как принципы социальной педагогики Э. Дюркгейма. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа. Критика экспериментально-психологической педагогики. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера в контексте идеи «гражданского образования».
Миссия образования в философском дискурсе XX в. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. «Здравый смысл» (bon sens) как преодоление образовательного интеллектуализма. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образование» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание» и «знание ради господства». Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии. Тезис Ж.П. Сартра: «Человек есть не что иное, как его проект самого себя». Постмодернистская деконструкция образования. Программа «дескуляризации общества» А. Иллича. Критика образования как репрессивного социального института в философии М. Фуко.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для освоения дисциплины предполагается историко-генетический подход к изложению и усвоению материала, позволяющий проследить генезис и развитие той проблематики, что относится к философии образования. Для этого предусмотрены задания, предполагающие (в рамках избранных тем) иммерсивный подход к исследованию и постижению образовательно-педагогического дискурса соответствующих культурно-исторических образовательных парадигм (согласно методологическим принципам обучения «Школы диалога культур» В.С. Библера).
Данный подход в сочетании с принципами экстернализма и историзма позволяет не только «погрузиться» в социокультурный контекст определенной эпохи и оценивать те или иные педагогические реалии и теории прошлого, исходя из их же парадигмальных установок (что уберегает от соблазна модернизации истории), но и позволяет становиться виртуальным «современником» и «соавтором» (соответственно эпохи, теории и т.п.).
Основания иммерсивного подхода как образовательной технологии усматриваются в «аналитическом» методе изложения [учебного] материала Р. Декарта, в методе «нахождения» (d’invention) прокартезианской «Логики Пор-Рояля» и т.д. Поэтому использование данного подхода уже само по себе дает представление о новоевропейском проекте методической педагогики, т.е. является предметом историко-педагогического изучения.
Помимо этого, при проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция-изложение, лекция-объяснение. Использование традиционных технологий обеспечивает формирование когнитивного компонента профессиональных компетенций будущего педагога.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
4.3. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и для подготовки к практическим занятиям
Практическое занятие I. Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности
Контрольные вопросы:
1) Генезис и основные этапы развития педагогики как науки.
2) Образование на Древнем Востоке: Египет, Индия, Китай.
3) Европейская наука и философия как следствие античного архетипа образования в философии образования Дж. Дьюи.
4) Значение идеи веридикции и «свободоречия» (παρρησία, libertas) в античной традиции образования.
5) Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции: Гомеровское общество и Спарта.
6) Аксиологический и политический аспекты «пайдейи» (παιδεία) в классическую эпоху древнегреческой истории.
7) Сократовская идея воспитания как «самопознания» (γνωθι σεαυτον)
8) Философия «пайдейи» в трудах Платона и Аристотеля
9) Формирование в поздней античности «свободных» (artes liberales) и «механических» (artes mechanicae) «искусств» как двух образовательных программ.
10) Образовательный аспект древнеримской идеи «гуманизма» (humanitas).
Задания:
1) Соотнесите этапы становления и развития научной педагогики с этапами генезиса и развития научного познания, представленными в: Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с. [Глава I]. Насколько, на Ваш взгляд, изоморфны процессы становления древнегреческих теоретической философии (математики и т.д.) и теории образования и воспитания (παιδεία)?
2) Приведите примеры импликации архетипических стратегий воспитания и образования в различных областях античной культуры (в сравнении с Востоком). Например, в реалиях античного полиса (демократия, процедура дебатов, судебная практика, дипломатия, военное искусство).
3) Прокомментируйте следующую цитату из платоновского диалога: «Каждому из этих предметов [грамоте, игре на кифаре, гимнастике] ты учился не как будущему своему мастерству (τέχνη), а лишь ради своего образования (παιδεία), как это подобает… свободному человеку» (Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. С.421). Каковы социокультурные предпосылки подобного понимания образования? Какие ценностно-целевые основания античной педагогики можно выявить из анализа данного высказывания?