Современные концепции воспитания 7 страница

Навык чтения в школе отрабатывался по «Законам 12 табличек» под руководством наставника (magister ludi или literator). Многие тексты греческих и римских авторов (Вергилия, Овидия, Саллюстия, Цицерона) заучивались наизусть. На занятиях арифметикой систематически пользовались абакой.

Главным при отборе содержания обучения был принцип «пользы» (прагматизма) для обеспечения ученику в будущем успешной жизни и карьеры.

Система древнеримского образования имела следующие ступени.

Образовательное учреждение Условия обучения Содержание образования
Тривиальная (элементарная) школа Начальное, платное обучение с 7-ми лет. Срок обучения 2 года. Чтение, письмо, счет, право (изучение законов)
Лудус Начальное, платное обучение с 7-ми лет (для более состоятельных граждан) Чтение, письмо, счет, право (изучение законов)
Грамматическая школа Средняя ступень образования Высокая плата за обучение Латинская литература, основы римского права, основы философии, греческий язык, греческая литература, география история, математика с основами астрономии
Школа ритора Повышенный уровень образования = с 14-19 лет Срок обучения 4 года Римская и греческая литература, право и философия, математика, астрономия, ораторское искусство
Легионы Воинские формирования для военной подготовки юношей с 16 лет Срок подготовки 3-4 года Физические тренировки, военное искусство

К V в. оформилась программа семи свободных искусств

     
     
Тривиум: грамматика, риторика, диалектика   Квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка

У римлян не привились важные части греческого воспитания – гимнастика, обучение пению и танцам.

В I – II в.в. в Риме появляются первые школы профессионального обучения – медицинские и юридические.

Педагогические идеи Древнего Рима нашли отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, Квинтилиана.

В I в. с возникновением первых христианских общин в Антиохии начинается появление христианских школ – школ катехуменов, школ катехизиса, кафедральных и епископальных школ.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным, религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Главным источником воспитательных идей служила Библия. Христианская школа считала своим долгом воспитывать у детей смирение, аскетизм, потребность во взаимопомощи.

Большинство же христиан вплоть до V в. получали образование в учебных заведения античного типа.

Христианские взгляды на сущность человека и его воспитание раскрыты в философских и педагогических трактатах Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Аврелия Августина и др.

Особенности древнеримской системы образования:

ü высокая роль домашнего/семейного воспитания;

ü классовый характер;

ü практическая направленность, прагматичность;

ü недооценка таких предметов, как: музыка, пение, гимнастика;

ü афинская идея гармоничного развития не получила развития.

2. Педагогические идеи и теории в древнеримской философии

Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.)

- придавал большое значение семейному воспитанию;

- рассматривал жизнь человека как борьбу между силами добра и силами зла, и в этой борьбе помощь должна обязательно оказывать семья.

Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

- настаивал на развитие самостоятельности у детей в обучении;

- считал, что полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения;

- критиковал прагматизм школьного образования;

- развивал идею Сократа о необходимости самопознания.

Ø «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память»

Ø «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других»

Ø «Результат достигается скорее примером, чем наставлением»

Ø «Познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования»

Марк Фабий Квинтилиан (42 г. – ок. 118 г. н.э.)

- ратовал за общедоступное образование;

- разработал систему обучения ораторов;

- разработал методы развития памяти;

- написал рекомендации по воспитанию; выступал против физических наказаний;

- провозглашал «радостное обучение через игру».

Ø «Быстрые умы подобно преждевременным плодам почти никогда не вызревают»

Ø «Поэтами родятся, а ораторами становятся»

Ø «Замечать различие умов», «к чему каждый из них является более способным от природы»

Ø «Битье подавляет стыдливость и развивает рабские качества»

Ø «Оберегайте дитя от учителей-полузнаек»

Ø «Ученики-тупицы на совести педагогов»

Ø «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен»

Ø «Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам»

Ø учитель «должен служить во всем примером и образцом»

Литература

Основная

65. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

66. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

67. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Дополнительная

68. Машкин, Н. А. История древнего Рима / Н. А. Машкин. – Москва : Высш. шк., 2006. – 751 с.

