Раздел III. Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета

Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина. Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики.

Философские аспекты образования в эпоху Патристики. Основные функции и задачи раннехристианского образования: апология, миссия, познание Бога. Эволюция отношения Церкви к античной («языческой») образованности.

Средневековые культурно-образовательные возрождения (renovatio). Их отличие от итальянского Ренессанса. Возрождение XII века и арабская культура.

Философские аспекты образования в эпоху Высокого Средневековья. Схоластика как метод исследования текста и метод обучения. Средневековый университет: генезис, структура, организация учебного процесса, методы обучения (lectio, комментарий, диспут). Преподаватель университета как ремесленник: размывание границы между «свободными» науками и «механическими искусствами» (artes mechanicae). Роль Церкви в становлении университета. Десакрализация книги в средневековом университете.

Раздел IV. Образовательная парадигма на этапе становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Педагогический дискурс в контексте механицизма

Становление идеологии активизма. Ренессансные гуманистические академии и ученые общества как новые типы научно-образовательных учреждений. Значение герметизма, «естественной магии» (magia naturalis) и идеологии «природного достоинства» (virtù) для становления ренессансного идеала «виртуозного» человека. Аксиология идеала «virtù».

Реформация и Контрреформация. Мартин Лютер и реформирование христианской школы. Язык как культурообразующий фактор и проблемы национального образования. Достоинства и недостатки педагогической системы иезуитов.

Значение механической картины мира для технологизации образования. Элиминация античной оппозиции «естества» (φύσις) и «искусства» (τέχνη) в новоевропейской физике и редукция социальных и биологических процессов к механическим. Роль социокультурной и духовной реабилитации «механических искусств» в развитии профессионального образования. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона и идеология «знания-силы». Метафизические и физические основания взглядов Р. Декарта на воспитание «благородного человека» (honeste homme). «Аналитический» метод обучения, его конкретизация в «Логике Пор-Рояля» (А. Арно, П. Николь).

Философско-методологические основания педагогической системы Я.А. Коменского. Идея технологизации образования в «Великой дидактике». Принцип природосообразности в контексте механицизма. Отношение Я.А. Коменского к проблеме языка науки и образования. Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Вопросы национальной и конфессиональной идентичности образования в России XVII в. Инновации и традиции в образовании: конфликт между «хитростью» и «благочестием». Отношение к ценностям западного образования среди теократов (патриарх Никон) и фундаменталистов (протопоп Аввакум). Значение Собора 1667 г. для становления основ светского образования. Грекофилы и латинофилы: проблема выбора между греческой и латинской культурой в системе образования новой церковной иерархии. Секулярные тенденции в образовании в контексте перехода от «царства» к «империи».

Раздел V. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами

Характерные черты эпохи Просвещения. Секуляризация ценностей, идеология прогресса и натуралистический подход к объяснению человека и общества. Аксиология идеала Просвещения.

Проблемы институциональной организации образования. Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница. Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта.

Генезис натуралистического подхода к проблеме образования. «Мысли о воспитании» Дж. Локка как развитие идей, высказанных в «Опыте о человеческом разумении». Влияние естественно-правовой концепции Джона Локка на педагогику эпохи Просвещения. Понятия «природа» и «общество» в педагогике Ж.-Ж. Руссо. Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо. Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль».

Просвещение в Российской империи XVIII в. Деятельность В.Н. Татищева в области развития профессионального образования. Татищевская концепция истории образования. Утилитарное основание его классификации наук. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Деятельность Ломоносова по созданию русскоязычного научного и образовательного понятийно-терминологического аппарата. И.И. Бецкой как теоретик образования и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма. Проект воспитания «новой породы людей».

Раздел VI. Становление дисциплинарно-сциентистской образовательной парадигмы. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв.

Профессионально-специализированная подготовка кадров как новый тип воспроизводства субъекта научно-образовательной деятельности. Рост научной информации, специализация научного знания, оформление предметных областей науки и появление коллективного субъекта познания. Редукция идеала «человека чести» (honeste homme) к современной профессиональной этике. Значение новых форм трансляции знания для становления национальных дисциплинарно ориентированных научных-образовательных сообществ.

Основные социальные функции новоевропейской науки и образования. Просвещение и формирование мировоззрения. Рационализация и технологизация средств практической сферы человеческой деятельности.

Формирование основных подсистем научно-образовательного знания. Обретение наукой функций производительной и социальной силы как предпосылка для становления технических и социально-гуманитарных дисциплин.

Наши рекомендации