69. Фортунатов, В. В. История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 560 с.

70.

современные концепции воспитания 7 страница - student2.ru

Лекция 4
Школа и воспитание
Средневековья и Возрождения

1. Западноевропейская школа и педагогическая мысль в средние века

2. Педагогика эпохи Возрождения и Реформации

1. Западноевропейская школа и педагогическая мысль в средние века

В средние века господствующее положение в жизни общества занимала церковь, а религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. В этих условиях воспитание и образование носило конфессиональный характер (православное, мусульманское, иудейское и т.д.).

Европейская школа и система воспитания полностью находились под влиянием католической церкви.

Католическая церковь – духовный центр средневекового общества отвергала почти все элементы античной образовательной традиции, считая её «языческой», «дьявольской». Была предана забвению античная идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на человека как изначально «греховного» в воспитании на первый план была выдвинута идея «спасения человеческой души» через умерщвление плоти, аскетизм и духовное возвышение личности («Тело – враг души»).

Античные традиции проявлялись более всего в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системах светского воспитания – ученичестве (в среде ремесленников и купцов) и рыцарском воспитании.

Светское средневековое воспитание
Феодальное = рыцарское Ремесленное, купеческое = ученичество
для старшего сына феодала § до 7 лет – в семье, § до 14 лет – в замке сюзерена в роли пажа, § с 14 лет – оруженосец, § с 21 года – рыцарь.   Прикрепление к мастеру по договору и за плату 1-2 учеников, которые, обучившись профессиональным навыкам, становились подмастерьями, а затем могли открыть собственное дело. Срок обучения – от 2 до 10 лет.

В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей».

Семь рыцарских добродетелей

· Езда верхом

· Владение мечом, щитом, копьем

· Фехтование

· Плавание

· Охота

· Игра в шахматы, шашки

· Сочинение и исполнение песен

В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также превосходства над остальными сословиями. В воспитании будущий рыцарь должен был усвоить «основные начала любви, войны и религии».

Постепенно рыцарское сословие приходит в упадок, а некоторые традиции рыцарского воспитания вошли в идейную основу гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

В эпоху Средневековья расширение системы образования связывают с развитием церковной культуры, т.к. в руках церкви находились практически все школы. В раннесредневековой Западной Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

Система церковного воспитания и обучения
Монастырские школы § внутренние (для служителей церкви) § внешние (для мирян) Кафедральные (епископальные) школы Приходские школы

Приходские школы

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Учиться там могли только мальчики, чей возраст был различным. Срок обучения и возраст в церковных школах не устанавливался.

Содержание обучения в элементарной школе включало:

· чтение и заучивание молитв (Псалтырь, Абецедарий);

· письмо;

· церковное пение (псалмов).

Содержание обучения в школе повышенного образования строилось по программе «семи свободных искусств»:

· тривиум – грамматика (+ лит-ра), риторика, диалектика;

· квадривиум – арифметика, география (+ геометрия), астрономия (+ физика), музыка.

Распространенными методами обучения были зубрежка, слушание наставлений, комментариев к тексту, многократное переписывание текстов – «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу».

Основной формой воспитательного воздействия была церковная проповедь.

В полном пренебрежении было физическое воспитание. В школах царили жестокие наказания.

В XII – XV вв. в крупных городах Европы (Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.) появляются городские школы. Они рождались как из системы ученичества, гильдейских и цеховых школ, так и путем видоизменения приходских школ. Программа городских школ носила прикладной характер. Кроме латыни, там изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.

Постепенно городские школы разделились на:

· школы счета (программа элементарного образования);

· латинские школы (программа повышенного образования).

Преподавание во всех учебных заведениях велось на латинском языке.

В XII – XIII вв. в Западной Европе крепнут элементы светской культуры. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Задачу примирения религии и науки берет на себя схоластика (chola – школа, школьное учение) – религиозная философия, особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования. Она оживляла застывшую религиозно-философскую мысль, развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, превратившись в «формальную бессодержательную философию», перестала играть прогрессивную роль, и, напротив, стала тормозом дальнейшего поступательного развития.

Важным этапом в развитии образования стало открытие университетов (universitas – целостность, совокупность, общность) – союз людей интересующихся наукой – профессоров и студентов. Сегодня это учебно-научные учреждения, готовящие специалистов и ведущие исследования по различным направлениям научного знания.

Первые университеты появились в XI – XII вв. в Италии, а затем во Франции и Англии (Болонский, Парижский, Оксфордский).

Первые университеты включали 4 факультета (facultas – способность, возможность): подготовительный (артистический), богословский, юридический и медицинский факультеты.

Студенты, обучающиеся на подготовительном факультете получали степень бакалавра, а при его успешном окончании – магистра. Затем студент мог перейти на специальный курс (факультет), по окончании которого ему присуждалась степень доктора наук.

Важной чертой университетов являлся их межнациональный, демократический характер.

Структура университета

Бурса – студ. квартира   Ректор   Университетский суд
  Деканы    
  Факультеты  
Богословский Медицинский Юридический
Артистический (подготовительный и общеобразовательный)
             

Срок обучения: 5-7 лет

Содержание образования: программа «семи свободных искусств».

Методы обучения: лекции (ординарные и повторительные), проблемные лекции (квестия), диспуты.

Сеть университетов в Европе очень быстро росла: если в XII в. их насчитывалось около 10, то в XIII в. ≈ 19, а XIV в. – более 40, в XV в. – 80, в XVI в. – уже около 180.

Появление университетов способствовало оживлению общественной жизни, торговли и др. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка).

Основные черты средневекового образования:

X-XII в.в.

- переплетение языческой, античной и христианской традиций;

- сословный характер;

- развитие церковного обучения и воспитания;

- появление первых университетов.

XII-XIII в.в.

- расширение светского образования;

- открытие городских школ (цеховые + гильдейские) на средства магистратуры;

- развитие университетов.

2. Педагогика эпохи Возрождения и Реформации
конец XIV – нач. XVII в.в.

Значительные изменения претерпевает педагогика в эпоху Возрождения(конец XIV – начало XVII вв.). Название эпохи означает возрождение античной культуры, которая на первое место выдвигала всестороннее развитие личности как величайшей ценности. Особенностью гуманистического воспитания этого периода является классический характер образования, в основе которого лежат не только латынь, но и греческий язык, античная литература. Однако главной чертой образовательной политики этого времени является новая, по сравнению со средневековым мировоззрением, оценка человека, его возможностей, способностей и направления развития. Мировоззрение педагогики эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма.

Основные черты педагогики Возрождения:

ü выдвижение на первое место культа человека = гуманизация;

ü уважение личности ребенка;

ü отрицание схоластического обучения и суровой дисциплины;

ü обучение на родном языке;

ü основная цель – формирование нравственно и физически здоровой личности = всестороннее развитие личности ребенка;

ü понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного для ребенка.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внесли гуманисты Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

Гуманистов эпохи Возрождения объединяет вера в безграничные возможности человека, отношение к нему как свободной, самодеятельной личности, творцу своей судьбы и самого себя,

Томазо Кампанелла(1568 – 1639) в произведении «Город солнца» нарисовал государство экономического и политического равенства, во главе которого стоит самый образованный гражданин. Жители города (солярии) свободны от пороков. Их Бог – Солнце, природа. В городе поощряется изучение науки, искусства, прививается любовь ко всему прекрасному, признается естественная красота человеческого тела. Девочки и мальчики учатся вместе различным наукам, ремеслам, труду. Кампанелла отстаивает принцип общественного воспитания, связывает обучение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, возврат к природе. В обучении Кампанелла выдвинул принципы наглядности и соревновательности как обязательных условий эффективного образования.

Франсуа Рабле (ок 1494 – 1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»остро обличал пороки средневекового воспитания и рисовал идеал гуманистического воспитания как гармоничное телесное и духовное развитие личности. В романе Рабле представил программу воспитания «свободного и благонравного человека» путем развития заложенных в нем природой задатков.

Мишель Монтень (1533 – 1582) в знаменитом произведении «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность, он верит в огромные возможности человеческой природы и скептически оценивает идею божественного провидения. Он считает, что ребенок есть природная индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом портит неправильное общество. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому мышлению, считал Монтень, поэтому, обучение должно быть таким, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель».

Томас Мор (1478 – 1533) в своем произведении «Утопия» разоблачал схоластическое, жестокое и грубое средневековое воспитание. Он высоко оценивал роль образования для человека, считая, что только образованный человек может добиться счастья. Идеалом и целью воспитания признавал гармонически развитую личность. В человеке он особенно выделял общественно значимые качества личности – скромность, добродетельность, трудолюбие, доброту. Мужчины и женщины должны получать равное образование. Школьное образование должно опираться на практический опыт, а также предполагает обязательное участие всех в физическом труде.

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации,принявшее форму борьбы против римско-католической церкви..

Реформация (reformatio – преобразование, исправление) – это широкое религиозное, социокультурное и общественно-политическое движение, направленное на обновление христианства и переустройство всей жизни в соответствии с новыми ценностями и идеалами. Реформация выдвинула свое понимание природы и путей воспитания человека. По сути, это новое движение смыкалось с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

Лидеры этого движения (Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, М. Лютер, Ф. Меланхтон) провозглашали принцип индивидуальности «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом.

Развитие западноевропейской школы в XV – начале XVII века тесным образом связано с происходившими экономическими, политическими, социальными и педагогическими процессами.

В этот период четко оформились 3 типа учебных заведений.

I ступень – элементарного образования – школы начального обучения (низшие городские школы).

Именно эти школы приняли на себя весь удар борьбы нового со старым. Лютер, Кальвин и др. провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке. Число таких школ в рассматриваемый период заметно возросло, они учреждались властями и общинами – малые школы (Франция), угловые школы (Германия).

Воспитание в этих школах по-прежнему проходило в рамках религиозных догматов, царило наличие системы жестоких наказаний, преобладал словесный метод обучения, отказ от физического воспитания. Полное начальное образование было доступно только верхушке общества.

II ступень – повышенного общего образования – городские (латинские) школы.

Учебные заведения повышенного уровня образования были тесно связаны с предшествующими городскими и церковными школами. Они имелись во всех крупных городах Западной Европы. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями, постепенно выходя из-под церковного управления и подчиняясь местным, городским властям.

Кроме городских школ в этот период были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования – гимназии (Германия), грамматические и публичные школы (Англия), коллежи (Франция), школы иеронимитов (Германия, Нидерланды, Франция и др.), дворянские школы (Мейссен, Верона, Флоренция, Падуя, Венеция), школы иезуитов (Вена, Рим, Париж и др.).

III ступень – высшего образования – университеты.

Особенностью развития высшего образования можно считать существенный рост числа университетов в этот период, в XVI в. их количество увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим веком.

Высшее образование также оказалось на стыке борьбы старого с новым. Создание новых и реорганизацию уже имеющихся университетов брали на себя католическая церковь и деятели Возрождения. Так, в германских государствах в XVI – XVII вв.действовало 7 университетов, подчинявшихся Ватикану, они опирались на схоластическое образование.

Центрами университетской реформации и гуманистического образования стали Вюртембергский университет, Страсбургский, Кембриджский, Оксфордский, Парижский университеты.

Таким образом, на смену схоластической системе воспитания раннего Средневековья пришла прогрессивная педагогическая система, в центре которой был поставлен человек, его интересы и возможности. Педагогическая мысль Возрождения ратовала за духовное и физическое развитие человека, приучение к самостоятельному мышлению, формирование высоких нравственных качеств в духе гуманистической морали. Основой для развития человека служили науки – латинский, греческие языки, художественная античная литература, мифология, математика, история, естествознание.

Литература

Основная

71. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

72. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

73. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Дополнительная

74. Бондаренко, С. Б. Процесс научного обоснования современной университетской дидактики / С. Б. Бондаренко // Alma mater. – 2015. – № 4. – С. 88–94.

75. Всемирная история : в 6 т. Т. 2 : Средневековые цивилизации Запада и Востока / ред. кол. А. О. Чубарьян (глав. ред.) ; отв. ред. П. Ю. Уваров. – Москва : Наука, 2012. – 894 с.

76. Никольский, В. С. Культурно-исторический контекст развития академической свободы: от высокого Средневековья до эпохи Возрождения / В. С. Никольский // Alma mater. – 2015. – № 4. – С. 94–99.

современные концепции воспитания 7 страница - student2.ru

Лекция 5
Образование и педагогическая
мысль Западной Европы
в XVII–XVIII вв.

1. Образование и педагогическая мысль за рубежом в Новое время

2. Педагогические взгляды в эпоху Просвещения

1. Образование и педагогическая мысль за рубежом в Новое время

Новое время – период становления и развития капиталистических общественных отношений. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к познанию окружающего мира, науке, образованию.

В преддверии Нового времени (XVII – начало XVIII в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход богословско-религиозных взглядов к светским. Как писал Ф. Энгельс, «место догмы, божественного права заняло право человека». Знания теперь рассматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира. «Знание – это сила» – утверждал Френсис Бэкон. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

Соответственно в этот период актуальными становятся проблемы воспитания и образования, что получило отражение в педагогической мысли.

Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. В этот период появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям, разрабатывают прикладные аспекты образовательных методик.

Именно в этот период (XVII – конец XIX вв.) появляется плеяда блестящих мыслителей, заложивших фундамент развития педагогики как самостоятельной отрасли знания: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, И.Ф Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Его по праву называют отцом современной педагогики.

В основе всей педагогической системы Я.А. Коменского, в том числе и дидактической концепции, лежат следующие принципы.

1. Принцип пансофии – приобщение человека к всеобщей мудрости, подлинному знанию. Идея пансофии – это сведение всех добытых человечеством научных знаний воедино, энциклопедичность сведений о реальном мире, в сочетании с христианским учением. Но это не просто сумма знаний, а знания о сущности вещей.

2. Принцип гуманизма – признание самоценности личности человека, его огромных творческих сил и способностей, которые могут и должны быть развиты в процессе воспитания и обучения. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение» – утверждает мыслитель, а «дети как сокровища». Разумно воспитанный человек, по мнению Я.А. Коменского, должен сознательно использовать свои силы и способности на пользу не только себе, но и других людей.

3. Принцип природосообразности означает:

- признание природного равенства людей, в т.ч. равенства на образование;

- учет возрастных особенностей детства (детство, отрочество, юность, возмужалость);

- построение системы воспитания и образования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- руководство в обучении естественным методом образования, основанном на единстве законов природы и образования (через чувства, личное наблюдение, личное чтение, личный опыт);

- построение обучения с учетом природной склонности детей к деятельности.

Коменский Я.А. одним из первых попытался обобщить и привести в систему прогрессивные достижения человечества в области образования, привести в систему объективные закономерности обучения и воспитания.

Свою теорию всеобщего универсального образования он изложил в многотомном труде – «Великая дидактика», в котором частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания.

Он разработал:

- теорию соответствия ступеней образования возрасту детей (материнская школа, школа родного языка, латинская школа, академия);

- систему планомерной организации школьного дела (ввел понятие урока, учебного года, четверти, каникул и т.п.);

- стройную систему классно-урочного обучения;

- обосновал структуру урока (опрос, объяснение, закрепление);

- правила обучения: 1) наглядность – «золотое правило дидактики», 2) сознательность, 3) систематичность, 4) последовательность, 5) прочность, 6) посильность;

- ряд учебных пособий для учащихся («Открытая дверь языков и всех наук» – учебник латинского языка, «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» и др., а также изложил требования к учебникам;

- выдвинул требования к личности учителя, который должен быть широкообразованным человеком («живой библиотекой»), честным, религиозным, высоконравственным, обладать способностью обучать, психологической проницательностью, уметь устанавливать контакт с учащимся, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, иметь высокий уровень культуры, грамотную и правильную речь.

Наши рекомендации